Лицом к Западу

83
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Глобализация. Япония шире открывает «двери» в свою экономику иностранным инвесторам. Вместе с капиталами они способны принести важные преобразования в корпоративный сектор страны.
Yankee go home. Страна восходящего солнца долгое время оставалась относительно закрытой для прямых иностранных инвестиций. Корни у этого явления исторические. До окончания Второй мировой войны столпами японской экономики были корпоративные объединения «дзайбацу». В такой структуре головной холдинг, принадлежащий богатой семье, контролировал большое число компаний в самых разных отраслях. Когда в 1945 году американцы оккупировали Японию, они попытались разрушить эти объединения, в законодательном порядке упразднив финансовые холдинги. Формальным поводом для реформы было участие «дзайбацу» в военных программах японского правительства. Но в действительности это была попытка сломать барьеры, мешавшие проникновению в страну компаний из США. Однако она не увенчалась успехом: система «дзайбацу» лишь видоизменилась, превратившись в «кейрецу». Для такой структуры характерна сложная схема перекрестного владения акциями (как правило, в относительно небольших долях) при отсутствии единого головного холдинга. Каждая из компаний в такой группе внешне выглядит как самостоятельное юридическое лицо, а в действительности она связана с множеством других взаимными финансовыми обязательствами. Внедриться в такую «рыхлую» и, как правило, непрозрачную структуру иностранным, да и вообще любым сторонним инвесторам очень непросто.

Как и «дзайбацу», «кейрецу» стали вызывать растущее раздражение иностранных компаний и представляющих их интересы политиков, особенно в США. Да и в Японии многие уже понимают, что закрытость корпораций - это их слабость, которая может поставить под угрозу национальную экономику в целом. «Корпорациям нужна «свежая кровь», причем не столько финансовая - как раз с этой точки зрения у них возможности вполне достаточные, сколько управленческий опыт, - считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Елена Леонтьева. - Традиционные приемы управления крупным бизнесом в Японии стали устаревать».

В плену традиций. Для большинства японских компаний и сейчас характерны отношение к фирме как к семье и преувеличенное внимание к корпоративной должностной иерархии. Для Японии норма, когда совет директоров формируется исключительно из числа топ-менеджеров компании, прошедших с ней долгий путь. Здесь до недавнего времени было практически немыслимо введение в правление независимого представителя, тем более иностранца. Свою специфику имеет и практика принятия решений: типичный японец не решится открыто возражать своему начальнику, боится очутиться в меньшинстве со своим особым мнением. Притчей во языцех стала система пожизненного найма: для руководства японской компании провести массовые увольнения, пусть даже во имя повышения эффективности - значит потерять лицо. Таким образом, дух традиции пронизывает все корпоративное управление и мешает компаниям динамично развиваться, а в кризисной ситуации - принимать решительные меры.

Сейчас у Японии есть шанс изменить ситуацию к лучшему. Инициатива исходит сверху - из правительства Дзюнъитиро Коидзуми. Два года назад он в своем годовом послании провозгласил амбициозную задачу: удвоить накопленные в стране иностранные инвестиции за пять лет (в тот момент их объем составлял всего 9,6 трлн иен). Попытки смягчить условия для зарубежных инвесторов были предприняты еще раньше. С 1998 года был отменен закон, запрещающий создание финансовых холдингов. Постепенно выстраиваются более удобные условия для того, чтобы иностранцы покупали доли в японских компаниях через биржу. В корпоративное право вносятся изменения, создающие более благоприятную среду для слияний и поглощений.

Определенные сдвиги уже сейчас отражаются в национальной статистике. Так, в 2004 финансовом году (завершившемся по стандартам японской отчетности в марте прошлого года) приток прямых иностранных инвестиций достиг 4 трлн иен и впервые за последние полвека оказался выше, чем объем капиталовложений японских компаний за рубежом.

Делай, как Гон. Сложность состоит в том, что само корпоративное сообщество Японии не в восторге от «прозападных» инициатив правительства. Возможно, со временем их отношение изменится, ведь у них перед глазами по крайней мере один ярчайший пример спасения компании иностранным инвестором. В 1999 году французская компания Renault купила 36,8% акций Nissan Motor. Японский автопроизводитель находился на грани гибели, нес убытки и был обременен громадными долгами. Французы поставили во главе купленного бизнеса своего человека - Карлоса Гона, который совершил экономическое чудо в рамках отдельно взятой компании. Nissan получил прибыль уже по результатам 2000 финансового года, а сейчас его показателям рентабельности завидуют все конкуренты не только в Японии, но и во всем мире. Но достиг всего этого Карлос Гон, разрушив традиционные корпоративные устои. Когда он пришел в Nissan, компания представляла собой типичную «кейрецу» с долями в почти 1400 фирмах. К тому же японский менеджмент, казалось, не осознавал критичности ситуации. В их представлении Nissan был слишком велик, чтобы погибнуть: в любом случае его «вытащит» родственная финансовая структура, а если не она, так правительство. Новый руководитель поставил цель радикально снизить затраты и для этого, к ужасу японцев, решил закрыть пять заводов. Возможно, окажись Карлос Гон не столь талантливым, сторонникам привлечения иностранных инвестиций в страну сейчас пришлось бы отложить свои лоббистские попытки до лучших времен.

Ослабить настороженность японцев по отношению к иностранцам и западному подходу к корпоративному управлению может и компания Sony. Почти половина ее акций находится в руках иностранных инвесторов, а в прошлом году в компании было сделано сенсационное кадровое назначение: во главе руководящего состава поставили американца Говарда Стрингера. Он стал первым в истории Sony генеральным директором неяпонского происхождения. Причем новый глава компании не только не говорит по-японски, но и не имеет технического образования. Однако показатели американского бизнеса Sony, который он прежде возглавлял, значительно улучшились благодаря его усилиям. Главная задача, которую Говарду Стрингеру предстоит решать, заключается в том, чтобы сделать Sony меньше и эффективнее. Поэтому Sony собирается закрыть 11 из 65 своих заводов, уволить 10 тыс. сотрудников (6,6% штата), из них 4 тыс. - в Японии, а также продать свои непрофильные активы на сумму более $1 млрд.

Впрочем, противники открытости тоже недавно получили аргумент в свою пользу. Речь идет о скандале вокруг интернет-компании Livedoor, заподозренной в подтасовке финансовой отчетности. Ее основатель и глава Такафуми Хори был как раз сторонником агрессивной стратегии расширения, столь непривычной для японцев. В частности, около года назад Livedoor заявила о намерении приобрести вещательную компанию Fujisankei Communications. Это была первая попытка враждебного поглощения в истории послевоенной Японии. И хотя она оказалась неудачной и речь шла об инвестициях внутри страны, проблемы Livedoor усиливают страх японских компаний перед западным стилем в корпоративном управлении в целом.

Многие из них уже начали искать пути защиты от возможных агрессоров. «Процесс распада схем перекрестного акционирования идет медленно, - признает Елена Леонтьева. - И все же за последнее время появились довольно крупные пакеты акций (30-40%), принадлежащие иностранным собственникам. В конце концов Япония придет к такому же международному переплетению капиталов, которое существует, например, между Европой и Америкой. И это пойдет ей на пользу».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль