Российские железные дороги споткнулись о бюджетирование

3276
Нетёсова Анна
эксперт журнала «Финансовый директор»
23 марта состоялось очередное заседание Правления ОАО «Российские железные дороги». Ключевым вопросом заседания стала финансовая стратегия компании на период до 2010 года, которую представил вице-президент по финансам Федор Андреев. «Бюджетное планирование в ОАО должно быть более динамичным» – сказал г-н Андреев. – Сейчас и центральный аппарат, и сами железные дороги занимают излишне жесткую позицию в отношении бюджетных средств, в результате дороги недополучают необходимого финансирования». Точность прогнозирования в ОАО «РЖД» оставляет желать лучшего – по данным за два месяца 2004 года чистая прибыль общества за первый квартал будет почти равна плановой прибыли за весь 2004 год – то есть 8 млрд рублей. Причина – в отсутствии четких процедур формирования бюджетов; годовой бюджет РЖД сейчас разбивается на квартальные без учета сезонных зависимостей и других факторов, которые могут оказать прямое влияние на доходы и расходы железных дорог – инфляции, валютных курсов и т. д.

23 марта состоялось очередное заседание Правления ОАО «Российские железные дороги». Ключевым вопросом заседания стала финансовая стратегия компании на период до 2010 года, которую представил вице-президент по финансам Федор Андреев. «Бюджетное планирование в ОАО должно быть более динамичным» – сказал г-н Андреев. – Сейчас и центральный аппарат, и сами железные дороги занимают излишне жесткую позицию в отношении бюджетных средств, в результате дороги недополучают необходимого финансирования». Точность прогнозирования в ОАО «РЖД» оставляет желать лучшего – по данным за два месяца 2004 года чистая прибыль общества за первый квартал будет почти равна плановой прибыли за весь 2004 год – то есть 8 млрд рублей. Причина – в отсутствии четких процедур формирования бюджетов; годовой бюджет РЖД сейчас разбивается на квартальные без учета сезонных зависимостей и других факторов, которые могут оказать прямое влияние на доходы и расходы железных дорог – инфляции, валютных курсов и т. д.

То же касается и остальных областей финансового управления ОАО «РЖД». Среди наиболее острых проблем г-н Андреев отметил отсутствие четких процедур кредитной политики. «План по кредитам зачастую составляется не на основе кассового плана, как это должно быть, а на основе эмпирических выводов, которые не всегда соответствуют реальности», – сказал он. Для планирования денежных средств общества необходимо провести работу по централизации счетов железных дорог, организации казначейского исполнения бюджета, ведению единой платежной позиции всех компаний, принадлежащих ОАО «РЖД». Также предстоит развивать процедуры управления остатками на счетах РЖД – на начало 2004 года сумма таких остатков достигала 10 млрд рублей. Необходимо пересматривать и налоговую политику. За последние два года железные дороги практически погасили свои долги перед бюджетом, но в результате потеряли значительную долю финансовой гибкости: многие платежи государственным органам проводятся заранее, из-за чего ухудшаются общие показатели ликвидности компании.

Решать все указанные проблемы финансового управления необходимо в самые короткие сроки, иначе компания просто не сможет осуществить далеко идущие планы по привлечению средств на рынке еврооблигаций (заем планируется на 2005 год). Главным тормозом процесса выступает задержка в автоматизации финансового управления. На предприятиях РЖД с 1999 года идет внедрение модулей SAP R/3: в проект вложено уже более 3,5 млрд рублей, однако, пока автоматизация бухгалтерского блока закончена лишь на трех дорогах – Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Красноярской. Головной офис может получать только информацию о доходах компании, информация о расходах собирается только по итогам квартала на основе данных бухгалтерской отчетности.

В настоящий момент генеральным подрядчиком ОАО «РЖД» на проекте внедрения выступает ОЦРВ (Отраслевой центр разработки и внедрения), который подчиняется Министерству путей сообщения. «Этот подрядчик устраивает нас только как один из исполнителей данного проекта, но не как единственный», – сказал начальник управления информатизации ОАО «РЖД» – «Наличие единственного подрядчика вынуждает нас развиваться только теми темпами, какие он может обеспечить». Кроме того, внедрению мешают низкая квалификация персонала компании и отсутствие поддержки проекта внедрения со стороны руководителей.

За последний год был проведен проектный аудит системы, который позволил определить ошибки, допущенные при разработке ЕК АСУФР (Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами, как называют ее в РЖД). По мнению вице-президента Анны Беловой, необходим еще и технологический, и концептуальный аудит, по итогам которого нужно будет принимать решение о дальнейшем развитии системы. «Техническое задание на создание системы было сделано в 2001 году, и в нем учитывалось видение реформы железных дорог, но на сегодня технического задания, которое бы учитывало существующий имущественный комплекс РЖД и текущую финансовую модель, нет» – сказала Анна Белова.

Мнения высшего руководства РЖД относительно решения данной проблемы разошлись. Одни считают, что чтобы не тормозить развитие акционерного общества, необходимо увеличивать число консультантов, то есть проводить тендер на внедрение системы с жесткими контрактными условиями. Другие возражают, что ОЦРВ сейчас является хранилищем уникальной информационной базы и методологических разработок по бизнес-процессам ОАО «РЖД» и в случае его смены придется выполнять работу по описанию деятельности железных дорог фактически заново. Окончательное решение по этому вопросу будет принято на специальном заседании Правления.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль