Томоаки Ниситани: «По российским дорогам ездить страшно»

76
Интервью. Президент «Тойота Мотор» Томоаки Ниситани поделился с «Ф.» перспективами компании и точкой зрения на проблему праворульных машин в России.
- Господин Ниситани, довольны ли в «Тойота Мотор» результатами продаж прошлого года и показателями текущего?

- Как вы знаете, нами представлены два официальных брэнда: Toyota и Lexus. В прошлом году мы продали в общей сложности 47 тыс. автомобилей, а по итогам продаж за первые 9 месяцев 2005 года количество реализованных машин превысило 49 тыс. В то время как план на текущий год - 60 тыс., и мы его, нетрудно заметить, выполним. Поэтому я более чем удовлетворен.

- Иными словами, вам комфортно на российском рынке? Каким вы, кстати, видите его будущее на ближайшие несколько лет?

- Каждый раз, готовясь составлять план на предстоящий год, мы встречаемся с макроэкономистами, беседуем с ними, прислушиваемся к их прогнозам. Так вот, согласно их оценкам, российская экономика будет в течение еще нескольких лет испытывать рост, а с ней и авторынок. Хотя это и так легко предположить, если обратиться к статистике: сегодня в стране эксплуатируется более 25 млн автомобилей. Из них половина - в возрасте старше десяти лет, еще треть - старше пяти. Сколько остается на новые автомобили? Так что у российского авторынка еще большой потенциал. Прибавьте к этому еще то, что качество жизни год от года улучшается, доходы населения растут, увеличивается доступность банковских автокредитов. Это еще три причины, по которым мы уверены в дальнейшем росте рынка. В этом, кстати, уверены и банки - поэтому покупок в кредит становится все больше. Сейчас иностранные банки охотно предлагают кредитоваться на пять лет.

- Если речь зашла о кредитах, скажите, сколько процентов покупателей прибегают к их помощи?

- Точных данных не назову, но здесь тоже наблюдается определенная динамика. В то время как в прошлом году по России в кредит было куплено около 10% машин, сейчас этот показатель вырос, например в Москве и Петербурге он составляет 20-30%. В регионах пока меньше.

- Это очень мало по сравнению с Японией?

- Да, в Японии в кредит продается 50% продукции Toyota.

- А российский автолюбитель славится своей смекалкой и золотыми руками. Учитываете ли вы этот фактор в области сервисного обслуживания?

- В любом случае я надеюсь, что наши покупатели будут обслуживаться только у официальных дилеров. В производстве новых моделей используются сложные современные технологии, и, если что-то ломается, нужно специальное оборудование. Мы регулярно проводим тренинги для повышения квалификации технических специалистов, работающих в наших дилерских центрах.

- А самих сервисов хватает на растущее количество машин «гарантийного» возраста?

- Сейчас в Москве действительно сложная ситуация, поскольку именно здесь наиболее заметен рост автопарка. В столице пока работает семь центров Toyota и два - Lexus (по России это соотношение - 21/4). Сегодня на многих из них очереди - в основном на кузовной ремонт и покраску: межсезонье, много аварий. А зимой количество ДТП, как правило, еще больше. Решить проблему можно двумя способами: расширять сами станции техобслуживания, создавая новые рабочие места, либо увеличивать загрузку уже имеющихся, вводя дополнительные смены.

- Как вы можете прокомментировать планы Toyota открыть производство в Петербурге?

- В декабре 2007 года завод, построенный в поселке Шушары под Петербургом, начнет работу. Первоначальные планы - 20 тыс. автомобилей Toyota Camry в год. Большая их часть будет продаваться на российском рынке.

- Какова стратегия компании по привлечению управленческих кадров для завода?

- Ключевые позиции на производстве будут занимать менеджеры Toyota из разных стран, в том числе из Японии. Кадры - самый ценный актив любой компании, поэтому сотрудников нового предприятия мы обязательно будем обучать и стажировать на наших объектах за рубежом.

- А почему именно Camry? Ведь это не самое доступное авто в линейке Toyota (от $29 800. - «Ф.»).

- Эта модель является флагманом модельного ряда, нашей гордостью, поэтому начать российское производство было решено с нее.

- В таком случае какая модель на очереди?

- Если все будет хорошо, то следом за Camry появится что-то другое. Пока неизвестно, что именно.

- Может быть, что-то вроде Toyota Yaris? Их часто можно встретить за границей, да и в Москве ездят «серые» машины, но официально В-класс в России вами не представлен. Почему?

- Хороший вопрос. Но дело в том, что однажды, в 1999 году, мы представили Yaris на российском рынке. Продажи продлились год, после чего мы свернули их. Это была, так сказать, проба рынка. И она показала, что рынок не готов к такому сегменту автомобилей. Сейчас все изменилось, и мы подумываем о новом запуске модели.

- Думаю, особенно ее ждут женщины.

- А почему вы решили, что это чисто женский автомобиль? Между прочим, дамы часто отдают предпочтение моделям Corolla или RAV4. Что касается Yaris, это подходящее авто для жителей мегаполиса, в Японии самая продаваемая машина - Vitz, его праворульный аналог. Но точных данных относительно начала официальных продаж этого хэтчбека в России пока нет.

- Если речь зашла о праворульных машинах и «серых» дилерах, считаете ли вы справедливыми попытки российского правительства запретить использование автомобилей с правым рулем?

- Откровенно говоря, мне совсем не хотелось бы отвечать на этот вопрос. Поскольку мы сами ничего не можем поделать в отношении компаний, которые занимаются импортом подобных машин. Безусловно, в России правила дорожного движения созданы для правостороннего движения. Но есть же Дальний Восток, где до 90% автомобилей - именно праворульные, ввезенные из соседней Японии. В июле этого года я был по делам в Хабаровске. Большинство машин, которые мне довелось увидеть, были с правым рулем! Некоторые автомобили такси, милиции, таможенной и даже налоговой служб были праворульными, официальные лица встречали меня на таких же. Одна из причин, почему это происходит, в том, что предложение официальных дилеров на Дальнем Востоке не удовлетворяет спрос.

- В финансовом плане компании сильно мешает импорт подержанных машин?

- Если не брать в расчет регион, о котором мы вели речь выше, то нет, поскольку в европейской части России используется достаточно малое количество «неофициальных» машин.

- Какие новые модели покупатели увидят в ближайшее время?

- На недавней автовыставке в Петербурге мы представили новый седан Lexus IS250 (начальная комплектация будет стоить немногим более $40 тыс. - «Ф.»), а ближе к Новому году покажем кое-что еще.

- Последний вопрос. Господин Ниситани, чем российские дороги больше всего отличаются от японских?

- По российским ездить страшно (смеется). В Японии ситуация другая, там водители действительно соблюдают правила.

i

ТОМОАКИ НИСИТАНИ стал президентом ООО «Тойота Мотор» 15 января 2004 года. На руководящем посту он сменил Норио Нака, возглавлявшего компанию с 1998 года. До этого Томоаки Ниситани в течение пяти лет занимал должность генерального менеджера Toyota Motor Corporation в Японии и отвечал за рынок России и Восточной Европы, включая СНГ.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль