Переделать Германию

53
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Государство. Затянувшаяся выборная эпопея в Германии наконец осталась позади. Теперь кабинету Ангелы Меркель предстоит проводить болезненные реформы, от успеха которых зависит будущее крупнейшей экономики Европы.
Запущенное хозяйство. Новому правительству Германии не позавидуешь: экономика страны сейчас находится, вероятно, в самом серьезном кризисе со времен преодоления послевоенной разрухи. ВВП растет медленно: в третьем квартале он увеличился всего на 0,6% по сравнению показателем за апрель- июнь, а за год рост составил лишь 1,3%. Уровень безработицы достигает 11,6%, а это 4,8 млн человек. Некоторые компании из числа крупнейших проводят реструктуризации, увольняя сотрудников тысячами. Так, в начале ноября Deutsche Telekom сообщила, что в течение трех лет чистое сокращение рабочих мест в компании составит 19 тыс. Месяцем ранее производитель автомобилей DaimlerChrysler объявил, что за ближайший год в подразделении Mercedes Car Group будет уволено 8,5 тыс. человек.

Еще одна головная боль властей - плачевное состояние государственных финансов. Дефицит федерального бюджета уже несколько лет подряд превышает 3% ВВП - лимит, предусмотренный правилами еврозоны. Это вызывает недовольство властей ЕС, и только благодаря статусу нетто-плательщика в бюджет единой Европы Германии до сих пор удавалось избегать санкций. Германия продолжает платить по счету за объединение страны в 1990 году: бывшая ГДР ежегодно обходится бюджету примерно в 90 млрд евро. При этом из 82-миллионного населения в восточной части страны живет всего 17 млн человек.

Хронический бюджетный дефицит привел к стремительному росту госдолга. В следующем году объем чистых заимствований правительства составит 41 млрд евро. На обслуживание старых долгов оно ежегодно тратит примерно шестую часть своих доходов.

«Необходимость реформ в Германии объективно назрела еще во времена правления Гельмута Коля, - считает старший эксперт Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП) Валерий Просветов. - Это касалось, в частности, и рынка труда, и чрезвычайно запутанной налоговой системы. Поэтому кабинет Герхарда Шредера был вынужден начать реформы». По мнению эксперта, преобразования шли в верном направлении, хотя социал-демократов можно упрекнуть в недостаточной решительности в их проведении.

Где взять деньги. За несколько дней до официального утверждения кандидатуры Ангелы Меркель на должность канцлера лидеры христианских демократов и социал-демократов заключили коалиционное соглашение, включающее в себя экономическую программу нового правительства. Лидеры партий решили повременить со снижением налогов, которое, заметим, было одним из ключевых пунктов предвыборной программы христианских демократов во главе с Ангелой Меркель. Вместо этого центральным вопросом на повестке дня станет борьба с дефицитом бюджета.

Документ вызвал в Германии неоднозначную реакцию. Особенно экономистов встревожили планы увеличения налога на добавленную стоимость с нынешних 16 до 19% в 2007 году. Две трети полученных дополнительно денег пойдет на покрытие бюджетного дефицита. Остальное будет компенсировать доходы, выпадающие в результате снижения взносов на страхование от безработицы. Сейчас компании выплачивают на эти цели 6,5% от зарплат своих сотрудников, но в 2007 году ставка будет снижена до 4,5%. Необходимость сокращения стоимости рабочей силы трудно оспорить: по показателю средних издержек на оплату труда Германия опережает все страны ЕС, за исключением Дании. Но возмещение бюджетных потерь увеличением ставки НДС вызывает скепсис у экономистов. «Повышение НДС даже на 3% может закрепить стагнацию личных потребительских расходов, а между тем их рост - важнейшее условие для перехода к устойчивому экономическому подъему, - считает руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Гутник. - К тому же денег, которые правительство получит от увеличения налога, все равно будет недостаточно для того, чтобы компенсировать снижение взносов в социальные фонды и профинансировать инвестиционные и инновационные программы правительства».

Еще одним источником пополнения бюджета станут кошельки состоятельных немцев: с граждан, имеющих более 250 тыс. евро годовых доходов, налог будет взиматься по ставке 45% вместо нынешних 42%. Впрочем, это нововведение не коснется владельцев частных компаний: среди 3,6 млн работающих в Германии бизнес-структур большинство находится в собственности единственного акционера или ограниченного круга частных лиц. Поэтому дополнительное налоговое бремя для богатых не станет панацеей для госфинансов: ожидается, что оно принесет в казну не более 1,7 млрд евро. Критики считают, что ради такой ничтожной суммы вообще не стоило менять ставку.

Правительство продолжит продавать активы: к 2009 году за них планируется выручить 34 млрд евро. В следующем году это коснется оставшихся в госсобственности долей в Deutsche Post и Deutsche Telecom. Затем могут быть приватизированы транспортные активы, прежде всего аэропорты. Наконец, новому правительству предстоит решить вопрос об IPO Deutsche Bahn - компании, управляющей германскими железными дорогами.

Жить по средствам. Германия продолжит сокращать социальные программы и льготы, которые ей уже не по карману. В частности, будут отменены субсидии, предоставляемые покупателям квартир, а также снижены налоговые льготы на сбережения, продажу недвижимости и акций. Старение населения делает неизбежным реформирование систем пенсионного обеспечения и медицинского страхования. Правительство уже заявило, что будет добиваться постепенного повышения пенсионного возраста с нынешних 65 до 67 лет. Решение проблемы растущих затрат на здравоохранение участники коалиции решили отложить до следующего года.

Новому правительству предстоит побороться за еще одну важную и болезненную для немцев реформу, а именно смягчить регулирование рынка труда. В новой программе этот вопрос не обойден стороной. В частности, компании получат право устанавливать 24-месячный испытательный срок для нанимаемых работников вместо нынешнего 6-месячного. Однако правительство не решилось пойти на более кардинальный шаг и лишить профсоюзы права вето в отношении тарифных соглашений.

«С точки зрения создания рабочих мест программа откровенно слаба, - считает Валерий Просветов. - Ничего радикального не предлагается. В то же время повышенная ставка НДС сильно ударит по малым и средним предприятиям, особенно в первый год ее действия. Я не ожидаю улучшения ситуации на рынке труда в ближайшие два-три года».

Экономить Германия будет и на государственных инвестициях: в течение четырех лет на финансирование новых проектов планируется выделить всего 25 млрд евро. Это совсем немного, учитывая, что сумма будет распылена на множество целей: от строительства дорог до исследовательских проектов. «Трудно ожидать социально-экономического прорыва в Германии на основе предложенной правительственной программы, - считает Владимир Гутник. - Она слишком непоследовательна. Здесь проявились издержки политического торга между партиями - партнерами по коалиции, попытка угодить различным группам избирателей. Цели поставлены, безусловно, правильные, но их стало больше, а денег при этом в распоряжении правительства меньше». Эксперт полагает, что уже в ближайшем будущем - к февралю-марту - программа будет подвергнута существенной ревизии.

Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов настроен не столь пессимистично. «Соглашение подвергается критике за то, что государство перекладывает финансирование экономических реформ частично на плечи бизнеса, частично - на наемных работников. Однако мне представляется, что это вынужденная мера, которая если и заслуживает критики, то чисто теоретической. Других возможностей войти в рамки Маастрихтского договора, предусматривающего дефицит бюджета в пределах 3% ВВП, у коалиционного правительства нет», - полагает эксперт. В то же время Владислав Белов не ждет от программы скорых результатов. «Потребуется как минимум год, чтобы почувствовать эффект этих мер. Все станет ясно в 2007 году», - считает он.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль