Новый менеджер проектов

76
Бюджет. Обновленное правительство собирается распределять государственные расходы в условиях небывалого притока средств. В этом году распределение будет осуществляться с помощью новых бюджетных инструментов.
В июне президент Владимир Путин обозначил бюджет следующего года как «бюджет развития». С тех пор эта формулировка не сходит с уст официальных лиц. Собственно, употребляли ее чиновники и политики давно - еще при Борисе Ельцине, но тогда она звучала как-то неубедительно. В правительстве и сами, похоже, не слишком верили в то, что говорили. Но в последнее время вера эта растет вместе с расходной частью бюджета. Государство чувствует себя богатым, щедрым и могущественным. Стоящие у основания властной пирамиды депутаты-единороссы искреннее верят, что чем больше денег, тем больше развития. Поэтому они вносят в закон о бюджете поправки об увеличении зарплат и называют это «бюджетом развития».

А между тем развитие, как учит нас словарь, - это «изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние». Возникнет ли новое качественное состояние, если просто взять и увеличить каждую статью бюджета на треть? Вряд ли. В правительстве это, конечно, понимают. Поэтому периодически обсуждают возможность создания инструментов для распределения средств бюджета на направления, обеспечивающие новое качественное состояние российской экономики.

Однако нынешнее правительство, зарекомендовавшее себя как, возможно, самое осторожное из российских правительств, так и не нашло в себе силы перейти от слов к делу, то есть к созданию новых инструментов. Оно ограничилось лишь неспешным усовершенствованием старых, в первую очередь - федеральных целевых программ, и легкими намеками на внедрение новых, к примеру - Инвестиционного фонда. И к сколько-нибудь качественным изменениям это пока не привело.

Президент, к сожалению, пока остается единственным в стране человеком, способным взять на себя ответственность и изменить властный инструментарий, что он и сделал два с половиной месяца назад, объявив об организации национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жилой недвижимости. Эксперты по-разному смотрят на причины появления этих проектов. Кому-то они кажутся исключительно политическим шагом, призванным не допустить роста общественного недовольства накануне выборного периода, кому-то - лихорадочным метанием в очередной попытке если не улучшить, то хотя бы законсервировать ситуацию в самых сложных сферах общественной и экономической жизни. Но большинство все же склонно видеть в них новый инструмент, пусть пока несовершенный, но необходимый и способный в перспективе изменить ситуацию в стране к лучшему. Отличие его от прежних, таких как федеральные целевые программы, в комплексном и даже глобальном подходе. Состав недавно созданного Совета по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов сам по себе свидетельствует о глобальности подхода: председательствует в нем лично президент, а первым заместителем председателя стал теперь уже бывший глава его администрации Дмитрий Медведев. Сумма, которая будет потрачена на проекты в ближайшие годы (около $20 млрд), тоже впечатляет - государственные вливания в экономику становятся все больше и больше.

Таким образом, следующий год является уникальным для новейшей российской истории. У нас больше денег, чем бывало когда-либо за всю историю Российской Федерации, и у нас есть инструментарий, которого еще никогда не было: это обновленные федеральные целевые программы (ФЦП) и совершенно новые национальные проекты. Значит, есть что делить и есть чем делить. Осталось узнать, как делить, чтобы бюджет-2006 можно было назвать бюджетом развития. Способен ли новый инструментарий это сделать (старый, как видно, не справился) и может ли правительство совладать с новыми инструментами? На последний вопрос ответил сам президент: нет, не способно. Поэтому Владимир Путин делегировал в правительство главу своей администрации, в недрах которой и родилась идея национальных проектов, поддержанная и озвученная президентом. Эти проекты теперь будет курировать первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Его назначение радикально изменило расстановку сил в российской политической элите и обозначило особо серьезное отношение руководства страны к национальным проектам. Теперь политика в области государственных инвестиций обрела новое направление и нового рулевого.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Когда вы поняли, что надо менять (внедрять) или дорабатывать автоматизированную систему бюджетирования?

  • в процессе подготовки и верстки годового бюджета из-за того, что работа шла слишком тяжело 34.29%
  • в процессе сбора фактических данных об исполнении бюджета 60%
  • после подготовки годовой бухгалтерской отчетности 5.71%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль