Андрей Макаревич: «Я не помешан на коллекционировании денег»

57
Интервью. На этой неделе выходит новый альбом Андрея Макаревича и «Оркестра креольского танго» - «Песни Булата Окуджавы». Культовый музыкант рассказал «Ф.», зачем ему понадобилось перепевать чужие песни и как он умещает в жизнь все свои увлечения.
- Когда один состоявшийся музыкант обращается к творчеству другого, на это должны быть веские причины. Почему вы решили воссоздать песни Булата Окуджавы?

- Во-первых, потому, что я очень люблю все, что он делал. Во-вторых, у меня есть ощущение, что в этих песнях заложено гораздо больше, чем Булат Окуджава нам показывал. В них очень много музыки, которая в его исполнении только подразумевается. Сорок лет назад, когда все это пелось, жанр бардовской песни был очень моден. Человек с гитарой был больше, чем человек с гитарой, это был очаг посильного сопротивления «совку». Те времена закончились. Песни пережили свою эпоху, а форма донесения - нет. Это та причина, по которой молодые люди сегодня совершенно не знают Булата Окуджаву. И мне показалось, что мы можем дать его песням вторую жизнь. В нашем варианте они сильно отличаются от оригинала, хотя сохранены и стихи, и мелодия. Альбом получился именно таким, как мне хотелось.

- Когда в вашей жизни появился Булат Окуджава?

- Лет в пять или шесть. Мой отец привез магнитофон из Бельгии и переписал у соседей по даче какую-то странную пленку, где было несколько песен Булата Окуджавы вперемежку с какой-то совершенной бодягой. И я запомнил эти песни, потому что они невероятно отличались от всего остального. Это вообще было первое, что произвело на меня сильное музыкальное впечатление. А потом, спустя десять лет, это наложилось на «битлов» и получилась «Машина времени».

- Из всех бардов только трое не помещались с головой в это жанровое определение: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич. Окуджава вам ближе?

- Каждый из них мне близок по-своему. В отличие от Окуджавы Галича забывают совсем по другим причинам. Все его песни, мастерски написанные с точки зрения поэзии, остро социальны, крепко привязаны ко времени создания. Они - реакция на то, что в те годы творила советская власть. И с исчезновением объекта песни стали неактуальны, а по большому счету непонятны. С Высоцким - другая история. Он настолько силен как исполнитель, что его исполнение - большая составляющая его песен. Поэтому меня чудовищно раздражают все без исключения подражатели Высоцкого. И я совершенно не вижу себя в их ряду. Окуджава же, на мой взгляд, поддается трансформации. Мы начали с того, что отказались от гитары, она звучит всего в одной песне на пластинке. Материал очень сильно утягивает в сторону автора, поэтому надо было рубить с плеча. Так у нас получилось что-то совсем другое.

- Какими должны быть песни, чтобы перешагивать время? Слушаете ли вы собственные композиции двадцатилетней, тридцатилетней давности?

- Если бы был универсальный рецепт, все песни перешагивали бы время. Я думаю, что песня просто должна быть хорошей - без объяснений. А свои сочинения специально, конечно же, не слушаю. Если только случайно - по радио. Никаких особенных чувств не возникает. Я их так хорошо знаю, что могу прокрутить в голове без помощи магнитофона. Хотя иногда бывает смешно послушать, как мы звучали 25 лет назад. Как задорно и наивно одновременно.

- «Оркестр креольского танго» появился потому, что вы хотели исполнять композиции, которые не вписываются в формат «Машины времени». Вам неуютно в устоявшихся границах?

- Да, мне хотелось других музыкальных красок. Например, у Чарли Уоттса, барабанщика Rolling Stones, есть джазовый бэнд. В свободное время он с удовольствием играет музыку, которую Rolling Stones никогда играть не будут. Это то же самое. И когда я ощущаю потребность расширять рамки, я их расширяю.

- Как участникам «Машины времени» удалось не надоесть друг другу за столько лет?

- Не знаю. Спросите у мужа и жены, проживших счастливую совместную жизнь, как они не надоели друг другу. Да, это случается крайне редко. Но и мы редкий случай. Не надоели, и слава богу. Нам просто все еще интересно вместе.

- Вы творческий человек, который сумел состояться еще в молодом возрасте, и при этом вы продолжаете идти вперед. Как вам удалось не «забронзоветь», не почивать на однажды добытых лаврах?

- Слишком много всего интересного в жизни, это заставляет постоянно делать что-то новое. Хотя отказываться от старого не получается, да и не стоит. Например, песне «Поворот» 25 лет, песне «Марионетки» - 30, а их до сих пор хотят слышать на концертах, и даже если бы нам не захотелось их играть (чаще хочется), мы должны. Иначе люди, которые заплатят за билет деньги, уйдут обиженные. Для них эти песни много значат. И вряд ли это только ностальгия по ушедшей молодости, потому что юные люди тоже хотят слышать эти песни, хотя к их молодости это точно никакого отношения не имеет. Почему мы должны лишать их этой радости?

- Одно перечисление ваших профессий, видов деятельности и увлечений может занять полстраницы. Что сейчас занимает вас больше всего?

- Водка. В содружестве с питерской компанией «Гарант» с помощью их технологий я составил рецептуру великолепной водки под банальным названием «Смак». Она уже успела получить золотую медаль за качество на всероссийской ярмарке, и я думаю, эта награда не последняя. Сейчас это предмет моей гордостиѕ Приятно, что расписанная мной в рамках благотворительного фестиваля корова на аукционе оказалась самой дорогой. Я рад, что помог привнести большую сумму в фонд бездомных детей, и очень надеюсь, эти деньги до них дойдут. А 11 декабря, аккурат в день рождения, откроется моя персональная выставка в галерее Аллы Булянской в ЦДХ. Особенного повода нет, просто у меня накопилось много новых работ. Параллельно открывается выставка в Сан-Франциско.

- Как все это помещается в одну жизнь?

- С очень большим трудом. Приходится мало спать и расписывать график своего движения по часам на месяцы вперед. Сплю по 5-6 часов. С одной стороны, тяжело, с другой - привыкаешь.

- Знаю, вы любите читать. Как находите время на чтение? От чего получаете удовольствие?

- Читаю в дороге, там больше нечего делать. Удовольствие получаю от Василия Аксенова, от Михаила Веллера, от Виктора Пелевина, иногда даже от Сергея Лукьяненко. У меня достаточно широкие взгляды. Люблю хорошую поэзию - Юрия Левитанского, Юнну Мориц, Иосифа Бродского. Говорят, Бродский очень мозговой поэт, а что поэт, по-вашему, должен быть идиотом? Он высочайший музыкант, высочайший художник. А все эти сказки про якобы его «математические» стихи придумали, по-моему, от зависти. Мне у него нравится почти все.

- В вашей жизни было бессчетное количество путешествий. Куда ездили в последний раз?

- В Панаму, ездили снимать подводные острова, на которых кипит жизнь. Мы там сняли китовую акулу, что уже большая редкость. Жизнь Мирового океана заканчивается. Если это рассматривать с точки зрения не человеческой жизни, а планетарных изменений, то жизнь в океане, можно сказать, исчезает мгновенно. И очень хочется успеть хотя бы зафиксировать ее на пленке. Через две недели отправляемся с программой «Подводный мир» на Галапагосские острова - страшно интересное место. И хотя мы там уже были, сейчас мы настолько выросли технологически, настолько хорошо научились снимать под водой, что хочется рассказать об этом месте еще раз.

- В одной из ваших песен вы иронично замечаете: «Бесплатно только птички поют». Как вы воспринимаете деньги?

- Эти слова принадлежат Федору Шаляпину. Когда революционные матросы попросили его выступить бесплатно, он им именно это и ответил. Я к деньгам отношусь как нормальный человек. Я не помешан на их коллекционировании, но понимаю, для чего они нужны. И достаточно обеспечен, чтобы о них не думать. Это если говорить о быте. На различные проекты периодически приходится искать деньги.

- А какой из ваших видов деятельности приносит наибольший доход?

- Я не считал. Мне это абсолютно неинтересно.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль