Stanford GSB: борьба за место

142
MBA. Чтобы поступить в Стэнфордскую школу бизнеса, нужно быть гением с мощным интеллектом, великой предпринимательской мечтой и сотней тысяч долларов в кармане.
Есть бизнес-школы старше, чем Stanford Graduate School of Business (SGSB), хотя и ее возраст более чем почтенный - 80 лет. Есть школы значительно больше: например, в Гарварде на курсе MBA учатся 900 человек, а здесь только 365, да и число преподавателей меньше в разы. Есть школы чуть более узнаваемые. Но бытует мнение, что у Стэнфорда нет недостатков, очевидно слабых мест, а достоинства, выгодно отличающие от других «гигантов» бизнес-образования, не пересчитаешь по пальцам одной руки. К тому же школа относится к общепризнанной элите, а значит, ее брэнд, репутация, история, «качество» преподавателей и студентов (это корявое определение чрезвычайно распространено в среде выпускников) на очень высоком уровне. И несколько лет подряд она официально признавалась самой недоступной бизнес-школой мира: конкурс на программу MBA здесь составляет в среднем 30 человек на место, а у ближайших конкурентов - чуть больше 10.

Конкурентные преимущества. Первая преимущественная особенность Стэнфорда - расположение в самом сердце Силиконовой долины, мировом центре новейших информационных технологий. Со стэнфордской школьной скамьи открывается прямой путь в одну из многочисленных высокотехнологических компаний. До 50% вчерашних студентов после выпуска оседают именно здесь. Высокие технологии - одно из двух наиболее ярко выраженных направлений в бизнес-школе. «Если вы хотите создать новые Yahoo, Google или Microsoft, школы с лучшей теоретической, практической, а главное, инвестиционной базой вам не найти», - считает управляющий партнер компании MBA Strategy Дмитрий Бондарь. Нередкие гости - первые лица крупнейших технологических компаний. «Здесь читают курсы такие «акулы бизнеса», как Дэвид Фило (основатель портала Yahoo), Джефф Безос (президент Amazon.com), Энди Грув из Intel и другие», - продолжает Дмитрий Бондарь. И вообще некоторые специалисты считают, что не Силиконовая долина притянула к себе такие бизнес-школы, как Стэнфорд, а наоборот, выпускники SGSB стояли у истоков того, что сейчас называется Силиконовой долиной.

Второе превалирующее направление школы и ее объективно сильная сторона - предпринимательство. Стэнфорд видит свою миссию в создании идей, которые расширяют и углубляют понимание менеджмента. Поэтому особенное внимание здесь уделяется таким дисциплинам, как бухгалтерское дело, финансы, управление кадрами, маркетинг и стратегическое развитие. «Политика школы - давать практические знания так, чтобы человек, получив диплом, смог сразу же их применить. Преподавателями здесь являются известные консультанты, имеющие очень тесные контакты с бизнес-кругами, в том числе и из Силиконовой долины», - отмечает исполнительный директор MBA Consult Виктория Пралич. Здесь гордятся своим подходом к образованию, основанном на фундаментальных знаниях, и значительным акцентом на исследовательской деятельности. Амбициозная задача, которую школа ставит перед собой, - готовить беспрекословных лидеров, которые своими принципиально новыми идеями изменят мир бизнеса. Знаменитый девиз SGSB - Change Lives, Change Organizations, Change the World («измени жизнь, измени организацию, измени мир»).

Еще один плюс, которым не может похвастаться ни одна из топовых бизнес-школ, - небольшая величина классов. Хотя у этого утверждения есть обратная сторона: меньше людей - меньше шансов завести знакомства, меньше потенциальных бизнес-контактов. Но, с другой стороны, в маленьких классах легче создать уютную, благоприятную для общения атмосферу. Она-то и отличает Стэнфорд. «В SGSB между студентами складываются тесные отношения. В крупных бизнес-школах объективно сложнее познакомиться с людьми поближе, здесь же ты всех знаешь по имени и в лицо. В школе в чести неординарность, поэтому Стэнфорд - это содружество интересных людей», - рассказывает выпускник MBA-2003 Денис Куракин. Здесь царит командный дух. «Все студенты в Стэнфорде делятся на поэтов и математиков, - говорит менеджер по развитию бизнеса компании QS Зоя Зайцева. - Эта школа одинаково помогает как абсолютным гуманитариям, так и технарям. Первым она дает необходимые знания во всем том, с чем они ни разу не сталкивались, вторым - «человеческие» курсы - управление персоналом, мотивацию».

Разнообразный студенческий состав - характерная черта Стэнфордской школы бизнеса. Люди разных возрастов, национальностей, профессий, представители разных культур и слоев общества, обладающие разным опытом, но обычно очень широким кругозором, создают многослойный интересный сплав. Руководитель проектов в лондонском офисе Boston Consulting Group Андрей Яшин вспоминает: «30-40% слушателей - это либо бывшие банкиры, либо бывшие консультанты: такие стандартные для бизнес-школы специальности. Но также достаточно много людей, которые занимались самыми разными вещами, например работали в благотворительных организациях. Я был знаком с человеком, в прошлом занимавшим одну из руководящих позиций в Белом доме». За одной партой с вами могут оказаться летчик, учитель, писатель, иезуитский монах.

Говорят, что провести два года в Стэнфорде - это провести два года в раю. Калифорния: мягкий климат, благоприятный как для отдыха, так и для работы, здесь не очень жарко и не очень холодно. Горы, пальмы, цветы, яркие, буйные краски. Под боком - один из красивейших американских городов Сан-Франциско. И океан.

Какие они, стэнфордцы. Создается впечатление - чтобы быть принятым в SGSB, надо работать над собой с раннего детства. Грозную приемную комиссию в последнюю очередь интересуют ваши оценки по сданным экзаменам - они должны быть безупречно высокими. На протяжении последних лет школа удерживает пальму первенства по уровню GMAT (Graduate Management Admission Test) у поступивших студентов. Этот тест для приемной комиссии - знак того, сможете ли вы или нет учиться в бизнес-школе. Он проверяет аналитические и математические способности, а также знание английского языка. И хотя Стэнфорд не устанавливает минимума по GMAT, но в среднем поступившие туда набирают 718 баллов из 800 возможных.

В вашем багаже, с которым вы собираетесь покорять SGSB, непременно должны быть выдающиеся академические успехи, активное ведение общественной деятельности, интересный опыт работы и вызывающая неординарность. Если в других школах пытаются в каждом поступающем разглядеть профессионала, здесь высматривают личность. Интересует все необычное: путешествия на край света, невообразимые знакомства, уникальный опыт (например, очень неплохо, если до поступления вы опубликуете книгу), великие цели, в достижении которых вам просто необходимо именно обучение в Стэнфорде. Приветствуемые качества: энергичность, целеустремленность, сила воли, стойкая вера в свою звезду, открытость, коммуникабельность, лидерский и организаторский потенциал.

Но, даже обладая большинством из перечисленного, вы можете не поступить. «Из девяти наших клиентов в этом году, которые были приняты в лучшие мировые бизнес-школы, четверо подавали документы и в Стэнфорд. Более того, выделяли школу в качестве приоритетной и готовились очень серьезно. Лишь одному человеку удалось попасть в лист ожидания, остальным, к сожалению, не повезло вообще. И это несмотря на то, что им прислали приглашения такие авторитетные школы, как Wharton, Duke, Chicago, MIT», - говорит Дмитрий Бондарь.

«Ходит миф о том, что все студенты Стэнфорда очень заносчивы и высокомерны, - отмечает Зоя Зайцева. - Выпускники этой школы могли назначить в компании интервью и не прийти на него или прийти и откровенно заявить рекрутеру, что я к вам пришел потренироваться, а работать у вас не собираюсь. Многие работодатели стали жаловаться, кто-то даже объявил Стэнфорду байкот. Но все мои знакомые стэнфордцы - очень милые ребята».

В SGSB учиться недешево. Плата за обучение за 9 месяцев 2005-2006 годов составляет $41,5 тыс. Прибавьте к этому проживание - примерно $19 тыс. (если вы приезжаете с супругой или супругом, эта цифра возрастает до $28 тыс.). Остальные расходы, среди которых оплата учебников и медицинской страховки, - еще $7 тыс. Итого первый год в Стэнфорде вам обойдется в $67 тыс. на одного и почти $80 тыс. - на двоих. Школа гарантирует кредит на выгодных условиях (примерно 7% годовых на длительный срок), которого хватает на обучение и проживание. У SGSB существует партнерская программа с банками (в частности, с Citibank), которые считают, что, если человек поступил сюда, проблем с ним не будет.

Частности. В Стэнфорде понимают, что к интенсивной учебе людей, отвыкших от нее, нужно подготовить. Для иностранных студентов разработан специальный курс, помогающий им адаптироваться к американскому образу жизни (занятия можно посещать вместе с супругами). Для всех предназначена ориентационная неделя. Она состоит из множества академических и социальных мероприятий, способствующих акклиматизации в новых условиях. Студенты знакомятся с преподавателями и между собой.

Стэнфорд регулярно посещают известные и влиятельные бизнесмены и политики, которые выступают перед студентами, а порой и читают курсы лекций. Здесь находится Институт Гувера, который, в частности, занимается разработкой американской внешней политики. Так что стэнфордцы могут беседовать с людьми, оказывающими непосредственное воздействие на политику и экономику США. «Гость, который произвел на меня наибольшее впечатление, - Уоррен Баффет. Очень интересно видеть человека-легенду вживую. Он увлекательно рассказывал о себе и задавал аудитории провокационные, не слишком корректные вопросы, что в Америке не распространенное явление. Например, он предлагал каждому из нас в уме просчитать, в какого одноклассника мы бы инвестировали деньги, как в бизнес-проект, а в какого нет, понимая, что его акции в будущем пойдут вниз. Такие вещи обычно не говорят - поэтому подобное неформальное общение и ценно», - делится впечатлениями Андрей Яшин.

Отдельная тема - проживание в Стэнфорде. Особенной любовью стэнфордцев пользуется студенческое общежитие на территории школы, Шваб-центр, смахивающий на дорогой отель: бассейны, аккуратные газончики, фитнес, читальный зал и прочие удобства. Перед вселением студент проходит специальный тест, чтобы администрация поняла, куда лучше поселить новичка - в спокойную зону или тусовочную. Для семейных пар приготовлены отдельные здания.

Жить в бизнес-школе весело. Что ни день, то несколько развлекательных и спортивных мероприятий. Например, здесь существует традиция пить пиво по пятницам на ступеньках школы. «Студенческая жизнь - трагическая нехватка времени, - объясняет Андрей Яшин. - Бизнес-школа, как ничто другое, научила меня ценить и с умом распоряжаться своим временем. Учеба, всевозможные вечеринки, выступление гостевых спикеров, - все это вместе занимало в четыре раза больше времени, чем в принципе было. Часто приходилось делать жесткий выбор между очень интересными вещами». «Студенческая жизнь была сплошным праздником, - дополняет Денис Куракин. - Общение, веселые тусовки. Много времени было потрачено на поиск себя, ответов на вопросы: кто ты, что собой представляешь, чего хочешь от этой жизни. Это было время самоопределения. Стэнфорд дал мне более четкое понимание себя».

В первый год студенты обычно ищут для себя компанию, поэтому и уделяют много времени вечеринкам и различным ужинам. Потом образуется круг людей, близких друг другу по духу, и в течение второго года они тесно общаются уже между собой. Второй учебный год полностью состоит из предметов по выбору. «Преимуществом стэнфордского образования является большое количество специализированных курсов по психологии, которых в Стэнфорде в три раза больше, чем в других школах. Конечно же, изучение лидерства, управления человеческими ресурсами и организационного поведения будут чрезвычайно полезны для будущего управленца», - отмечает руководитель направления «Банки и инвестиции» Penny Lane Consulting Елена Петросян. «Один из самых интересных курсов, которые я посещал в Стэнфорде, был посвящен психологии групп. Он состоял частично из лекций, а в большей степени из практических упражнений. Это совершенно нестандартные методы преподавания, ничего подобного в России я не видел. Этот курс позволяет узнать маленькую группу одноклассников очень хорошо. Но ты не только многое понимаешь о них, ты многое узнаешь о себе», - рассказывает Андрей Яшин.

Россиян в Стэнфорде немного, в среднем два человека на курсе. Большинство из них после выпуска находят работу за границей и на родину не спешат: приобретают драгоценный опыт.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль