Юрий Васильев: "Налоги должны стимулировать возврат капитала"

66
Интервью. Глава комитета по бюджету и налогам Госдумы Юрий Васильев рассказал "Ф." о грядущих изменениях в Налоговом кодексе.
- Юрий Викторович, в последнее время широко обсуждается тема деятельности ФНС и ее давления на бизнес. Какова ваша позиция по этому вопросу?

- Налоговое поле должно быть прозрачным и понятным для компаний и предпринимателей, налоги - стимулировать возврат капитала в страну, деньги - работать на экономику, а не вращаться в офшорах и зарубежных банках: об этом и говорил в своем послании президент.

- Что комитет собирается делать для урегулирования споров налоговиков и бизнеса?

- До конца весенней сессии нам предстоит разрешить ряд проблем в налоговой сфере, таких как использование Конституционного суда для решения налоговых споров, упрощение порядка уплаты налога на доходы и др. Необходимо определить такие формы погашения налоговых задолженностей, которые бы обеспечили интересы государства, но не разрушали при этом экономику.

Наряду со снижением ставок и облегчением налогового администрирования необходимо жесткое соблюдение налогового законодательства. Государство вправе требовать это, устанавливая равные правила игры для всех налогоплательщиков.

Важность проблемы выделил председатель Счетной палаты Сергей Степашин, который отметил, что в 2003 году более 40% состоящих на учете в налоговых органах юридических лиц не представляли отчетов о своей деятельности. В этой связи эффективным должен быть законопроект, направленный в Госдуму президентом, о поправках в ГК и ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Документ предусматривает, что организации, которые в течение года не осуществляли банковских операций и не представляли налоговой отчетности, будут ликвидированы. Сведения о таких организациях будет сообщать ФНС в специальных печатных изданиях. Если по прошествии трех месяцев с момента опубликования сообщения владельцы компании, кредиторы или другие заинтересованные лица не объявятся, предприятие будет исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Оспорить решение ФНС можно будет в течение года.

- Можно ли говорить об ужесточении законодательства в отношении налогоплательщиков?

- Хотелось бы заметить, что ни о каком необоснованном ужесточении процедур налогового контроля речи не идет. Важнейшим принципом, которым необходимо руководствоваться в данном вопросе, является соблюдение баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов. Нам необходимо обеспечить как соблюдение обязательств по уплате налогов, так и защиту прав налогоплательщиков. Этот принцип обязательно найдет отражение в законах, которые будут приниматься. В качестве одной из необходимых мер по совершенствованию налогового администрирования следует также предусмотреть улучшение работы налоговых органов по информированию налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве. Этот вопрос тоже был вынесен на парламентские слушания. Конечно, еще предстоит приложить немало усилий, чтобы сделать налоговую политику предсказуемой, способствующей защищенности прав собственности и снижению уровня различного рода рисков.

Снижение совокупного налогового бремени является нашей приоритетной задачей. Определены и параметры такого снижения - в пределах 1% ВВП в год. Сейчас ведется работа над уменьшением налоговой нагрузки на прибыль организаций, также планируется снижение НДС. Безусловно, будут рассматриваться и предложения по снижению ЕСН, а конкретные решения по нему будут приниматься на основе анализа общего состояния экономики и изменений по другим налогам. Следует также иметь в виду, что снижение налоговой нагрузки может быть реализовано не только путем снижения ставок, но и уточнением налоговой базы.

- Будет ли комитет предлагать законопроекты, которые бы защитили бизнес от излишнего рвения ФНС?

- Мы ждем от правительства законопроект, предусматривающий внесение большого количества изменений в часть первую НК, в котором должны быть прописаны и положения, касающиеся совершенствования налогового контроля. Актуальность этой проблемы всем известна - на нее указывают и президент, и правительственные чиновники, и предприниматели.

В случае если предложенные нормы нас не устроят либо не в полной мере будут защищать налогоплательщиков от возможного произвола налоговых органов, мы готовы внести соответствующие поправки. При обсуждении данного вопроса будем исходить из необходимости соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков.

- Какова позиция комитета в отношении предложений снижения ставки НДС?

- Действительно, в правительстве ведутся споры вокруг ставки НДС. Звучали мнения, что ее нужно снизить до 13%. Это даст возможность бизнесу инвестировать в экономику страны высвободившиеся средства. Выпадающие из-за снижения ставки доходы предлагается компенсировать за счет средств Стабфонда. С этим не согласен Минфин: по его мнению, это приведет к снижению налоговых доходов бюджета. Раздаются и предложения отменить НДС, а вместо него ввести налог с продаж. Большинство же представителей нашего комитета считают необходимым в качестве ориентира определить ставку НДС в размере 15%.

Разумеется, необходимо взвесить последствия унификации ставки налога на социально значимые товары: лекарства, продовольствие и товары для детей, которые сейчас облагаются по пониженным ставкам. Их отмена обязательно должна сопровождаться адекватными мерами, которые не допустили бы повышения цен на эти товары.

- Большинство компаний заботит вопрос возмещения НДС.

- Я считаю необходимым рассмотреть предложение по отмене возмещения НДС - следует разрешить только его зачет, что позволит эффективнее пресекать лжеэскпорт.

- Решение каких прочих актуальных вопросов стоит на повестке дня?

- Назрела необходимость корректировки порядка уплаты акцизов. В первую очередь речь идет об акцизах на нефтепродукты. Практика показывает, что введенные в 2003 году сложные механизмы их уплаты неэффективны. На практике они приводят к снижению собираемости акцизов и создают диспропорции в распределении налоговых поступлений.

Актуальна и проблема несовершенства механизмов налогообложения при недропользовании. В Госдуме неоднократно обсуждалась необходимость дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий недропользования. Решение этой задачи должно быть отражено в качестве ориентира налоговой политики.

Также напомню, что до 2006 года программа правительства предусматривает принятие главы НК "Налог на наследование и дарение" и главы "Налог на имущество физических лиц". Глава о налоге на имущество физических лиц давно готовится к внесению в Госдуму правительством, и пока эта работа не завершена. Главная проблема на пути введения налога - отсутствие единой методики оценки недвижимости. От нее зависит, насколько изменится налоговая нагрузка на всех граждан. Поэтому решение о том, какой метод оценки недвижимого имущества будет закреплен в НК РФ, должно приниматься с особой осторожностью. Данный тезис в полной мере касается и налога на недвижимость, введение которого также запланировано программой правительства. Эти законопроекты депутаты Госдумы рассмотрят до конца весенней сессии.

- Как изменения в налогообложении коснутся малого и среднего бизнеса?

- Сегодня можно вести речь об индексации предельных размеров выручки, являющихся критериями применения упрощенной системы налогообложения. Напомню, что правительство предлагает увеличить объем выручки, дающий право на переход к упрощенной системе, с 11 млн до 15 млн рублей. Уровень дохода налогоплательщика, при превышении которого он должен вернуться на общий режим налогообложения, планируется повысить с 15 млн до 20 млн рублей. Законопроект с этим и другими предложениями скоро должен поступить в Госдуму.

Необходимо также расширить перечень расходов, которые принимаются при исчислении единого налога при упрощенной системе. Одной из проблем, сдерживающих применение упрощенной системы, является освобождение от уплаты НДС по ряду операций. Количество обращений представителей малого и среднего бизнеса по этому вопросу говорит о том, что его решение могло бы стать серьезным стимулом для перехода на данный специальный налоговый режим и в целом повлиять на деловую активность.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль