Небесный «фаст-фуд»

81
Путешествия. Перелет из Лондона в Берлин за несколько евро для большинства российских туристов пока фантастика. Однако в обозримом будущем она может стать реальностью.
Сегодня в странах ЕС десятки авиакомпаний, относящихся к так называемым бюджетным, или перевозчикам-дискаунтерам, предлагают билеты на свои рейсы по цене ниже автобусного или железнодорожного билета. Основные базы компаний, работающих в этом сегменте рынка, - Великобритания и Германия: они раньше других стали продвигать низкотарифные перелеты. В чем же секрет успеха и как экономически можно объяснить шокирующе низкую стоимость билета из Лондона в Париж, из Барселоны в Берлин или из Вены в Милан, который можно купить от 3 евро и выше?

Если традиционные компании еще работают с таким «анахронизмом», как кассы, то почти у всех «бюджетников» билет можно приобрести, оплатив его кредиткой через интернет. Отсутствие дорогостоящих систем резервирования - основной способ сэкономить и соответственно уменьшить стоимость перевозок. Впрочем, билет как таковой на руки и не выдается. После оплаты по электронной почте от компании-перевозчика приходит уведомление о прохождении платежа, которое вместе с вашим паспортом и становится пропуском на посадку.

Другая статья экономии - сервис: ни бесплатных продуктов, напитков и газет, ни прочих приятных мелочей на этих рейсах не предложат, а если вы раздумаете лететь, то денег также не вернут. Взять с собой багаж можно, но максимально допустимый его вес - 10-20 килограммов, за перевес же придется доплатить от 5 евро за килограмм. Экономия на всем - вот принцип дискаунтеров. Это относится и к пунктам приема: самолеты «бюджетников» приземляются не в самых удобных аэропортах. Шведский аэропорт, на который прибывают самолеты крупнейшего в мире перевозчика-дискаунтера компании Ryanair, находится в часе езды от Стокгольма, при полете до Франкфурта из аэропорта до города придется добираться еще дольше. Положение постепенно меняется, сегодня «бюджетники» начинают пользоваться и главными аэропортами. «Наши самолеты, летающие в Берлин, приземляются в Тегеле - аэропорте, весьма близко расположенном от города, а в Лондоне садимся в Станстеде», - говорит пресс-секретарь компании easyJet Саманта Дей.

А вот за безопасность полета можно не беспокоиться: в парках easyJet, Air Berlin и Ryanair только новые самолеты. Пунктуальность этих авиакомпаний также общеизвестна: «Мы не можем позволить простаивать нашим самолетам часами в аэропортах, - заявили в компании easyJet, - поэтому при опоздании на регистрацию на 5-10 минут вас могут просто не пустить на рейс».

Охота за билетом. Покупка самого билета у дискаунтеров - занятие увлекательное, напоминающее лотерею. Увидев на сайте авиакомпании начавшуюся распродажу, следует поспешить: билеты раскупаются моментально. При покупке билета за 2-4 месяца до даты вылета из одного европейского города в другой он вряд ли будет стоить более 20-40 евро в оба конца. За неделю же до отправки самолета билет компаний-дискаунтеров обойдется немногим дешевле традиционных рейсов. Многие туристы, привыкшие к услугам «бюджетников», с нетерпением ждут масштабных распродаж: easyJet проводит их в конце лета, Ryanair и Air Berlin - постоянно. Билеты на рейсы с пятницы по понедельник раза в 2-3 дороже, чем со вторника по четверг - по выходным спрос выше.

Устоявшееся суждение, что клиенты «бюджетников» относятся к малообеспеченному классу, не совсем справедливы. И в Germania Express, и в Ryanair заявили, что их клиентов нельзя назвать людьми бедными, скорее это «те, кто ценит время и деньги, стремясь получить качественную услугу по наиболее оптимальной цене». Такое же мнение высказала Саманта Дей из компании easyJet: «Мы предлагаем массовые услуги, которые интересны различным категориям населения».

Время пришло? У россиян «бюджетные» рейсы пока не вошли в привычку, но и экзотикой назвать их уже нельзя. Воспользоваться услугой можно, хоть без трудностей и не обойтись. Распространенный вариант - полеты на рейсах дискаунтеров из Прибалтики (Риги и Таллина) и Финляндии (Тампере) во Франкфурт, Лондон, Берлин и другие европейские города. Даже с учетом визы (25-35 евро) и трансфера до аэропорта (от 15 до 55 евро) поездка получится не самой дорогой, учитывая, что на рейсы российских авиакомпаний и во время специальных акций билетов дешевле $250 найти практически невозможно. О появлении реального спроса на услуги компаний-дискаунтеров со стороны россиян свидетельствует внедрение рядом питерских турфирм новой услуги: приобретение для клиентов билетов на «бюджетные» рейсы.

В России сегмент «бюджетных» авиаперевозок пока не развит. В 2003 году появилась «первая ласточка» - компания Germania Express, начавшая осуществлять полеты из Москвы в Мюнхен, Берлин и Дюссельдорф по цене 222 евро в оба конца. Ее «настоящим» дискаунтером назвать нельзя: и сервис неплохой, и тарифы постоянные, но вероятность появления в России крупнейших «бюджетников» в 2005-2006 году весьма высока.

В конце прошлого года о намерении выйти на российский рынок заявили представители AirBerlin, Niki и Germanwings. Судя по предварительным расчетам, их тарифы порадуют российских потребителей: билет на рейс из Москвы и Санкт-Петербурга в Штутгарт или Дюссельдорф (в оба конца) обойдется не дороже 140 евро, а в Вену еще дешевле - 110-120 евро. У российских компаний билеты на эти направления значительно дороже.

Кроме них о своем намерении продвигать свои услуги в России сообщили и представители Ryanair, а вот Саманта Дей из easyJet заявила: «Мы надеемся продвигать свои услуги по мере расширения ЕС. Российский же рынок, по нашим наблюдениям, весьма ограничен, и в ближайшей перспективе мы не планируем начинать свою деятельность здесь». Сегодня компания активно открывает новые рейсы в Восточную Европу (Варшаву, Краков, Будапешт, Братиславу) и Прибалтику (Таллин и Ригу). Европейский рынок заполняется, а конкуренция между компаниями возрастает. В этой ситуации приход в Россию «бюджетных» авиакомпаний - вопрос времени.

Без паники. Российские авиакомпании известия о потенциальных конкурентах воспринимают спокойно. В пресс-службе аэропорта «Домодедово» заявили, что ряд компаний-дискаунтеров активно изучает российский рынок, однако этот процесс длительный и трудоемкий. «Даже если они начнут осуществлять рейсы в Россию, их клиентская база будет пополняться не за счет перетекания потока от "традиционных" перевозчиков, а из числа новых потребителей», - заявил представитель пресс-службы аэропорта.

В авиакомпании «Сибирь» массового прихода компаний, работающих в низкотарифном сегменте, также не ждут. «Следует учитывать и тот факт, что если между странами ЕС действует соглашение "открытого неба", то между Россией и европейскими странами вопросы авиаперевозок основываются на двусторонних соглашениях, где четко прописано, какое количество рейсов осуществляется и какими компаниями», - объяснил пресс-секретарь компании «Сибирь» Илья Новохатский. Соответственно выход на рынок любого нового перевозчика потребует длительных и сложных переговоров: в этой ситуации лучшие перспективы для прихода на российский рынок у немецких, австрийских и польских дискаунтеров.

Не видит серьезной угрозы в приходе «бюджетников» и директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал: «Традиционные и бюджетные компании не будут соперничать на рынке: когда хотят есть, одни выбирают фаст-фуд, а другие предпочитают ресторан. Так и здесь: одни откажутся от сервиса, а другие предпочтут более дорогой, но комфортный перелет». По его мнению, клиенты традиционных перевозчиков вряд ли согласятся пожертвовать удобством ради более дешевой услуги.

Массового прихода бюджетных авиакомпаний в ближайшее время не предвидится, однако присутствие одного или двух новых игроков на российском рынке может привести к снижению тарифов на полеты в Европу.

МИНИМУМ СЕРВИСА И ЭКОНОМИЯ НА ВСЕМ - ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА «БЮДЖЕТНЫХ» АВИАКОМПАНИЙ

БЫСТРОГО ПРИХОДА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОМПАНИЙ-ДИСКАУНТЕРОВ НЕ ОЖИДАЕТСЯ

КАК РАБОТАЮТ «БЮДЖЕТНЫЕ» АВИАКОМПАНИИ

Компании-дискаунтеры Ryanair, easyJet, Air Berlin, Germanwings, Virgin Express, BudgetAir и др.
Цены Цены на билеты начинаются от 3-5 евро в один конец (без учета сборов и комиссионных)
Способ оплаты Преимущественно кредитной картой, в редких случаях банковским переводом или наличными
Сервис Питание и напитки не предусмотрены или предоставляются за дополнительную плату, в случае отмены или задержки рейса компании не предоставляют номер в отеле
Бронирование У большинства «бюджетных» авиакомпаний не предусмотрено
Сдача билета, изменение даты вылета и имени пассажира При сдаче билета его стоимость не возмещается; при изменении даты и времени вылета плата составляет от 15 до 50 евро плюс покрытие разницы между старым и новым тарифом; изменение имени пассажира в билете - не менее чем за три часа до вылета, стоимость - от 20 до 50 евро
Багаж Разрешается провозить около 15-20 килограммов, перевес оплачивается в размере 5-12 евро за килограмм; спортивное оборудование (лыжи, сноуборд, доска для виндсерфинга, велосипед и др.) оплачивается отдельно (25-30 евро за одно место)

Источник: «Ф.»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль