О рынках в программе Германа Грефа

66
Документ. Финансовые рынки стали самостоятельным разделом в программе на 2005-2008 годы, подготовленной Минэкономразвития. Аналогичная программа трехлетней давности была более логичной.
Внесенный в правительство документ разделяет развитие финансовых рынков и банковского и страхового сектора, что само по себе довольно странно на фоне процессов интеграции различных элементов финансовой системы не только за рубежом, но и в России. Идет пенсионная реформа, рассматривается целый ряд законопроектов, направленных на секьюритизацию активов, инвестирование страховых резервов.

Причиной тому является отсутствие однозначного понимания органами власти структуры финансового рынка, а также нормативного закрепления определения данного понятия в российском законодательстве. При этом нет и взаимосвязи с используемыми терминами «рынок финансовых услуг» и «фондовый рынок». Последний из них, кстати, употребляется и в анализируемом проекте программы.

В этой связи ранее принятая Программа социально-экономического развития РФ на 2002-2004 годы была более последовательной и логичной, поскольку объединяла в одном подразделе «Финансовая инфраструктура» банковскую систему, денежный, фондовый и рынок страховых услуг.

Отсутствие учета межсистемных взаимосвязей разработчиками программы имеет еще один результат-в разделе «Развитие банковского и страхового сектора» предложена разработка самостоятельной Концепции развития страхового рынка. И пока совершенно не понятно, как все эти отдельные концепции и стратегии развития различных элементов финансового рынка будут согласованы между собой.

Не совсем корректным с точки зрения юридической техники является принятие самостоятельных законов об органе по регулированию и надзору, об инсайдерской информации, о производных финансовых инструментах, о клиринге и о центральном депозитарии-все они совершенно логично могли бы стать главами одного закона о финансовом рынке. Современная российская законотворческая практика свидетельствует о том, что увеличение количества отдельных законов прямо пропорционально увеличению коллизий между ними.

Не содержится в проекте программы и указания на необходимость реформирования законодательства о финансовом рынке в части закрепления в нем норм прямого действия. На это указывал руководитель ФСФР России Олег Вьюгин на заседании правительства 25 ноября 2004 года. Это позволило бы одновременно «убить двух зайцев»-с одной стороны, многие правила, действующие на рынке, по сути являются ограничениями права на предпринимательскую деятельность, свободного перемещения финансовых средств и в соответствии с Конституцией РФ должны устанавливаться именно на уровне закона. С другой стороны, прямое действие значительно сузило бы сферу ведомственного нормотворчества, устранив неизбежно возникающие противоречия между документами разных органов и необходимость межведомственной координации, предлагаемой в программе.

Недостаточно обоснованным является установленный в программе «показатель, характеризующий выполнение мероприятий», иными словами, критерий эффективности государственного регулирования -капитализация фондового рынка по отношению к ВВП. Для России, на организованном рынке которой обращаются бумаги ничтожно малого по сравнению с общим количеством числа эмитентов, данный критерий вряд ли будет показательным.

Гораздо логичнее было бы оценивать рынок ценных бумаг по его месту в инвестиционном процессе: ведь основная функция рынка-перемещение капитала, а не увеличение биржевых индексов. А пока здесь гордиться нечем-по такому, например, показателю, как доля выпуска акций в структуре инвестиций в основной капитал, Россия на порядок отстает от большинства развитых и развивающихся стран, опережая разве что Индонезию.

Таким образом, краткий анализ программы, внесенной в правительство, показывает, что многие важные вопросы развития финансового рынка пока далеки от решения.

Автор-руководитель представительства РО ФСФР России в Юго-Западном регионе по Воронежской области (публикация отражает личную точку зрения автора и не может рассматриваться как официальная позиция ФСФР России)

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль