Неоперативное вмешательство

87
Практика. Банкиры уверяют, что в большинстве случаев все риски по мошенническим операциям несут банки - эмитенты карточек. Однако они перекладывают ответственность на своих клиентов.
Если какая-то операция по пластиковой карточке показалась вам подозрительной, вы можете ее оспорить. Главное - вовремя ее распознать и подать претензию. Во Внешторгбанке это полагается делать в течение 30 дней со дня формирования выписки по счету. В ней подробно указаны все поступления и снятия средств - с указанием даты операции, ее описания, суммы и валюты операции. Выписка составляется раз в месяц и предоставляется клиенту - правда, за ней он сам должен ездить в банк. Однако другого способа оперативно получить полную информацию о состоянии счета нельзя: в мини-выписке, выдаваемой банкоматами, приводятся краткие данные только по пяти последним операциям. В кредитных организациях, где есть услуги интернет- и sms-банкинга, срок подачи претензий отсчитывается от дня списания денег со счета, как, например, в Альфа-банке (это те же 30 дней). После того как истек «срок давности», финансовые институты принимать претензии отказываются.

Однако это не вполне законно. Как пояснил генеральный директор Visa в России Лу Наумовский, месяц - это срок, в течение которого платежная система принимает участие в разборе спорных ситуаций и помогает выяснять, по чьей вине произошла мошенническая операция. Помощь заключается в определении, кто должен платить за операцию: эмитент или эквайер. Однако по окончании 30 дней финансовому институту никто не мешает разбираться со своим клиентом самостоятельно и решать, говорит он правду или нет. Получается, что при подаче претензии надо быть более настойчивым, а в случае отказа ее принять банком следует обращаться в правозащитные, правоохранительные или надзорные органы, например в Международную конфедерацию общества потребителей (Конфоп) или сразу в суд. А там как повезет.

Один из финансистов на правах анонимности заявил «Ф.», что если операция по карте прошла в собственной сети банка-эмитента (в его банкоматах, пунктах выдачи наличных и обслуживаемых торговых точках), то порядок разбора спорных ситуаций определяет сама кредитная организация. А вот когда транзакция проходит в сети банка, то правила приема претензий устанавливает платежная система. Срок подачи претензии составляет от 45 до 120 суток (со дня обработки транзакции платежной системой) в зависимости от типа оспариваемой операции (chargeback). Но практически всегда клиентов обязывают делать это гораздо раньше, чтобы успеть оформить документы и отправить платежным системам.

Процедура опротестования выглядит так: после того, как клиент обратится в банк с письменным отказом от операции, эмитент в тот же день в безакцептном порядке списывает с эквайера за нее деньги и ждет 45 дней. Если в течение этого времени эквайер не «отобрал» обратно свои средства (также списав их безакцептном порядке), они возвращаются клиенту и тем самым эквайер берет риски на себя. Если же он представил доказательства законности проведенной транзакции (например, чек, подписанный клиентом) и эмитент признал их убедительными, то владельцу пластика отказывают в возмещении потерь. Деваться клиенту после этого некуда. Жаловаться в платежную систему в общем-то бесполезно - она все равно посоветует обратиться в банк, выдавший карту.

Когда эквайер и эмитент не приходят к общему мнению, в спор вмешивается платежная система (до этого момента она лишь пересылает послания от одной стороны в другую и берет свою комиссию) и выносит свой вердикт. Разумеется, эмитент, заплативший за операцию, всегда может переложить всю ответственность на клиента, признав в нем мошенника. В редчайших случаях все затраты берут на себя платежные системы. Но один из банкиров в неофициальной беседе признался «Ф.»: «За пять лет моей работы в карточном бизнесе Visa сделала это всего один раз, а MasterCard - ни одного. Обращаться к ним имеет смысл только когда речь идет о больших суммах, так как за каждое вмешательство платежных систем приходится платить $400-500». По словам источника, правила систем написаны в пользу эквайера. В большинстве случаев оказывается прав он. Значит, все риски несет эмитент, а уж перекладывает он их на владельцев пластиков или нет, это зависит от щепетильности конкретной кредитной организации.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль