Большой капитал для малой сделки

80
Аренда. Новый год лизинговый бизнес встретил c двумя тенденциями: укрупнения компаний, предоставляющих услуги финансовой аренды (лизинга), и расширения обслуживания малого и среднего бизнеса.
От малого к большому. Большая часть услуг финансовой аренды в России сконцентрирована в специально созданных для этого стопроцентных банковских «дочках». Объясняется это просто: лизинговая компания, покупающая товар и передающая его в пользование клиенту, должна иметь постоянный источник финансирования, которым и является кредитная организация.

Однако есть лизинговые компании, которые не связаны ни с одним из банков «родственными узами». И в том случае, когда подобная организация не имеет громкого имени, государственной поддержки или доступа к «дешевым» зарубежным деньгам, вероятность возникновения у нее проблем с финансированием довольно велика. Ведь далеко не каждый российский банк согласится предоставить «длинный» кредит сторонней лизинговой компании. А после летнего «кризиса доверия» получить финансирование стало еще сложнее.

Именно поэтому в прошлом году «Ф.» прогнозировал, что владельцы лизинговых компаний, не имеющих за собой банковской поддержки, в скором времени могут либо вовсе свернуть лизинговый бизнес, либо продать его (см. «Ф». № 45).

Прогнозы эти начали сбываться в конце декабря минувшего года, когда был сделан первый шаг в сторону укрупнения лизингового бизнеса в России: группа «Рольф», в которую входят дистрибьюторы новых иномарок, продала 100% акций своего лизингового подразделения «Кельвин», работавшего под брэндом «Рольф Лизинг». Покупателем стала компания Europlan, которую контролирует фонд Baring Vostok Capital Partners. «Мы почувствовали, что «Кельвин» уже перерос уровень нашей внутренней структуры, - комментирует сделку президент группы «Рольф» Мэтт Доннелли, - и чтобы обеспечивать дальнейшее развитие клиентского обслуживания и поддерживать необходимый рост капитала, надо было интегрировать это подразделение в более опытную и профессиональную финансовую организацию. Высвобождаемый таким образом капитал мы реинвестируем в наши профильные направления бизнеса».

Участники рынка считают эту сделку вполне логичной, выгодной как для покупателя, так и для продавца. «Лизинговая компания, по сути дела, получала от своей материнской структуры товарный кредит в виде автомобилей, и в определенный момент «Кельвину» это стало экономически неинтересно», - считает исполнительный секретарь Российской ассоциации лизинговых компаний Евгений Царев. «Одной из главных причин продажи стали трудности с финансированием лизинговой компании, - добавил руководитель департамента развития бизнеса «Центр-капитала» Сергей Кондаков. - Теперь они избавились от непрофильного бизнеса и освободили ресурсы для развития своей основной деятельности».

Europlan сохранит штат «Кельвина» и интегрирует его в собственное подразделение. При этом покупатель теперь будет финансировать клиентов продавца - компании заключили соответствующее соглашение сроком на пять лет. «Рольф», конечно, может обращаться и в другие лизинговые компании, однако по договору Europlan имеет право первым рассмотреть любую заявку.

Сумма сделки составила $20 млн, которые «Рольф» планирует потратить, в частности, на строительство новых дилерских центров. При этом активы поглощенной компании составляли $29 млн - в основном это лизинговый портфель, который насчитывает примерно 2 тыс. автомобилей. Таким образом, Europlan увеличил свои активы на 60% (с $51 до $80 млн), а дисконт при покупке составил около 30%.

По словам президента Europlan Николая Зиновьева, когда лизинговая компания, принадлежащая организации, для которой лизинговый бизнес не является профильным, достигает определенных размеров, вопросы доступа к значительным суммам долгового финансирования, технологий, развития сети региональных офисов выходят на первый план. «Не обращать внимания на данные вопросы просто нельзя - это непременно отразится на бизнесе, ведь ситуация на рынке постоянно меняется», - говорит Николай Зиновьев. С его точки зрения, решение «Рольфа» было единственно верным.

При этом, по его мнению, в России в ближайшее время неминуемо состоятся еще несколько подобных сделок: «Мелкие компании будут поглощаться - в особенности те, которые являются непрофильным бизнесом материнских структур», - заключает эксперт. Согласен с этим мнением и финансовый директор компании «Скания Лизинг» Дмитрий Прижимов: «Для развития лизингового бизнеса важно иметь доступ к источнику долгих и дешевых денег. И если его нет и компания вынуждена искать финансирование по различным сторонним банкам, то ей довольно сложно конкурировать на рынке. Вполне вероятно, что процесс укрупнения лизингового бизнеса продолжится».

Наиболее вероятными покупателями лизинговых компаний являются крупные банки, развивающие этот бизнес, либо иностранные финансовые организации (как, например, в случае с «Рольф Лизингом»). «К нам очень часто обращаются поставщики, имеющие свои лизинговые компании, и предлагают предоставить финансирование своим клиентам, - рассказывает гендиректор «Авангард-лизинга» (контролируется банком «Авангард») Александр Кожевников, - ведь нет смысла отвлекать свои собственные средства, когда их лучше направить, к примеру, на развитие дистрибуции».

Компании «Центр-капитал», контролируемой банком «Зенит», еще в прошлом году был сделан ряд предложений о продаже лизингового бизнеса (см. «Ф.» № 45). Однако названия организаций, с которыми ведутся переговоры, не разглашаются.

Подобные предложения были сделаны и фонду Delta Private Equity Partners, который в прошлом году продал свой Дельта-банк General Electric Capital. Управляющий директор фонда Геннадий Лозовский сообщил «Ф.», что они рассматривают поглощение как один из вариантов расширения лизингового бизнеса. «Вполне логично, что различные компании хотят избавиться от непрофильных активов, - говорит Геннадий Лозовский. - Предложения о продаже поступают, как правило, от тех организаций, которые занимаются лизингом "постольку поскольку"». Однако, по его словам, ни одно из предложений Delta Private Equity Partners пока не устроило - либо цена была слишком высока, либо портфель невысокого качества.

От большого к малому. Другая тенденция, которая наметилась на рынке лизинга в прошлом году, - увеличение доли малых и средних предприятий в портфеле компаний, предоставляющих услуги финансовой аренды. «Интерес к малому бизнесу повысился как у нашей компании, так и у многих конкурентов», - подтверждает гендиректор «Камаз Лизинга» Алексей Лабзин. По его мнению, это связанно, в частности, с тем, что лизингодатели наработали хорошую статистику, которая показывает, что мелкие клиенты, как правило, оказываются более дисциплинированными в плане возврата долга, чем их более крупные собратья.

Любопытно, что подобная логика противоречит кредитной политике, которой чаще всего придерживаются банки: крупной компании-заемщику гораздо проще получить кредит, чем небольшому предприятию. «Изначально у нас был такой подход и в лизинге, - говорит Алексей Лабзин, - однако потом оказалось, что невозвраты со стороны крупных компаний более вероятны: они берут различные ссуды, относятся к лизинговой сделке как к одной из многих других и не всегда аккуратны в выплатах». По его словам, сейчас из 250 клиентов «Камаз Лизинга» лишь 10 являются крупными.

Сергей Кондаков также подтвердил, что работа с малым и средним бизнесом сегодня является одним из приоритетных направлений лизинга. «Свои риски лизингодатель минимизирует за счет того, что некрупных сделок много, так что портфель хорошо диверсифицируется», - комментирует эксперт. Самим же малым и средним предприятиям получить товар в лизинг проще, чем взять кредит в банке (см. «Ф.» № 45).

Свежий пример обращения лизинговых компаний к малым и средним предприятиям - программа «Автолизинг для малого бизнеса», о которой объявили в декабре прошлого года «Лизинг-партнер» и Межбизнесбанк, открывший компании кредитный лимит в $2 млн.

«Сроки рассмотрения заявок от малого и среднего бизнеса сократились с трех недель до десяти дней, - пояснил гендиректор компании «Лизинг-партнер» Владимир Морозов. Удорожание товара по новой программе составляет 11-13%, и, по словам Владимира Морозова, эти условия на 1-2 процентных пункта выгоднее, чем условия лизинговых следок с крупными предприятиями.

«Совместно с банком мы поставили задачу как можно больше увеличить число некрупных клиентов и зарабатывать на высоких оборотах, а не на разовых крупных сделках», - говорит Владимир Морозов. Он сообщил также, что по итогам прошлого года сумма сделок по финансовой аренде, которую предоставляла его компания, чаще всего колебалась от $30 до $80 тыс. «Пока еще многие другие лизинговые компании отказывают в предоставлении финансовой аренды, если ее сумма не превышает $500 тыс.», - поделился гендиректор. Однако, по его мнению, в ближайшее время все больше лизингодателей будет снижать эту планку.

Лишний раз подтверждает эту тенденцию и сделка между Europlan и «Рольфом»: автомобили в лизинг берут чаще всего средние и мелкие предприятия. Раньше около 86% портфеля Europlan занимал лизинг оборудования, 12-13% приходилось на транспорт и примерно 1,5% - на недвижимость. После поглощения около половины портфеля компании занимает автолизинг.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль