Под бой курантов

79
Алкоголь. Новый год у большинства россиян ассоциируется с шампанским. При этом бутылка хорошего игристого вина может не только украсить праздничный стол, но и стать подходящим подарком для партнеров по бизнесу или коллег.
Традиция пить в новогоднюю ночь и по другим большим праздникам именно шампанское объясняется просто: ни один напиток, за исключением, пожалуй, молодого вина, не может так поднять настроение. Однако многие считают шампанское коварным напитком и стараются сразу после боя курантов переключиться на другой алкоголь. В этом есть своя логика - благодаря пузырькам шампанское всасывается в кровь примерно в три раза быстрее, чем вино, коньяк или водка, соответственно и опьянение наступает быстрее. Правда, если шампанским не злоупотреблять, то можно сохранить и ясность ума, и замечательное настроение, которое дарит этот напиток.

Французское качество. Само слово происходит от названия местности Шампань во Франции. Поэтому, как и в ситуации с коньяком, французам удалось отвоевать право называть так только свою продукцию - остальным производителям предложено именовать шипучий напиток игристым вином. Игнорируют требования французов только две страны: в России в магазинах до сих пор можно встретить бутылки с "Советским" и другим шампанским российского производства, а в США - калифорнийское шампанское.

Но если говорить именно о французском напитке, то его выпускают несколько сотен винных домов. И если традиционно известные брэнды уже не вызывают любопытства, можно попробовать что-то новое. Но для этого надо научиться понимать множество надписей и условных обозначений на этикетках, чтобы заранее составить примерное представление о содержимом бутылки с незнакомым названием.

По одежке встречают. Самым крупным производителем шампанского сегодня считается Moet & Chandon. Этот дом выпускает около 27 млн бутылок в год. На втором месте - не менее известный дом Veuve Clicquot Ponsardin - 10 млн бутылок. Остальные производители, которых можно поставить в десятку лидеров, отстают существенно - 1-3 млн бутылок в год. Это Pol Roger, Louis Roederer, Ruinart, Laurent-Perrier, Krug и др.

Как пояснил "Ф." преподаватель школы сомелье "Энотрия - Винный мир" Александр Хатиашвили, крупные производители - это так называемые негоциантские дома, которые производят шампанское, скупая виноград у мелких виноградарей. Многие из них имеют многовековую историю. Так, Veuve Clicquot известен в России со времен разгрома наполеоновских войск: предприимчивая вдова Клико отправила тогда в Москву корабль, груженный несколькими тысячами бутылок своего лучшего шампанского. Русские оценили и щедрый жест вдовы, и отменное качество вина.

Другой негоциантский дом - Louis Roederer - тоже в свое время был популярен в России. Это шампанское любил император Александр II. Когда самодержцу захотелось чего-то особенного, специально для него было создано вино, которое разливали в хрустальные бутылки - дорогая тара и дала название одному из самых престижных сегодня шампанских Cristal.

Лучше меньше? Кроме негоциантов шампанское начали производить и сами виноградари - в складчину, образуя кооперативы, или самостоятельно. Естественно, что объемы производства у таких домов невелики - 10-50 тыс. бутылок в год. Конкурировать с крупными и известными домами мелким производителям тяжело, и не у всех это получается. Однако, как отмечает генеральный директор сети бутиков "Коллекция вин" Андрей Ткемаладзе, европейцы в отличие от россиян не стремятся окружить себя исключительно раскрученными винными брэндами и с большей готовностью пробуют что-то новое. Кроме того, всегда приятно осознавать, что такое же шампанское помимо тебя могут попробовать всего несколько десятков тысяч человек, а не миллионы.

Что касается качества, то здесь взгляды ценителей разнятся. Одни считают, что крупные дома, имеющие богатую историю и опыт, ценящие свою репутацию, выпускают более качественные напитки, чем мелкие виноделы без имени и истории. Другие говорят об обратном: в крупных домах производство автоматизировано и поставлено на поток, а мелкие производители вкладывают в вино душу и несут личную ответственность за каждую выпущенную бутылку. Есть и третья точка зрения: нельзя судить о качестве вина только по производителю - понять, хорошо оно или нет, можно лишь попробовав его.

Александр Хатиашвили отмечает, что жемчужину можно встретить как у негоцианта, так и у мелкого производителя. Хотя в России найти продукцию последних крайне сложно. Понять, кто произвел ту или иную бутылку шампанского, можно по аббревиатурам на этикетке: NM (nеgociants manipulants) - перед вами продукция негоциантского дома, CM (cooperative manipulants) - кооператива, RM (recoltants manipulants) - небольшого винного дома при винограднике.

Возраст не помеха. Продукция практически каждого дома шампанских вин условно делится на три составляющие: большая часть (иногда до 80%) производимого шампанского составляют non-vintage - невинтажные брюты. Это самые молодые и недорогие вина - их разливают в бутылки без указания года урожая и выдерживают чуть более года. В столичных магазинах их можно приобрести по цене от 50-70 евро за бутылку. И, как отмечают эксперты, опрошенные "Ф.", платить дороже за него не стоит. Более высокая цена означает, что продавец просто хочет на вас нажиться.

Если на этикетке указан год урожая, знайте, что перед вами уже vintage или millesime (винтажное или миллезимное) шампанское. Любители вина ценят его больше, поскольку оно выдерживается дольше и имеет более изысканный вкус. Выпускают такое шампанское не очень большими партиями в годы хорошего урожая, поэтому на долю винтажных брютов приходится лишь около 15% всего производимого шампанского. Стоят такие вина дороже, чем невинтажные, и разница в цене может достигать 100%.

Шампанское - в любом случае элитный напиток, но если позволяют средства, то, выбирая между non-vintage и vintage, лучше остановиться на втором.

Качество и престиж. Если с деньгами все более чем в порядке, можно побаловать себя и тем, что называется cuvee de prestige. Это элита среди шампанских вин - их выпускают по особым случаям или в годы исключительно удачного урожая. Такое вино имеет не меньше трех лет выдержки. Уважительное отношение французов к cuvee de prestige выражается и в том факте, что оно обязательно имеет свое собственное имя. Как, например, упомянутый выше Cristal от дома Louis Roederer. Среди других известных "престижных кюве" можно назвать Dom Perignon от Moet & Chandon, Grand Cuvee Krug от Krug и проч.

Некоторые некоммерческие винные дома выпускают исключительно cuvee de prestige. Например, Salon специализируется исключительно на элитном шампанском. В результате за весь XX век этот дом выпускал вино всего 35 раз из особенно удачных урожаев.

Естественно, что цена на такое шампанское может быть разной. От 100 евро и много выше в зависимости от года урожая, возраста вина и многих других факторов. Например, одно из самых дорогих шампанских - Millenaire (Миллениум) от Moet & Chandon - было выпущено в 2000 году, и в его купаж вошли вина 11 лучших урожаев ХХ века. Партия была ограниченной: всего несколько сотен подарочных упаковок по две бутылки. Цена на выходе у производителя составляла $10 тыс.

Исключения из правил. Помимо вышеперечисленных разновидностей шампанское делят по цвету и вкусу. Обычно его изготавливают из трех сортов винограда - двух черных пино нуар (pinot noir) и пино менье (pinot meunier) и одного белого - шардоне (chardonnay), смешанных в разных пропорциях. Однако если на этикетке вы увидите надпись blanc de blancs (белое из белого), то значит, это вино приготовлено исключительно из винограда сорта шардоне. Если же для приготовления шампанского использовался только виноград сортов пино, то вино может иметь белый цвет и соответствующую надпись на бутылке blanc de noirs (белое из красного) или rose (розовое). Дело в том, что виноград сортов пино дает белый или розовый сок в зависимости от технологии и интенсивности выжимки. Иногда розовое шампанское получают и путем добавления к белому игристому вину сухого красного.

Что касается вкуса, то шампанское делят на брюты, сухое, полусухое и любимое многими россиянами полусладкое. Но верхом совершенства все же традиционно признают брют - его вкус настолько чистый, что любой изъян тут же почувствуется. А сахаром можно скрыть любые недостатки вина.

К новогоднему столу. Если в новогоднюю ночь вы все же не намерены ограничиваться шампанским, то стоит заранее определиться, на какой алкогольный напиток вы перейдете после боя курантов. По мнению эксперта "Ф." Андрея Ткемаладзе, вариантов не так много, как может показаться на первый взгляд.

Привычные и любимые многими деловыми людьми виски или коньяк для данного праздника не подходят - это самостоятельные напитки, которые, как правило, не терпят закусок. Их принято употреблять перед едой или после, но не во время. Традиция празднования нового года в России предполагает именно продолжительное застолье. И важно понять, какие именно блюда и закуски будут стоять на столе, отмечает Андрей Ткемаладзе. Если это традиционная русско-советская кухня с тазиками салатов "Оливье" и селедки под шубой, солеными огурцами, красной рыбой, икрой, сырокопченой колбасой и неизменным холодцом, то единственным вариантом будет водка. Она не только удачно сочетается со всем вышеперечисленным, но и помогает организму справиться со всем грузом жирной и обильной пищи.

Если новогодний стол предполагается в европейском стиле, то идеальным дополнением будет вино. Здесь стоит помнить традиционные правила (белое вино - к рыбе и пресным сырам, розовое - к птице, красное - к мясу и терпким и острым сырам), но не зацикливаться на них и, возможно, немного поэкспериментировать. Если же есть желание поразить гостей, то, по мнению Андрея Ткемаладзе, можно провести маленький эксперимент: сначала выбрать вино и уже затем подбирать блюда для праздничного ужина.

Разнообразить ассортимент алкоголя для вечеринки можно также с помощью ликеров и бальзамов. По словам гендиректора компании "СПИ-Трейд" Олега Тарасова, можно изготовить новогодние коктейли на основе шампанского или водки. Например, смешав их с черным рижским бальзамом.

Если новогоднюю ночь вы встречаете за городом и в программе запланированы прогулки на свежем воздухе, то в меню стоит предусмотреть согревающие напитки. Подойдет все та же водка или бокал глинтвейна - в зависимости от ситуации и настроения.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль