Гуманизация ОСАГО

68
Автогражданка. Росстрахнадзор готовит предложения по реформированию системы ОСАГО. Если они найдут отражение в решениях правительства и соответствующем законе, интерес к этому рынку могут потерять многие страховщики.
Если еще год назад всякий, кто позволял себе рассуждать о завышенности тарифов по ОСАГО, рисковал примерить на себя ярлык популиста, то сегодня о возможной коррекции их в сторону снижения говорит даже исполнительная власть в лице руководства Федеральной службы страхового надзора (ФССН). На минувшей неделе глава этого ведомства Илья Ломакин-Румянцев поведал, что соответствующие обоснования вскоре будут направлены в правительство. Впрочем, многого от кабинета министров, в чьем ведении находится утверждение тарифов, ожидать не стоит, ибо ныне действующие ставки, на чем не перестает настаивать ФССН, оказались более или менее точны. Отклонения наблюдаются лишь по отдельным коэффициентам.

«Ф.» уже приводил данные по убыточности страховщиков в Москве и регионах (№ 43), на основе которых делался вывод о том, что региональные коэффициенты к тарифам по ОСАГО следует приблизить к московским. Собственно, именно это и может предложить правительству ФССН. Статистика, собранная службой, показывает, что стоимость полисов в Москве имеет резерв для снижения, в то же время в некоторых российских населенных пунктах ее следовало бы поднять, в частности это касается таких городов, как Сургут и Ханты-Мансийск, где в силу северной специфики стоимость запчастей и ремонта значительно выше. Кроме того, сегодня Росстрахнадзор склоняется и к мысли о коррекции коэффициентов для владельцев машин с высокой мощностью двигателя. Впрочем, еще полтора года назад для многих было очевидно, что этот параметр сам по себе не столь уж влияет на аварийность и убыточность ОСАГО, зато иномарки, отличающиеся повышенной мощностью, как правило, комплектуются дополнительными системами безопасности. Таким образом, изменения ценовой политики, коль скоро они произойдут, коснутся ограниченного круга автовладельцев.

Главное же направление реформы ОСАГО коснется не столько водителей, сколько их потенциальных жертв. Статистические данные ФССН показывают, что если в деле возмещения имущественного ущерба страховщики практически исчерпали установленные лимиты, то компенсации вреда жизни и здоровью сегодня их практически не обременяют. Соответственно здесь есть резерв для увеличения выплат. Сегодня из 400 тыс. рублей страховой суммы по ОСАГО 240 тыс. приходится именно на «жизнь и здоровье» (но не более 160 тыс. на одного пострадавшего). Пока руководство Росстрахнадзора не спешит называть конкретные цифры, но вопрос не только в том, насколько увеличатся предельные размеры компенсаций, но и в порядке их расчета и выплат. Даже в случае смерти пострадавшего страховщики зачастую оплачивают лишь расходы на погребение в пределах 10-12 тыс. рублей. Компенсации тем, кто «отделался» в ДТП травмами и ранениями, еще более скромны. Масса проблем бюрократического характера связана с подтверждением утраченного дохода, потери трудоспособности. Крайне сложно обосновывать затраты на лечение, поскольку пострадавший должен доказывать, что не мог получить аналогичные медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования, а про качество платной и бесплатной медицины речь вообще не идет.

Впрочем, и на этот счет у Росстрахнадзора есть свои соображения. Не исключено, что служба предложит правительству позаимствовать советский страховой опыт. Размер возмещения вреда здоровью будет рассчитываться в процентах от страховой суммы в зависимости от тяжести полученных травм. Для этого можно использовать некий классификатор телесных повреждений, аналогичный тому, что в свое время разработали Госстрах, профсоюзы и государство и который учитывает степень потери трудоспособности. Схожие механизмы расчета выплат сегодня используют многие компании, страхующие от несчастного случая. Если соответствующие поправки войдут в закон об ОСАГО, получение компенсаций значительно упростится, соответственно расходы страховщиков по ним увеличатся многократно.

Похоже, ФССН всерьез решила устранить главное противоречие нынешней системы ОСАГО: с одной стороны, это механизм социальной защиты жертв ДТП, с другой - широкое поле для коммерческой деятельности страховщиков. Если выбор будет сделан в пользу социализации, рентабельность ОСАГО, которая сегодня в целом по рынку падает, будет окончательно сведена к нулю. В этом случае рынок «автогражданки» изрядно поредеет. На нем останутся лишь те компании, которые готовы получать по ней иные бонусы, чем прямая коммерческая прибыль.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль