Битва за "красный" антиквариат

102
Искусство. По мнению экспертов, инвестиционная привлекательность советского искусства не столь очевидна, как это было два-четыре года назад. Однако рост на рынке сохранится, пока в стране будет общий экономический подъем.
Покупка антиквариата - идеальный вариант совмещения солидного хобби с надежным вложением средств: это становится аксиомой настолько, что спрос на качественные предметы старины грозит превысить предложение. Тем более в России, где глубина антикварного рынка невелика: нет пласта античного наследия, до середины XII века не существовало и икон. Со временем раритетных вещей становится все меньше - большинство из них оседает в частных коллекциях и не спешит всплывать на вторичном рынке. Пополнить иссякающие запасы можно, ввозя предметы искусства из-за границы или отодвигая хронологические рамки того, что принято считать антиквариатом, все дальше к середине 50-х, 60-м и даже 70-м годам XX века. В этом случае речь пойдет об искусстве советского времени. Насколько перспективно оно с точки зрения финансовых вложений?

Золотая лихорадка. На заре перестройки покупка предметов советского искусства была сродни освоению золотых приисков - первыми это поняли зарубежные коллекционеры. Тогда мода на "рашн экзотик" выражалась не только в ритуальном приобретении ушанки с красной звездой или майки с надписью "СССР", но и в массовой скупке за суммы в $50-100 лучших работ мастеров советской живописи. "Нас опередили французы, голландцы, англичане и американцы, - рассказывает генеральный директор антикварного салона "Петербург - Москва" Михаил Гацкевич. - В начале 90-х целые собрания советских художников вывозились за рубеж. В итоге картин практически не осталось даже у самих живописцев и их наследников". Зато американский бизнесмен Реймонд Джонсон собрал внушительную коллекцию в 12 тыс. полотен, организовал более полутора десятков аукционов и даже устроил совместный проект с Третьяковской галереей под названием "Пути русского импрессионизма". Не чуждыми "красному" антиквариату оказались американский искусствовед Верн Свенсон, владелец лондонской Izo Gallery Мэттью Баун и другие: дальновидные арт-дилеры путешествовали по российской глубинке, заглядывая в клубы, дворцы культуры, управления заводов и колхозов, куда живопись на соответствующую тематику поставлялась в добровольно-принудительном порядке.

Скупленные за бесценок на зарубежных аукционах шедевры соцреализма уходили за десятки тысяч долларов. С тех пор западный рынок советским искусством, похоже, пресытился. "Покупательная способность иностранных граждан себя уже исчерпала, - считает Ильдар Галеев, директор галереи "Арт-Диваж", - за ажиотажем и бурным ростом продаж последовал спад". Однако имевший место всплеск интереса зарубежных коллекционеров к советскому искусству серьезно подогрел спрос среди российских собирателей, а произошедшее "вымывание" рынка в одночасье превратило предметы почти современного искусства в самый настоящий раритет.

И последние станут первыми. "Средние темпы роста цен на антиквариат, - рассказывает Михаил Гацкевич, - составляют около15% в год. Но бывают непредвиденные скачки, когда стоимость работ какого-либо художника вдруг возрастает в несколько раз. Это зависит не только от таланта, но и от многих случайностей". Так, творчеством Николая Дубовского широкая общественность стала пристально интересоваться после того, как в 1992 году его работу подарили Борису Ельцину.

В целом же имена многих советских художников продолжают оставаться нераскрученными, а стоимость их работ - серьезно заниженной. По качеству, отмечают специалисты, отечественная живопись 1930-1950 годов сопоставима с аналогичным периодом творчества художников ряда европейских стран. Однако стоимость полотен, например, немецких экспрессионистов достигает сотен тысяч долларов, в то время как цена на работы их советских коллег на порядок ниже.

Ситуация, впрочем, может вскоре измениться. "Сейчас наиболее интересно заниматься недооцененными именами, - считает Ильдар Галеев. - Та живопись, которая сегодня стоит $10-15 тыс., через пять-семь лет может продаваться за $100-150 тыс. Многие из тех картин, которые приобретались три-четыре года назад за $5-6 тыс. сегодня оцениваются уже в $40-45 тыс.". Так, два года назад полотна Алексея Пахомова стоили $10 тыс., сегодня их продают уже за $60 тыс. Цены на отдельные картины Роберта Фалька за год поднялись с $20 тыс. до $200 тыс. "Три года назад у нас было пять-шесть работ Юрия Пименова, - вспоминает директор галереи "Форма" Владимир Соколов. - Сейчас мы не можем найти ни одной, и цены выросли примерно в десять раз - с $5 тыс. до $50 тыс.".

Агитплакат по сходной цене. Но не стоит думать, что искусство советской эпохи ограничивается лишь живописным наследием. Особой популярностью среди коллекционеров пользуется, например, агитационный фарфор. Разброс цен на тарелки-чашки-блюдца, а также миниатюрные фигурки, изготовленные сразу после революции, составляет от $5 тыс. до $25 тыс. "За прошедший год, - подсчитывает директор галереи "Гала" Александр Авалов, - стоимость фарфора выросла примерно на 50-70%".

Впрочем, по свидетельству частного коллекционера и эксперта по агитационному фарфору и книгам русского авангарда Анатолия Боровкова, "фарфор первых лет советской власти начали вывозить уже с момента его создания в 20-е годы. Уже тогда он попал за границу - в основном в арабские страны. Потом была Великая Отечественная война, времена культа личности Сталина, когда "левое" искусство, к которому относится супрематический фарфор, планомерно уничтожали". В результате изделия перешли в разряд раритетов, а рынок наводнили так называемые фальшаки. "Я предполагаю, - говорит Анатолий Боровков, - что они делаются с ведома сотрудников Ленинградского или других фарфоровых заводов, потому что это хороший приработок. Технологически расписать белый фарфор под работы художников-супрематистов очень несложно". Вместе с тем высококачественные подделки попадают иногда даже на аукцион Sotheby's.

Примерно такая же ситуация наблюдается и с подделкой агитплакатов: не стоит покупаться на заманчивую цену в $150 - скорее всего это фальшивка. "Я знаю, что на Украине печатают агитационные фашистские плакаты на русском языке, - утверждает коллекционер. - Оригинальных работ сохраниться не могло: они попадали только в закрытые архивы и уничтожались представителями силовых структур. Современные типографии позволяют изготовить очень качественные плакаты. Но поддельные постеры все же можно вычислить по не совпадающим с оригинальными размерам и по размытым краскам".

Плакатный бум зарубежный рынок пережил восемь лет назад, когда в Нью-Йорке прошел аукцион, полностью посвященный "постерам" советских времен. Ажиотаж взвинтил цены до $15-18 тыс., в то время как сегодня их невозможно продать дороже чем за $5 тыс. В России же цена на плакаты не превышает $3 тыс., а в среднем составляет $750-1000. По мнению Анатолия Боровкова, дорого продать советские плакаты сегодня невозможно. Исключением, пожалуй, могли бы стать работы Александра Родченко и Эля Лисицкого: так, цена на плакат "Клином красным бей белых" последнего могла бы составить $100-150 тыс. Но за последние 15 лет их работы не значились в каталогах ни одного международного аукциона.

Запастись терпением. Так стоит ли рассматривать "красный" антиквариат как инвестиционный инструмент? "У меня есть несколько экземпляров произведений советского искусства, - рассказывает "Ф." председатель правления банка "Советский" Антон Юрковец, - но коллекция еще только начинает формироваться, и я очень взвешенно отношусь к выбору экспонатов. Но на данный момент для меня это скорее хобби".

Эксперты, впрочем, настроены серьезно. "Если есть деньги, лучше вкладывать их в искусство первых лет советской власти, - советует Анатолий Боровков. - Это настолько редкий материал, что он будет только расти в цене". Среди имен, пользующихся наибольшим спросом у коллекционеров, Владимир Соколов называет Александра Дейнеку (за минувший год цены на его работы выросли с $5 тыс. до $15 тыс.), Сергея и Александра Герасимовых, Кукрыниксов. Михаил Гацкевич констатирует резкий рост цен на работы Николая Макарова и прогнозирует интерес к творчеству выпускника Академии художеств Владимира Холуева, стоимость работ которого пока не превышает $1,5 тыс. "Пройдет всего пара лет, и цена на его работы вырастет минимум в два-три раза". В то же время Ильдар Галеев уверен, что стоимость картин художников 30-х годов рано или поздно достигнет европейского уровня. "Цены в $200-300 тыс. за картины, которые стоят сейчас в десять раз меньше, вполне реальны. Но нужно запастись терпением на ближайшие 10-15 лет".

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль