Ряды "добровольцев" множатся

44
Тенденция. Влияние ОСАГО на рынок добровольного автострахования не смогло в полной мере оправдать ожидания страховщиков. Премии по каско растут, однако связано это прежде всего с ростом автокредитования.
Накануне введения в действие закона об обязательной "автогражданке" одни операторы рынка опасались снижения сборов по добровольным видам автострахования, другие, наоборот, бурного роста. Опасения первых строились на психологических особенностях рядовых страхователей. Во-первых, навязывание услуг, пусть даже таких необходимых, как ОСАГО, само по себе создает негативный фон на рынке в целом. Ведь мнение о том, что "автогражданку" пролоббировли страховые компании, не теряет популярности до сих пор. Во-вторых, от автовладельцев требуют дополнительных расходов на покупку "обязательных" полисов, что не может не отразиться на платежеспособном спросе на другие страховые услуги. И наконец, сколько ни разъясняли суть ОСАГО, изрядная часть водителей до сих пор не понимает, чем отличается страхование ответственности от страхования автомобиля, и полагает, что полис "автогражданки" заменяет собой другие автопродукты страховщиков.

Контраргументы "оптимистов" были не менее убедительны. Они делали ставку на то, что введение ОСАГО станет чем-то вроде страхового ликбеза для россиян, повысив их интерес к рынку. Кроме того, массовость обязательной "автогражданки" резко увеличивает клиентскую базу компаний, облегчая тем самым работу маркетинговых и продающих подразделений. Они получают возможность донести свои предложения буквально до каждого владельца машины. Нельзя забывать и о том, что именно к запуску ОСАГО были приурочены широкие рекламные кампании страховщиков, стремившихся не только продать как можно больше полисов, но и сделать свои брэнды максимально узнаваемыми.

Сегодня можно сказать, что все эти факторы в той или иной мере сыграли свою роль. "Добровольный" рынок все же предпочел расти. Всероссийский союз страховщиков зафиксировал в первом полугодии 2004 года более чем двукратное увеличение операций на рынке страхования каско автотранспорта населения и предприятий. Причем продажи частным автовладельцам росли даже быстрее, чем корпоративным. По некоторым данным, сегодня полисами каско обзавелись до 15% застрахованных по ОСАГО. Анализируя нынешнюю ситуацию на рынке, специалисты все еще по-разному оценивают роль обязательной "автогражданки". По мнению руководителя центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексея Зубца, "введение ОСАГО привело к тому, что расширилось число россиян, вовлеченных в страхование, повысился интерес к другим страховым продуктам, в первую очередь страхованию каско". Данные "Росно" также свидетельствуют, что страховые компании - лидеры по ОСАГО существенно увеличили свои сборы и по добровольным видам страхования. "Практически все страховщики, занимающиеся ОСАГО, используют базы данных клиентов для кросс-селлинга, - комментирует маркетолог "Росно" Владимир Михеев. - Но есть и оборотная сторона медали: зачастую страхователи бывают неудовлетворены процессом возмещения убытков по полису "автогражданки", что отражается на доверии россиян к страхованию в целом". Вице-президент по маркетингу компании "Наста" Олег Ульянский согласен с тем, что "доступность" клиента, которую обеспечило введение ОСАГО, положительно отразилась на продажах полисов добровольного автострахования: "Каско - продукт из разряда "nice to have", то есть предметом первой необходимости он не является, однако им хочется обладать. И если его предлагать вместе с "обязательным" продуктом, отложенный спрос зачастую превращается в реальный". Есть и еще один фактор, который называют некоторые специалисты, - ОСАГО позволяет вести более гибкую ценовую политику по добровольным видам автострахования. Дело даже не в предоставлении скидок на каско водителям, застраховавшим свою ответственность, а в том, что выплаты по страховому случаю, связанному с повреждением автомобилей в ДТП, уменьшаются на сумму возмещения, выплачиваемого страховщиком виновника происшествия.

И все же многие эксперты не склонны переоценивать роль ОСАГО в развитии добровольного автострахования. По их мнению, главным движущим фактором стал рост продаж новых автомобилей, особенно посредством автокредитования. Новые предложения от банков поступают едва ли не каждый месяц, при этом в подавляющем большинстве случаев условием выдачи кредита является страхование машины от ущерба и угона.

Что касается добровольного страхования гражданской ответственности, то здесь ситуация не очевидна. По одним данным, этот сегмент рынка, если его оценивать в объемах собранной премии, претерпел спад, по другим - сегодня все больше водителей предпочитают расширять лимит ответственности. И противоречие здесь не такое уж неразрешимое, как может показаться. Дело в том, что с введением обязательной "автогражданки" стоимость добровольных продуктов снизилась. Некоторые компании за символическую плату готовы более чем вдвое увеличивать лимиты, предусмотренные законом об ОСАГО. И это стимулирует владельцев машин. Правда, не всех. Например, в "Росно", где всего за 30 рублей ответственность расширяется до 1 млн рублей, такое предложение адресовано только хозяевам автомобилей мощностью более 95 л. с., то есть в основном иномарок. Таким образом, речь идет не столько о продвижении "добровольных" услуг, сколько о формировании сбалансированного пакета по самому ОСАГО за счет "дорогих" клиентов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль