ОСАГО: рейтинг страховщиков

98
Рейтинг. "Ф." и информационное агентство "Интерфакс" предлагают вашему вниманию первое всестороннее исследование рынка обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Застрахованы почти все. Исследование охватило деятельность 68 страховых компаний, на долю которых приходится около 90% рынка ОСАГО. В первом полугодии текущего года эти страховщики заключили 11,12 млн договоров ОСАГО, собрав при этом почти 21 млрд рублей премии. Для сравнения: во втором полугодии 2003 года эксперты исследовали деятельность 61 страховой компании, которые собрали 23,1 млрд рублей по 11,9 млн договорам. Таким образом, объемы премий сократились примерно на 9%, а количество заключенных договоров - на 6,6%. Примерно та же картина получается, если сравнивать данные по десятке лидеров, на долю которых приходится 65% рынка. Компании, вошедшие в нее, за первое полугодие 2004 года продали более 8,85 млн полисов, что почти на 8% меньше аналогичного показателя второго полугодия 2003-го; премии, составив 16,02 млрд рублей, сократились на 9,2%.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за год действия закона об ОСАГО было продано 25,2 млн полисов на 48,2 млрд рублей. Статистика же ГИБДД показывает, что российский транспортный парк, ежегодно проходящий техосмотр, насчитывает 25-26 млн единиц. Получается, что почти все зарегистрированные водители купили полисы. Однако, по мнению экспертов, говорить о 100-процентном охвате обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев преждевременно. Цифры нуждаются в уточнении с учетом показателя расторгнутых и вновь заключенных договоров при смене транспортного средства. Расчеты экспертов показывают, что их число в течение года может достигать порядка 3-5 млн. Следовательно, из 25 млн полисов, числящихся по статистике РСА проданными, реально действуют примерно 20-22 млн. И все же, по мнению руководителя центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексея Зубца, можно утверждать, что число автовладельцев, застрахованных по ОСАГО, практически достигло своего максимума, а резервом количественного роста этого рынка остается теперь только увеличение числа автомобилей - рост автопарков населения и предприятий.

Лидируют москвичи. По-прежнему лидером среди страховщиков по сбору премий по ОСАГО и по количеству заключенных договоров является "Росгосстрах", который за январь-июнь 2004 года получил почти 7,8 млрд рублей страховой премии, заключив при этом 5,327 млн договоров. По оценкам аналитиков, доля "Росгосстраха" на страховом рынке крупных городов (без учета Москвы) превышает 40%, а в сельских районах достигает 60%. Если рассматривать региональную структуру премий по ОСАГО, то около 92% совокупного объема сборов исследуемых компаний (свыше 19,3 млрд рублей) пришлось на страховщиков, зарегистрированных в Москве, а десятка лидеров полностью сформирована из московских компаний. Хотя тот же "Росгосстрах", а кроме него еще несколько компаний из числа крупнейших, в частности Страховая компания правоохранительных органов (СКПО) и "Уралсиб", основной объем премий собирают в регионах. Как отмечают сами страховщики, региональный рынок ОСАГО делят, как правило, наиболее сильные представительства крупных российских компаний, а также местные страховщики. У первых полисы ОСАГО приобретают в основном физические лица, у вторых зачастую предпочитают страховаться местные предприятия.

Убыточность растет. По данным ФССН, за год действия ОСАГО компании выплатили по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности около 8,7 млрд рублей (причем более 80% от этой суммы приходится на первые шесть месяцев 2004 года). Общий объем выплат обследованных страховщиков составил 7,56 млрд рублей, из которых 6,5 млрд рублей пришлось на первое полугодие текущего года. Причем в мае-июне 2004 года объем выплат даже превышал размер поступлений. И если резерв для роста премий практически исчерпан, то в вопросе урегулирования убытков ситуация иная.

Так, в частности, миной замедленного действия эксперты называют убытки, возникшие в результате причинения вреда жизни и здоровью. Сегодня они заявляются сравнительно редко, однако объем выплат может резко увеличиться. По некоторым экспертным оценкам, компенсации гражданам, пострадавшим в ДТП только во втором полугодии 2003 года, могут превысить 10 млрд рублей. Ситуацию поясняет заместитель генерального директора "Ингосстраха" Игорь Ямов: "По данным ГИБДД, в 2003 году в дорожных происшествиях получили травмы 240 тыс. человек и более 35 тыс. погибли. Из общего числа пострадавших примерно треть имеет право на возмещение ущерба жизни и здоровью в рамках закона об ОСАГО. По нашим расчетам, потенциальный объем выплат по жизни и здоровью пострадавших в ДТП только за вторую половину 2003 года может составить 11-12 млрд рублей. При этом только 5-7% подобных убытков заявлено в страховые компании. А сроков исковой давности в соответствии с Гражданским кодексом по этим убыткам нет". Впрочем, по словам заместителя директора центра страхования автотранспорта "Росно" Сергея Абалакина, "сегодня вопрос с выплатами за вред, причиненный жизни и здоровью, в части его материальной оценки и порядка организации его выплат регламентирован из рук вон плохо, что искусственно занижает размер возмещения и общее количество выплат. Даже в случае причинения смерти автостраховщик зачастую может компенсировать лишь расходы на погребение".

На фоне замедлившегося потока поступлений и увеличения объемов выплат растет и убыточность ОСАГО. По данным ФССН, простая убыточность этого вида страхования, рассчитанная как отношение выплат к собранным премиям по всем страховщикам, за первое полугодие 2004 года составила 31,6%. У лидеров рынка этот показатель оказался меньше, чем в среднем по исследуемым компаниям. Так, убыточность, подсчитанная на основе анализа данных 68 страховщиков, достигла 33,64%, у десятки лидеров - 28,8%. Один из самых низких показателей продемонстрировало "Росно", где убыточность ОСАГО по итогам шести месяцев текущего года не превысила 18,4%. Эксперты связывают это с тем, что в страховании лидеры отдают предпочтение дорогим иномаркам. По мнению аналитиков, их владельцы ездят аккуратнее и реже становятся виновниками аварий. Кроме того, при мелких ДТП (ущерб по которым составляет в пределах $100-150) они предпочитают рассчитаться на месте, не заявляя о происшедшем в страховую компанию. По данным "Росгосстраха", без привлечения страховщика участники ДТП обходятся в 30% случаев.

Регионы проигрывают. Эксперты обращают особое внимание на то, что простая убыточность по ОСАГО у региональных компаний почти в 1,5 раза превышает аналогичный показатель московских страховщиков. Это обстоятельство объясняется несколькими факторами. Во-первых, среди исследованных региональных компаний подавляющее число действует в крупнейших российских городах, где интенсивность движения примерно такая же высокая, как и в Москве, и аварии случаются примерно с той же частотой. Однако если в Москве взимается повышающий коэффициент к тарифу по ОСАГО - 2, то, к примеру, в Санкт-Петербурге он равен 1,8, а в Екатеринбурге - 1,3. При этом расходы на ремонт и цены на запчасти в Москве и, к примеру, Екатеринбурге вполне сопоставимы. Во-вторых, средняя стоимость полиса ОСАГО у региональных компаний в первом полугодии 2004 года составила 2,06 тыс. рублей, у московских - 2,61 тыс. рублей (то есть на 26,7% выше); средний же размер выплаты по одному страховому случаю - 19,24 тыс. и 20,77 тыс. рублей соответственно (выше всего на 8%). Сопоставив эти данные, можно прийти к выводу о необходимости коррекции региональных коэффициентов к тарифам по ОСАГО для крупных городов. Впрочем, корреляция между размером средней выплаты и убыточностью не столь очевидна. Исследование показало, что в десятке лидеров средний размер возмещения в первом полугодии 2004 года оказался выше, чем по остальным компаниям, и составил около 22,35 тыс. рублей, убыточность же у них ниже.

Вопрос о "региональной убыточности" остается дискуссионным. Так, например, статистика компании "Альфа-страхование" свидетельствует, что убыточность в Москве и Санкт-Петербурге выше, чем в других регионах. "Средние цены на запчасти и ремонт здесь более высокие, а концентрация транспортных средств несравнимо выше, чем в других регионах, поэтому количество потерпевших по одному страховому случаю нередко составляет больше двух. Кроме того, гораздо чаще наступают страховые случаи", - комментирует руководитель проекта ОСАГО группы "Альфа-страхование" Денис Макаров. По мнению же начальника управления регионального развития страховой группы "Спасские ворота" Елены Фельгенгауэр, убыточность по ОСАГО серьезно отличается в регионах от московской в сторону повышения. "Существует ряд заблуждений относительно ОСАГО в регионах, - поясняет она. - Например, считается, что в регионах города меньше, дорог меньше и соответственно меньше процент вероятности аварии. Однако это не так: в небольших городах бывает неудовлетворительно организовано движение, причем есть такие города, которые страховщики называют черными ямами". Елена Фельгенгауэр приводит такой пример: в Екатеринбурге текущий уровень убыточности по ОСАГО уже зашкаливает за 60%. Это обусловлено плохими дорогами, малым количеством светофоров, неукомплектованностью штата ГИБДД и прочими факторами. "Все это усугубляется природными условиями. При этом региональный коэффициент совсем этого не отражает", - отмечает специалист. Если же говорить о небольших городах, то низкий коэффициент, по ее мнению, оправдан лишь в том случае, когда автовладелец ездит в своем населенном пункте. Однако, согласно статистике убыточности "Спасских ворот", такие водители часто выезжают в другие города, а опыта у них чаще всего мало.

Впрочем, необходимо учитывать, что жизнь страховщиков в Москве обходится значительно дороже - достаточно сравнить ставки арендных платежей за помещения. Правда, ОСАГО не имеет к этой проблеме никакого отношения. В соответствии с действующей нормативной базой 77% полученных по этому виду страхования средств страховщик направляет на формирование резервов будущих выплат, 23% используется на ведение дел, а в качестве прибыли он имеет право оставить не более 5% уплаченной клиентом премии. Из этих 5% производятся общие расходы, включая арендные и коммунальные платежи, относить которые к затратам на ведение дел не разрешается.

Рентабельность под угрозой. РСА считает убыточность более сложным способом, учитывая неурегулированные и незаявленные страховые случаи, сроки действия договоров, расходы на ведение дела. По данным этой организации, за год действия ОСАГО заявлено 535 тыс. страховых случаев, из них урегулировано 434 тыс. При этом средняя выплата составила 18,9 тыс. рублей. Таким образом, объем выплат по всем заявленным случаям составил бы примерно 10,1 млрд рублей. Что касается незаявленных, то, сопоставляя статистику ГИБДД (757,2 тыс. ДТП в первом полугодии 2004 года) и собственные данные (448,2 тыс. учтенных страховых случаев за тот же период), РСА получает цифру 309 тыс. Умножение ее на те же 18,9 тыс. рублей дает 5,9 млрд рублей потенциальных убытков. Впрочем, это пессимистическая оценка. По мнению экспертов союза, вероятнее всего потерпевшими будет дозаявлена не вся сумма, а только ее половина, то есть 2,9 млрд рублей. Суммарный же размер убытков по всем заявленным и не заявленным пока страховым случаям может достигать 13-15,6 млрд рублей. Далее аналитики корректируют полученные данные с учетом неистекших сроков действия договоров. Если за отчетную дату брать 1 июля 2004 года, то, согласно статистике, в среднем они действовали полгода. Следовательно, чтобы получить величину окончательных убытков по всем договорам, эту цифру необходимо удвоить. В результате получается от 26 млрд до 31,2 млрд рублей, что при вычете расходов на ведение дела эквивалентно убыточности в 70-84%. С учетом же этих расходов комбинированная убыточность может превышать 100%. По словам главы ФССН Ильи Ломакина-Румянцева, этот показатель по отдельным компаниям уже сейчас колеблется от нескольких процентов до 500%.

Зачастую финансовая устойчивость ОСАГО подрывается самими участниками рынка. Цель - сформировать как можно больший портфель по обязательной "автогражданке" - для некоторых компаний оправдывает любые средства. "Нам известны факты выплат комиссионных вознаграждений посредникам и в первую очередь страховым агентам в размере 30-50% от стоимости полиса. В то время как закон прямо предусматривает, что в структуре тарифа по ОСАГО 80% средств направляется на формирование фондов страховых выплат. Неудивительно, что у ряда компаний сегодня недоформированы резервы из-за высоких затрат на ведение дела", - комментирует генеральный директор компании "Русский мир", председатель комитета по международной системе "Зеленая карта" РСА Павел Зубрилин. Генеральный директор компании "Межрегиональное страховое соглашение", член правления РСА Семен Акерман предложил применять к нарушителям правил обязательной "автогражданки" "жесткие санкции, вплоть до исключения из РСА".

Выживут сильнейшие. Однако репрессии могут и не потребоваться - рынок сам очистится от нарушителей.

Как полагают эксперты "Интерфакса", на втором году действия закона об ОСАГО, когда убыточность начнет нарастать особенно высокими темпами, для того, чтобы "выжить", компаниям придется направить все усилия на минимизацию своих издержек. Самый простой способ здесь - снижение агентских продаж и увеличение числа прямых продаж через офисы, что скорее всего компании и будут делать. Соответственно к такой конкурентной борьбе сегодня готовы только сильнейшие страховщики. "При действующих условиях ОСАГО через два-три года количество страховщиков, которые не смогут платить по обязательствам, вырастет, - полагает генеральный директор компании "Стандарт-Резерв" Виктор Юн. - Вероятно, через несколько лет на рынке останется 30-40 страховщиков, включая региональных, проводящих операции по ОСАГО. Нельзя установить точную цифру компаний, работающих по обязательному виду: пусть их будет 150, пусть 50, главное - финансовая устойчивость, качество работы и профессионализм. Причем сейчас уже видно, какие компании работают профессионально, а какие нет". Вице-президент по маркетингу компании "Наста" Олег Ульянский полагает, что 166 компаний - это слишком много для российского рынка, однако, отмечает он, процесс консолидации портфелей по ОСАГО уже начался: "Мы видим, как перетекают клиенты из мелких компаний в крупные. В конечном счете рынок поделят между собой страховщики, обладающие самыми развитыми ритейловыми сетями".

Первый вице-президент "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров также считает избыточным число лицензий на ОСАГО. По его расчетам, для страховщика рентабельным бизнес по ОСАГО становится при наличии 1 млн заключенных договоров, и те компании, для которых подобный бизнес не является рентабельным, средства от продажи полисов инвестируют в свое развитие. "Страховому надзору нельзя допустить появление финансовой пирамиды на рынке ОСАГО", - подчеркивает в связи с этим Дмитрий Маркаров. В свою очередь Денис Макаров из "Альфа-страхования" отмечает: "Ставка небольших компаний только на ОСАГО может внести дисбаланс в их страховой портфель и привести к невозможности исполнения ими своих обязательств". По его мнению, доля ОСАГО в портфеле компании не должна превышать 30%, "так как при наличии хотя бы 20% добровольного страхования автотранспорта общая доля автострахования составит 50%, что является критическим для стабильной работы страховщика".

Коррекция ОСАГО. По истечении года действия закона об ОСАГО вопрос адекватности принятых тарифов снова встал перед страховым сообществом.

Страховщики полагают, что их снижение угрожает подрывом платежеспособности большинства компаний. Наряду с этим аналитики считают, что некоторые поправочные коэффициенты все же требуют коррекции, в частности, несколько завышенными им представляются коэффициенты в зависимости от мощности автомобиля. Кроме того, как показали результаты исследования, региональный коэффициент по городам-миллионникам должен скорее всего быть увеличен и приближаться к московскому.

Но вопрос не только в тарифах. Как показал опрос страховщиков, у них накопился достаточно длинный список возможных поправок к закону об обязательной "автогражданке". Больше всего нареканий связано с непроработанностью механизма урегулирования убытков, в частности, с несовершенством процедуры получения документов со стороны ГИБДД, на основании которых страховщик принимает решение о выплате страхового возмещения. Согласно закону, ГИБДД не определяет виновника ДТП, а только устанавливает факт нарушений Правил дорожного движения и привлекает нарушителей к административной ответственности. Виновность и обязанность возместить материальный ущерб в спорной ситуации устанавливает суд. В зависимости от состава нарушений определяется, какой страховщик и в каком объеме должен оплатить ущерб. Для этого нужно, чтобы документы ГИБДД содержали описание обстоятельств происшествия, указывали сведения об участниках и сообщали информацию о характере нарушений каждого из них. На основании этого страховщик принимает решение о выплате. Однако документы, поступающие из ГИБДД, не соответствуют этим требованиям, поэтому сейчас рассматривается возможность упрощения процедуры разбора ДТП и установления перечня документов, которые ГИБДД будет выдавать их участникам. Хотя пока неизвестно, когда этот вопрос будет решен окончательно.

По мнению Сергея Абалакина из "Росно", сегодня едва ли можно сказать определенно, чья автогражданская ответственность страхуется по ОСАГО. Суды в абсолютном большинстве случаев признают правомерность отказа в выплате, если ДТП произошло по вине водителя, не вписанного в полис, но управлявшего машиной по доверенности, однако в законе это не уточняется. "Эту ситуацию можно трактовать двояко, - комментирует Виктор Юн. - С одной стороны, человек на законных основаниях сел за руль, с другой - он не имел права этого делать без полиса ОСАГО. То есть при ДТП мы теоретически можем заплатить невиновному, а потом потребовать эти деньги от владельца машины - нашего страхователя".

Целый комплекс проблем связан с оценкой ущерба, причиненного в результате ДТП. Главным недостатком российского ОСАГО Денис Макаров из "Альфа-страхования" считает "вялую работу административных органов, которые обязаны были регламентировать деятельность независимых экспертов, привести ее к общему знаменателю, что сняло бы много вопросов у потерпевших о причинах разницы в расчетах экспертов". Директор агентства автострахования компании "Макс" Сергей Федотов сетует на отсутствие "официальной, легитимной, признанной страховщиками, потерпевшими, независимыми экспертами методики оценки ущерба". "На сегодняшний день у нас ни одна методика официально не утверждена - все рекомендованы, - констатирует он. - Кому какая нравится, тот по той и работает. Кому-то нравится методика, разработанная ИНЦ НАМИ, кому-то методика, разработанная Минтрансом". Поэтому нередки ситуации, аналогичные той, что описывает Павел Зубрилин: "Руководствуясь законом, направили потерпевшего в одно из экспертных бюро, с которым сотрудничаем. Он получает расчетную стоимость компенсации, которая никак его не устраивает. Тогда потерпевший идет в другое экспертное бюро по собственному выбору и приносит расчет убытка, где цифры выше наших на 21-25%, а то и на 50%".

Кроме того, существует проблема с введением с 1 июля 2004 года повышающих и понижающих коэффициентов (бонус-малус). Законом об ОСАГО установлено, что любые страховые компании обязаны предоставлять 5-процентную скидку автовладельцам при перезаключении договора ОСАГО за год безаварийной езды, а также любая страховая компания может переоформлять договоры ОСАГО других страховых компаний. При наличии же страховых выплат в предыдущий период вводится повышающий коэффициент в пределах от 1,55 до 2,45. В связи с тем, что повышающие коэффициенты за аварийную езду являются слишком высокими, а единой базы данных по происшедшим страховым случаям у страховщиков еще нет, автовладельцы могут легко избежать повышающих коэффициентов при покупке полиса - для этого достаточно просто сменить страховщика, что и делают некоторые страхователи. Однако, как отмечают эксперты, такая практика пока не приняла массового характера. Ведение же в действие автоматизированной информационной системы по ОСАГО способно решить эту проблему раз и навсегда.

Закон об ОСАГО в России станет более гибким. При этом важно понимать, что в нынешнем виде он представляет собой набор компромиссов. Развиваться и корректироваться он может по мере развития рынка. Главная задача страхового сообщества состоит в том, чтобы подготовить взвешенные предложения, значительно облегчающие автомобилистам устранение последствий ДТП и обеспечивающие быстрое возмещение ущерба. Именно это смогло бы в значительной мере повысить авторитет ОСАГО в глазах общественности. В свою очередь надзорные органы намерены в ближайшее время провести массовые проверки среди страховщиков, имеющих лицензии на ОСАГО, не только на предмет соответствия законодательству их уставных капиталов, но и на предмет выполнения страховщиками своих обязательств перед страхователями.

№ п/п Компания Город Премия Заключено Заявлено Урегулировано Выплаты
по заключенным договоров страховых страховых по страховым
договорам, руб. (продано случаев, шт. случаев, шт. случаям, руб.
полисов), шт.
1 Росгосстрах Москва 7 751 923 000 5 326 982 153 279 135 334 2 412 272 000
2 Ресо-Гарантия Москва 2 295 392 357 864 849 42 589 30 406 780 622 418
3 Ингосстрах Москва 1 277 605 000 499 422 25 133 14 265 405 425 000
4 Спасские ворота Москва 955 574 000 444 722 13 744 10 707 233 574 218
5 СКПО Москва 865 749 718 558 181 14 586 13 490 306 073 122
6 ВСК Москва 729 164 173 336 304 21 667 16 887 146 118 645
7 МАКС Москва 623 184 569 221 050 7 261 4 327 150 017 803
8 Росно Москва 568 441 000 155 877 5 737 4 289 104 773 000
9 Наста Москва 477 373 000 227 095 11 773 8 464 157 085 000
10 Альфа-страхование Москва 475 406 880 210 556 11 130 8 246 171 003 033
11 Уралсиб Москва 372 934 000 206 991 8 543 8 335 156 394 000
12 МРСС Москва 316 925 000 156 043 11 363 8 848 136 385 000
13 Согласие Москва 316 412 037 153 524 6 235 4 663 110 116 514
14 Русский мир СПб 307 995 000 134 517 4 984 5 532 113 648 000
15 Мегарусс Москва 237 568 050 93 337 4 364 2 070 45 609 342
16 Стандарт-резерв Москва 235 377 048 67 109 3 233 3 280 41 446 155
17 Росэнерго Горно-Алтайск 205 826 000 155 445 2 621 2 363 48 584 000
18 Гута-страхование Москва 190 661 003 66 815 5 586 3 227 64 465 822
19 Энергогарант Москва 189 622 391 91 705 7 253 7 253 45 070 825
20 Югория Ханты-Мансийск 181 938 789 97 984 4 101 3 174 74 994 843
21 Прогресс-Нева СПб 156 284 000 50 003 1 785 1 615 47 383 000
22 Россия Москва 154 800 000 73 235 3 483 2 468 43 848 000
23 НСГ Долгопрудный 127 965 103 47 611 2 880 1 655 34 605 463
24 Надежда Красноярск 122 349 493 61 813 5 731 5 298 31 915 144
25 Оранта Москва 107 760 738 47 633 1 858 915 23 038 317
26 Ренессанс-страхование Москва 107 339 000 22 478 1 279 1 242 23 675 000
27 Согаз Москва 103 151 959 48 479 1 475 1 346 34 908 018
28 Росмедстрах Москва 99 180 248 61 351 758 758 18 610 583
29 МСК Москва 96 097 000 27 364 1 148 912 25 141 000
30 Капиталъ Страхование Москва 83 073 000 29 239 2 396 2 195 29 380 300
31 Северная казна Екатеринбург 80 457 944 42 406 9 349 8 181 65 087 471
32 Урал-АИЛ Пермь 78 124 000 47 198 5 871 5 558 48 649 000
33 Афес Москва 77 593 828 41 737 1 730 1 730 40 864 090
34 Горстрах Москва 73 585 148 26 316 1 212 909 20 047 480
35 СГ АСКО Наб. Челны 67 652 000 43 609 2 011 1 739 23 354 000
36 РСТК Москва 52 582 000 29 375 1 122 1 940 17 064 000
37 Гамма Екатеринбург 50 970 140 31 122 1 222 1 133 20 487 066
38 Нефтеполис Москва 50 071 792 21 197 1 069 791 19 254 320
39 Астро-Волга Тольятти 46 417 008 24 711 1 514 1 334 22 348 852
40 Прогресс-гарант Москва 45 629 660 19 922 445 353 7 406 801
41 Информстрах Москва 44 287 504 13 359 598 310 5 939 960
42 РСК Москва 42 028 000 10 356 326 323 7 150 000
43 Московия МО Троицк 36 015 775 14 498 359 349 9 883 566
44 Ариадна Москва 35 566 912 10 572 343 254 5 882 645
45 РС традиции Москва 34 257 000 14 228 359 240 4 490 000
46 СОК* Самара 33 135 000 16 461 720 486 7 688 000
47 МРСК Ижевск 32 238 000 18 902 1 847 1 661 11 200 000
48 Сургутнефтегаз Сургут 31 449 295 18 741 1 415 1 068 31 559 459
49 СГ БАСК** Белово 29 921 537 20 180 562 555 12 362 372
50 Шексна Череповец 29 556 360 19 634 862 742 14 771 507
51 Северо-западная СК СПб 22 684 126 9 305 202 121 3 004 145
52 Асто-гарантия Москва 20 842 772 8 706 588 551 5 505 364
53 Чулпан Альметьевск 19 596 709 12 442 864 864 7 082 702
54 Гайде СПб 17 741 000 5 280 220 200 5 749 000
55 Инкасстрах Самара 17 649 000 9 632 940 747 12 695 000
56 Класс СПб 16 307 010 5 493 265 240 5 786 230
57 Уралрос Екатеринбург 15 986 000 9 816 549 400 8 572 000
58 Экспресс Гарант Екатеринбург 14 031 041 6 979 298 298 5 091 379
59 Медэкспресс СПб 13 051 279 4 793 273 161 4 276 640
60 Природа Москва 13 448 000 3 540 н/д 90 2 556 000
61 Метрополис Москва 12 616 442 3 151 406 304 3 081 329
62 Пари Москва 12 292 543 2 919 223 142 4 525 640
63 Лидер Москва 9 716 000 11 495 128 118 2 820 813
64 Русь СПб 7 713 465 2 625 206 114 2 155 389
65 Руксо Москва 6 743 000 2 707 277 185 2 446 000
66 Гефест Москва 6 734 078 2 231 183 115 3 098 065
67 Шанс Липецк 2 582 328 1 345 90 72 1 130 007
68 Межрегионгарант Салехард 1 085 618 441 18 12 459 355
ИТОГО: 20 935 432 869 11 115 322 426 551 347 882 6 491 709 211

* Бывшая Средневолжская транспортная страховая компания.

** В СГ "БАСК" входят компании "БАСК", "Бовита", "БАСК Плюс".

Источник: ЦЭА "Интерфакса"

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль