Лизинг ускоряется

68
Рейтинг. Бизнес лизинговых компаний в России быстро растет. Однако этот рост может прекратиться, если лизинговые схемы перестанут давать клиентам налоговую экономию.
За первое полугодие 2004 года стоимость заключенных договоров 30 крупных лизинговых компаний, участвующих в рейтинге "Ф.", составила 48,8 млрд рублей. За весь 2003 год этот показатель был равен 75,4 млрд рублей. Если предположить, что к концу 2004 года стоимость заключенных договоров достигнет около 100 млрд рублей, то рост рынка превысит 30%, что втрое больше предполагаемых темпов инфляции.

Число заключенных договоров тоже увеличилось: многие лизинговые компании заключили за первое полугодие 2004 года больше договоров, чем за весь 2003 год.

Средняя сумма договора у многих компаний уменьшилась в связи с тем, что за последние полгода среди клиентов лизинговых компаний выросла доля мелкого и среднего бизнеса. "Все больше и больше руководителей малых, средних и крупных предприятий различных отраслей экономики отдают предпочтение именно лизингу, а не кредиту или приобретению за собственные средства, - говорят в Сахалинской лизинговой компании. - Это значит, что предприниматели стали строить долгосрочные планы развития своего бизнеса, работать на перспективу".

В компаниях отмечают усиление конкуренции. Если раньше лизинг конкурировал с другими типами долга, главным образом с прямыми банковскими кредитами, то сейчас лизинговые компании вступили в прямую конкуренцию между собой. Соответственно падает маржа лизинговых компаний. Некоторые компании работают уже с маржой менее 3% от стоимости контракта, чего на рынке в предыдущие годы не было. Другой тенденцией является рост удельного веса договоров, номинированных в рублях. Российской валюте стали доверять больше, поскольку в последние несколько лет ее курс был достаточно стабилен.

Вице-президент компании "Ресотраст" Ирина Нестерова отмечает усиление конкуренции: "В борьбе за новых клиентов лизинговые компании будут готовы брать на себя все больший риск". А финансовый директор компании "Группа финансовых технологий" Владимир Костромин утверждает: "Необходимо постоянно улучшать условия лизинга. Если мы не будем этого делать, то можем потерять даже постоянных клиентов".

Самолеты и связь. Лидерами рынка по объему сделок являются "Ильюшин Финанс Ко" и "РТК-лизинг". За первое полугодие 2004 года "Ильюшин Финанс" заключил пять крупных договоров о поставке авиатехники на сумму около 23 млрд рублей. На 1 июля ее портфель заказов включает 70 самолетов, которые в ближайшие несколько лет будут поставлены авиакомпаниям "Аэрофлот", "Пулково", "Сибирь" и др.

Компания "РТК-лизинг" также является специализированной компанией, занимающейся лизингом телекоммуникационного оборудования. Высокого оборота по итогам полугодия компания смогла достичь с помощью таких клиентов, как "Мегафон", "Глобалтел", "РТКомм. ру", "Центральный телеграф". Весомым вкладом в бизнес компании является проект по закупке коммутационного оборудования для семи региональных "дочек" "Связьинвеста".

Следующие три строчки занимают лизинговые компании, созданные при банках: "Авангард-лизинг", "Альфа-лизинг" и "Райффайзен-лизинг". Это неудивительно: такие фирмы обладают доступом к ресурсам банков и способны сопровождать очень крупные проекты.

В целом же, по оценкам специалистов, банковские лизинговые компании занимают 70-80% рынка и работают успешно, за исключением фирм, созданных при банках, которые находятся в незавидном финансовом положении. Такие фирмы в основном отказались от предоставления данных для рейтинга "Ф.".

"Потеря текущей ликвидности ряда кредитных организаций, в том числе региональных, отразилась на ресурсной базе аффилированных с ними лизинговых компаний", - говорит заместитель председателя правления Ассоциации лизинговых и финансовых компаний "Ярфинвест" Александр Алфеев.

Возможность привлечения финансовых ресурсов - вообще ключевой фактор успеха лизинговых компаний. Большинству компаний не хватает собственных инвестиционных ресурсов. Поэтому они не в состоянии обслуживать крупные проекты. Приходится браться за небольшие сделки, которые являются не слишком рентабельными.

По мнению генерального директора ООО "Промлизинг" Виктора Шилкина, компании с лизинговым портфелем 500 млн рублей и выше будут привлекать ресурсы путем размещения своих облигаций. Однако он отмечает, что рост количества таких размещений, учитывая состояние финансового рынка, может произойти не раньше второго полугодия 2005 года.

Отраслевая структура. Наиболее привлекательными отраслями для лизинговых компаний продолжают оставаться автотранспорт, промышленное оборудование и строительная техника. Большая часть лизинговых сделок (более 70%) относится именно к этим областям.

Генеральный директор компании "Ликострой" Георгий Кудряшов считает важным фактором развитие корпоративных отношений между лизингодателем и лизингополучателями, формирующихся по ведомственным, отраслевым или другим общим для участников сделки признакам. Однако многие компании стремятся привлечь как можно больше клиентов и работают по принципу универсальности. Например, Приволжская лизинговая компания, Универсальный лизинговый холдинг и "Уралсиб-лизинг" в этом году предоставляли в лизинг практически любое оборудование.

Большинство компаний работает с промышленным оборудованием и лишь немногие - с сельскохозяйственным. В Агропромышленной финансовой компании считают, что здесь будет продолжать доминировать государство в форме субсидированных кредитов, а также лизинга, предоставляемого "Росагролизингом". "Невозможность конкурирования с фактически бесплатными государственными ресурсами, а также большие коммерческие риски в сельском хозяйстве не позволят сколько-нибудь значительным коммерческим кредиторам обратить свое внимание на этот сектор экономики. По сути, АФК, созданная Международной финансовой корпорацией и голландскими банками, останется фактически единственной коммерческой лизинговой компанией России, специализирующейся на предоставлении долгосрочного финансирования сельскохозяйственным предприятиям.

Правовые риски лизинга. Государство начало борьбу с разного рода схемами, и есть риск того, что использование лизинговых компаний в сделках будет признано одной из таких притворных схем. Лизинговые компании уже констатируют рост напряженности в отношениях с налоговыми органами, в частности по порядку уплаты НДС.

А официальное опубликование определения Конституционного суда № 169-О от 8 апреля 2004 года может поставить под угрозу деятельность не только отдельных лизинговых компаний, но и всего российского лизинга. Данный документ ставит под сомнение существующую схему уплаты НДС. Схема заключается в следующем: лизинговая компания платит поставщику НДС, а затем проводит взаимозачет с бюджетом во избежание двойного налогообложения. Конституционный суд рассматривает этот метод как незаконный. Это заключение мотивируется тем, что "проведение между контрагентами расчетов в форме, не влекущей движение денежных средств, не освобождает налогоплательщиков от обязанности внесения в бюджет такой же суммы налогов, как если бы расчет совершался в денежной форме".

Если такая точка зрения будет принята, взаимозачет платежных требований будет производиться лишь после того, как лизингополучатель осуществит все платежи по оборудованию, которое он получил в лизинг. Но платежи по лизинговым договорам растягиваются на несколько лет, поэтому взаимозачеты по совершенным сегодня сделкам произойдут не скоро. Следствием будет повышение лизинговых ставок, а вместе с тем снижение интереса к лизингу среди потенциальных клиентов. Если данное определение КС будет опубликовано, то темпы развития лизинга в России резко снизятся.

Вперед - в регионы. Важной тенденцией 2004 года является приход крупных московских компаний в регионы. Наиболее успешные компании осуществляют лизинговые проекты практически на всей территории России. Компания "Авангард-лизинг" за последние полгода заключила 167 договоров на сумму 3,7 млрд рублей, из которых более 50% приходится на региональных клиентов. "Проникновение лизинговых компаний в регионы сейчас очень актуально, - считает генеральный директор компании "Строммашлизинг" Вячеслав Англичанинов. - В регионах рынок лизинга, как и кредитования, развит слабо, а проценты довольно высокие".

Московские лизинговые компании открывают отделения в городах России, чтобы наиболее полно охватить потенциальных клиентов. По словам директора департамента развития и маркетинга компании "Каркаде" Алексея Сичинавы, к концу 2004 года дополнительно к существующим 19 отделениям компания откроет еще 12, в 2005 году общее количество отделений компании станет равным 50, а к 2006 году достигнет 70.

В разных регионах лизинг развивается неравномерно. По мнению ведущего специалиста департамента развития бизнеса компании "Центр-капитал" Тимура Шарипова, наиболее активно лизинговые компании работают в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах. Но потенциальная потребность в лизинговых услугах высока практически во всех регионах РФ, и региональный лизинг будет развиваться. Тимур Шарипов считает, что в ближайшие годы федеральные лизинговые компании будут стремиться к сотрудничеству с региональными компаниями. Это позволит снизить риски, связанные с недостаточной осведомленностью об экономической специфике регионов.

Разумеется, лизинговые компании, созданные при банках, почти автоматически присутствуют в регионах, где у банков есть филиалы. Фактически сотрудники банков и продвигают их услуги.

Значительной проблемой для рынка является отсутствие развитого вторичного рынка лизинга. Если лизингополучатель оказывается не в состоянии совершать платежи по лизинговой сделке, оборудование возвращается лизинговой компании. На Западе существует много схем реализации предметов лизинга на вторичном рынке. В России же лизинговые компании вынуждены нести дополнительный риск, связанный с тем, что оборудование так и не удастся пристроить. Этим объясняется снижение доли лизинга высокотехнологичных видов оборудования, таких как телекоммуникационное и энергетическое, по сравнению с 2003 годом.

Крупные клиенты все чаще сталкиваются с тем, что лизинговая компания, с которой они работают, не может удовлетворить их запросы. По мнению руководства компании "КамАЗ-лизинг", небольшие лизинговые компании будут вынуждены перейти в более рискованный сегмент малого и среднего бизнеса, а крупные получат дополнительных клиентов за счет этого перераспределения.

Прогнозы оптимистичны. Сегодня в России, по разным оценкам, доля лизинга в общем объеме приобретаемых основных средств составляет 10-15%. В Европе этот показатель равен 40%, в США - 50%, в Азии - до 80%. Учитывая этот факт, специалисты предполагают, что лизинг будет развиваться быстрыми темпами еще лет 7-10.

"2004 год явно превысит показатели 2003 года по темпам роста отрасли, - считает генеральный директор "Евротраст-лизинг" Дмитрий Иванов. - Лизинговые компании активно стали привлекать более дешевые средства на более длительные сроки, в том числе и на Западе. Лизинг в России имеет четко выраженную тенденцию стабильного развития".

В компании "РТК-лизинг" полагают, что к 2007 году уровень развития лизинга в РФ достигнет уровня в странах Западной Европы. Этот вывод сделан на основе прогноза динамики ВВП и объемов инвестиций в экономику на ближайшие пять лет. Наиболее перспективными отраслями лизинга в 2007 году, по мнению специалистов "РТК-лизинг", будут следующие: лизинг легковых автомобилей, крупнотоннажных транспортных средств, а также лизинг недвижимости.

Удлинение сроков лизинга, снижение маржи и более гибкий подход к оценке финансового состояния лизингополучателя станут неизменными тенденциями на протяжении ближайших лет. Так считает заместитель генерального директора Агропромышленной финансовой компании Виталий Копьев.

Итоги работы лизинговых компаний в первом полугодии 2004 г.

КомпанияСтоимость заключенных договоров за первое полуго дие 2004 г., млн руб.Стоимость заключенных договоров за 2003 г., млн руб.Число заключенных договоров за первое полугодие 2004 г.Число заключенных договоров за 2003 г.Стоимость текущих сделок на 01.07.04, млн руб.Число текущих сделок на 01.07.04Основные направления работы компании
Ильюшин Финанс Ко22 988,738 209,85422 988,75Авиатехника - 100%
РТК-лизинг7040,011 530,019523025 400,01034Телекоммуникационное оборудование - 100%
Авангард-лизинг3717,43005,216717211 157,4455Станки и промышленное оборудование - 39,7%, суда - 13,2%, железнодорожный подвижной состав - 12,3%, самолеты - 11,8%
Альфа-лизинг2788,24098,221377491,472Железнодорожный подвижной состав и железнодорожное оборудование - 36,4%, автотранспортные средства и дорожно-строительная техника - 16,4%, химическое оборудование - 19,6%
Райффайзен-лизинг2693,03224,0841469864,0421Автомобили - 53,4%, промышленное оборудование - 10,4%, телекоммуникационное оборудование - 9,5%
Центр-капитал1797,64954,31092059323,6416Энергетическое оборудование - 29,4%, оборудование для нефтепереработки и нефтехимии - 26,0%, оборудование для нефтедобычи - 21,5%
Камаз-лизинг1461,0584,41661142045,4280Тяжелая импортная техника - 40%, грузовая техника - 30%, тяжелая российская - 20%, сельскохозяйственная спецтехника - 10%
Лизинговые компании Номос-банка940,01230,0142772003,0218Автотранспорт - 23%, машиностроительное оборудование - 22%, сельскохозяйственная техника - 15%, горнодобывающее оборудование - 14%, строительная техника - 12%
Интерлизинг870,01725,01072223719,0422Строительная техника - 31%, грузовой транспорт - 31%, легковой транспорт - 16%, технологическое оборудование - 15%
Уралсиб-лизинг606,01180,53196023346,51104Телекоммуникационное оборудование - 28,1%, железнодорожный транспорт - 13,8%, грузовой автотранспорт - 12,8%, пассажирский автотранспорт - 11,5%
Каркаде504,8233,41257564758,91799Автомобили российские - 54%, автомобили иностранные - 38%
Строммашлизинг460,0630,04606301100,01100Оборудование для заводов, производящих строительные материалы и оборудование, - 50%, строительная техника - 25%, легковые автомобили - 15%
Группа финансовых технологий459,6830,340262048,0106Металлообработка - 26%, химическая промышленность - 24%, автотранспорт - 17%, строительная техника - 11%, авиационное оборудование - 10%
Универсальный лизинговый холдинг377,71320,4801902416,5383Автотранспорт (грузовой, легковой и пассажирский) - 33,7%, воздушный транспорт и оборудование - 16,8%, производственное и технологическое оборудование - 14,1%
Агропромышленная финансовая компания280,1169,31318427,527Комбайны, тракторы и прочая сельхозтехника - 54%, вагоны-хопперы для перевозки зерна - 19%, автомобили - 17%, молочное оборудование - 10%
Ресо-лизинг273,960,16716333,983Строительная техника и оборудование - 74,4%, автотранспорт грузовой и специальный (автокраны) - 14,5%
Муниципальная инвестиционная компания211,2371,189183591,6270Транспорт (легковой и грузовой) - 78%, оборудование - 22%
Ярфинвест189,0262,86881335,2113Автомобили грузовые - 20,4%, промышленное оборудование - 19,2%, суда речные и портовое оборудование - 15,6%, торговое оборудование - 12,5%, автомобили легковые - 11,9%
Приволжская лизинговая компания180,0373,095240711,4345Автотранспорт для перевозки пассажиров - 25%, автотранспорт для перевозки грузов - 20%, компьютеры и оргтехника - 10%
Ресотраст175,920,000176,920Транспортные средства - 35%, оборудование для нефти
       и газа - 29%, телекоммуникационное оборудование - 18%,
       сельхозтехника - 15%
Евротраст-лизинг158,8125,05694394,4216Автотранспорт - 54,8%, строительная техника - 9,6%, оборудование - 35,6%
Лизингбизнес142,3386,41368091298,21958Вычислительная техника - 30,5%, банковское оборудование - 21,9%, производственное оборудование - 17,4%
Новгородская лизинговая компания127,7190,7176272364,6534Автотранспорт - 73,9%, недвижимость - 40,3%, оборудование - 22,1%
Поволжский лизинговый центр120,8125,980196293,6239Легковой автотранспорт - 33,0%, грузовой автотранспорт - 27,6%, производственное оборудование - 16,5%
Смарт Голд98,1131,373148329,2310Автомобили, в том числе грузовые, - 31,0%, оборудование для производства мебели и обработки полимерных материалов - 18,8%, авто- и электропогрузчики - 18,8%
Ликострой78,3259,949950,524Автотранспорт - 50%, грузоподъемная техника - 25%, коммунальная техника - 25%
Прогресс-Нева Лизинг77,459,24930135,078Транспорт - 61,5%, оборудование - 38,5%
Промлизинг49,565,75065130,6130Автотранспорт - 51%, оборудование - 49%
Премьер-лизинг42,355,34886130,4162Автомобили - 56%, торговое оборудование - 17,5%, производственное оборудование - 17,4%, сельхозтехника - 5,5%
Сахалинская лизинговая компания34,9142,91529568,082Строительное оборудование - 28,1%, оборудование для рыбной отрасли - 27,2%, оборудование для деревообрабатывающей промышленности - 13,3%, оборудование для организаций, занимающихся наукой, - 12,0%, торговое оборудование - 6,4%, оборудование для нефтегазовой промышленности - 6,1%, прочее - 6,8%
Первая лизинговая компания32,0110,01442148,059Спецтехника - 53,3%, автомобили - 23,8%, технологическое оборудование - 9%, пищевое и торговое оборудование - 7,6%, коммуникационное оборудование - 5,7%, прочее - 0,7%
ЦФМ29,5101,039102159,7167Тракторы лесозаготовительные - 52,5%, лесовозы - 17,5%, легковые автомашины - 13,7%, грузовые автомашины (в том числе прицепы и полуприцепы) - 10,5%, прочее - 5,8%
Универсальная лизинговая компания25,027,12033228,676Грузовой автотранспорт - 34,4%, легковой автотранспорт - 26,9%, авторемонтное и автосервисное оборудование - 18,6%
Сибтранслизинг19,242,1123751,936Транспорт (легковой, грузовой, автобусы и пр.) - 77,3%, деревообрабатывающее оборудование - 18,2%
Оренбурггазпромлизинг11,9336,7813743,736Средства связи - 32%, медицинское оборудование - 28%, ж/д цистерны - 13%, автотранспорт - 12%
По данным лизинговых компаний

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль