Русский MBA: иллюзии и реальность

76
Перспективы. Отечественные бизнес-школы активно развивают сегодня программы MBA. Насколько они эффективны для карьеры?
Недавно к вопросу подготовки управленческих кадров представители делового сообщества вернулись на педсовете «Профессиональное и бизнес-образование: современные задачи, проблемы и тенденции развития». Участники говорили о необходимости российского МВА.

«Национальные особенности». Основное и, как говорят критики, единственное преимущество отечественных программ MBA в том, что они адаптированы к реалиям российского рынка. Проявляется это, например, в том, что практический материал, используемый на занятиях, подготовлен по опыту ведения бизнеса в России. Еще один плюс: учиться на родине дешевле. Если западная степень стоит около $100-120 тыс., то за отечественную надо будет заплатить $5-10 тыс. Отличительная особенность «российской модели» бизнес-образования в том, что здесь учащиеся меньше работают самостоятельно и больше в аудитории с преподавателем.

Сколько же российских бизнес-школ сегодня готовят специалистов по программам MBA? Аккредитацию Министерства образования и науки РФ, то есть возможность выдавать диплом государственного образца, имеют около тридцати. Среди них - Академия народного хозяйства, куда входят Высшая школа международного бизнеса, Высшая школа корпоративного управления и Институт бизнеса и делового администрирования. В последнем курс MBA является одним из самых дорогих в России и стоит от $11 тыс. до $15 тыс. Обучение по программе Executive MBA школа проводит совместно с Университетом Антверпена (UAMS).

На master of business administration готовит даже Московский авиационный институт (МАИ). Программа предназначена для менеджеров, работающих в промышленности. Она не имеет российской аккредитации, зато партнером МАИ является Гренобльская школа бизнеса. На базе Плехановской академии сертификата МВА выдает институт экономики и финансов «Синергия». Известны на российском рынке институт МИРБИС и Высшая коммерческая школа. Популярны также Стокгольмская школа экономики в Петербурге и AIBEC в Москве.

«Мусорный» MBA. Руководители крупнейших компаний жалуются, что отечественное бизнес-образование не удовлетворяет потребностям рынка в высокопрофессиональных топ-менеджерах, которые смогли бы повысить производительность предприятий. Такое мнение, например, высказал на бизнес-педсовете финансовый директор компании «Вимм-Билль-Данн» Владимир Преображенский. Тем не менее за последние несколько лет российский вариант западной программы МВА изменился в лучшую сторону. Отечественные вузы все чаще привлекают преподавателей из-за рубежа, открывают совместные программы с ведущими западными бизнес-школами.

Сегодня некоторые российские компании уже спонсируют обучение своих сотрудников. Например, «Седьмой континент» недавно отправил в Высшую школу международного бизнеса АНХ 13 человек. Это вторая группа: здесь уже получили степень 11 сотрудников компании.

Выпускники отечественных программ востребованы на рынке, правда внутреннем. По мнению одного из экспертов в области MBA-образования, рекрутеры у российских и иностранных школ разные и им требуются люди разного уровня. Например, для российской компании, занимающейся недвижимостью, выпускник Гарварда менее ценен, чем человек с дипломом отечественного вуза и подходящим опытом работы.

Одна из проблем для российского MBA - отсутствие информации о том, где лучше учиться. Так, например, помимо бизнес-школ с государственной аккредитацией существуют и структуры, признанные зарубежными ассоциациями MBA Великобритании, США и других стран. На Западе при выборе большую роль играют рейтинги. У нас они составляются не так давно и их объективность оставляет желать лучшего. Существует в России и опасность получить «мусорный» MBA. Так профессионалы называют сокращенные программы сомнительного качества.

Что же будет с «российским аналогом MBA» в дальнейшем? Скорее всего его популярность будет расти, возможно, быстрее, чем качество. Хотя министр образования и науки Андрей Фурсенко и провозгласил главным принципом новой концепции образования «уход от фундаментальности», практическая направленность обучения в высшей школе оставляет желать лучшего. Так что выпускникам вузов, желающим пополнить ряды топ-менеджмента, рано или поздно придется получать дополнительное бизнес-образование.

КОММЕНТАРИИ

Зоя Зайцева, исполнительный директор компании MBA Consult:

- Российское бизнес-образование довольно сложно сравнивать с западным: колоссальная разница в возрасте и разные подходы к обучению не могут не сказываться на качестве. Основная проблема наших бизнес-школ, как, впрочем, отечественного образования вообще, - профессура и методика. В западных программах MBA преподаватель - это человек, который не понаслышке знаком с бизнесом. У нас же экономику часто читают заслуженные магистры, ни разу ни одну компанию не консультировавшие. Тем приятнее, что за последние несколько лет наметилась тенденция к привлечению в качестве «приглашенных выступающих» выпускников западных бизнес-школ и людей из реального бизнеса.

Вячеслав Давиденко, выпускник Chicago Executive MBA, вице-президент компании «Ренессанс Капитал»:

- Я год учился в отечественной бизнес-школе. Но это не решило моих задач: найти идею и партнеров для нового бизнеса, привлечь для него инвестиции. Чтобы догнать западные аналоги, нашим школам потребуется от 25 до 50 лет. Проблем много. Например, неправильные структуры финансирования. Если на Западе бюджет школы состоит из пожертвований выпускников, заказов корпораций, государственных субсидий и платы обучающихся, то наши полностью зависят от студента. Уже не говорю о том, что бюджеты западных школ во много раз больше. Необходимо понимать, что инвестиции в любое дело пропорциональны отдаче. Если есть стремление стать гражданином мира и работать в транснациональной корпорации, необходим западный MBA. Тем, кто звезд с неба не хватает и планирует трудиться здесь, вполне достаточно российского.l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль