Свой фонд на островах

76
Инвестиции. Создание собственного инвестиционного фонда за рубежом - привлекательная возможность для финансового бизнеса. Однако сделать это непросто: деятельность фондов даже в офшорных зонах подлежит регулированию.
Тот, кто имеет более или менее успешный опыт инвестирования за рубежом собственных средств (работа на фондовых рынках и т. п.), нередко приходит к мысли о привлечении к инвестиционным операциям денег других лиц. Действительно, объединение средств инвесторов в большой пул, как правило, дает возможность вложения денег на гораздо более выгодных условиях (не говоря уже о возможном менеджерском вознаграждении). Это и есть основная причина существования инвестиционных фондов.

Благодаря свободе выбора инвестиционной политики офшорные инвестиционные фонды потенциально способны демонстрировать более высокие результаты, чем обычные. Пожалуй, абсолютный рекорд принадлежит знаменитому фонду Quantum Джорджа Сороса (Нидерландские Антильские острова), который на протяжении своей более чем тридцатилетней истории (1969-2000 годы) приносил инвесторам в среднем 31% в год. Таким образом, инвестор, изначально вложивший в фонд $100 тыс., в конце его истории мог бы получить более $400 млн. Впрочем, большие потенциальные доходы сопряжены, естественно, и с большим риском для инвесторов: в случае коммерческой неудачи, пусть даже не связанной с мошенничеством, можно потерять не только дивиденды, но и основную сумму вложений.

Выбор юрисдикции. Где же лучше создавать фонд, предназначенный для зарубежных инвестиций? Законодательство о подобных структурах существует в большинстве стран мира, включая не только налогооблагаемые страны, но и основные офшорные зоны; ввиду налоговых соображений в мировой практике весьма распространено создание фондов именно в офшорных зонах.

Есть, однако, одна загвоздка. Поскольку деятельность фонда затрагивает интересы более или менее широкого круга инвесторов, она подлежит регулированию со стороны государства его регистрации. К счастью, во многих офшорных зонах это регулирование довольно мягкое и обычно сводится к тому, что фонд должен получить разрешение властей на свою деятельность (для чего необходимо подтвердить документально добропорядочность его учредителей и профессионализм менеджмента) и затем подавать отчетность по установленной законом форме. Сама же инвестиционная деятельность фонда практически не регулируется, что дает возможность вкладывать средства в самые разнообразные инструменты, в чем инвестиционные фонды на "большой земле" обычно весьма ограничены. Основная же проблема состоит в подтверждении профессионализма менеджмента (о чем чуть ниже).

Существует не так уж много юрисдикций, которые предоставляют относительно мягкие условия для создания и деятельности инвестиционных фондов. Прежде всего к ним можно отнести Британские Виргинские острова (БВО), Бермудские острова, Каймановы острова, Маврикий. Маврикий - бывшая британская колония, а остальные три юрисдикции и сейчас британские заморские территории (современный политкорректный термин для обозначения колоний). Поэтому законодательства их в целом следуют британской модели, хотя и с существенными различиями. Маврикийский фонд, в отличие от остальных, облагается налогом по ставке 3%, но взамен имеет возможность пользоваться налоговыми соглашениями Маврикия.

В принципе возможно создание офшорного фонда и в некоторых других юрисдикциях, в частности на Гернси или Джерси (Нормандские острова), где регулирование несколько жестче, а также в Ирландии или Люксембурге, где оно, как легко догадаться, еще интенсивнее (хотя и гораздо мягче, чем в других "неофшорных" юрисдикциях).

Как фонд ни назови... Законодательство различных стран в отношении инвестиционных структур может существенно различаться, в том числе различаются даже их юридически точные названия. Мы обобщенно называем все подобные структуры инвестиционными фондами, хотя на БВО и Каймановых островах они называются взаимными фондами, на Бермудах - коллективными инвестиционными схемами, а на Маврикии - инвестиционными компаниями.

Есть, впрочем, одна общая черта: как правило, фонды, привлекающие средства широкой публики, контролируются более тщательно, чем те, которые предназначены для привлечения средств узкого круга профессиональных инвесторов. Конкретная классификация, терминология и детали регулирования различных типов фондов существенно различаются по юрисдикциям. На БВО фонды делятся на частные, профессиональные и публичные; на Каймановых островах - на частные и регулируемые; на Бермудах - на стандартные, институциональные и признанные схемы, а на Маврикии нет разделения инвестиционных компаний по категориям.

В странах предъявляются весьма различные требования к "локализации" фонда по месту его регистрации. Так, законы БВО и Каймановых островов допускают вынесение, по сути, всей его содержательной деятельности за пределы самой юрисдикции. А вот на Маврикии, напротив, фонд непременно должен вести существенную часть работы на месте: обязательно назначение местных директоров, секретарей, администраторов, хранителей и аудиторов, с ограниченными возможностями делегирования полномочий. Эти требования - своего рода плата за возможность пользоваться налоговыми соглашениями Маврикия. К счастью, инвестиционные решения могут приниматься за пределами Маврикия. Бермуды также предъявляют к фондам некоторые "местные" требования, но менее жесткие, чем на Маврикии.

Любопытной альтернативой является Андорра - страна, расположенная в центре Европы и располагающая прекрасной законодательной базой, которая дает возможность находить творческие и безопасные способы решения проблем, надежно защищая инвесторов с одной стороны, а с другой - предоставляя инвестору значительную свободу и гибкость инвестиционной политики. Пожалуй, именно фонды в Андорре можно признать наиболее гибким из подобных инструментов.

Проблемы лицензирования. Итак, инвестиционный фонд - регулируемая структура. Но фактически во многих офшорных зонах регулируется деятельность не самого фонда, а его управляющего (менеджера). Как правило, менеджер фонда должен получить лицензию или иное разрешение на свою деятельность в стране регистрации фонда. При этом менеджер несет ответственность перед инвесторами за правильное инвестирование средств фонда, следовательно, должен осуществлять личный контроль его инвестиционной деятельности.

В принципе у создателей фонда есть два варианта. Во-первых, они могут получить лицензию на своего управляющего (свою управляющую компанию). Во-вторых, они могут договориться с действующим лицензированным менеджером (внешней управляющей компанией) о сотрудничестве по управлению создаваемым фондом.

Следует учитывать, что получение лицензии - не формальная процедура, сводящаяся к сдаче экзаменов и т. п. Даже в офшорных зонах получить лицензию для человека, не являющегося действующим профессионалом по управлению фондами, практически невозможно. Требования к управляющему обычно включают как наличие необходимой квалификации (образование, опыт работы), так и то, что относится к деловой этике (рекомендации, отсутствие судимости). При создании своей управляющей компании лицензирующим органом предъявляются аналогичные требования к квалификации и репутации ее должностных лиц. Для получения лицензии необходимо также подтвердить наличие необходимой материальной базы (денежные средства, оборудование, помещение).

Российский опыт работы и образование могут приниматься во внимание, но, как правило, не являются достаточными. На практике получение лицензии на собственную управляющую компанию возможно лишь при привлечении сертифицированного западного специалиста. Сертификация на Западе собственного представителя (специально под создаваемый фонд), как правило, нереальна. Дело в том, что сертификация (например, в США или Канаде) - это мучительный многолетний процесс, включающий непременный опыт работы в местной инвестиционной компании.

Отсюда вывод: для получения лицензии на собственную управляющую компанию необходимо договариваться о приеме на постоянную работу в этой компании западного сертифицированного специалиста. Условия его привлечения - особый разговор, но зарплата маленькой не будет.

С другой стороны, можно поручить руководство фонда существующему профессиональному менеджеру. Есть множество сертифицированных менеджеров, готовых управлять фондами за соответствующую плату. Ставки обычно в процентах от суммы чистых активов фонда (порядка 1% в год). Управление происходит согласно подготовленному учредителем инвестиционному меморандуму и, возможно, его рекомендациям, не имеющим, однако, юридической силы.

Проблема в этом случае состоит в том, чтобы обеспечить активное участие учредителя в управлении средствами фонда. Но в общем виде эта задача неразрешима. Инвестиционную деятельность фонда по закону контролирует именно его управляющий. Однако возможны индивидуальные договоренности, при которых оперативное управление делегируется представителю учредителей, а управляющий контролирует соответствие их действий инвестиционному меморандуму.

Вывод: при невозможности получить лицензию управляющего на собственную компанию необходимо искать лицензированного менеджера и договариваться на индивидуальной основе о возможности и степени участия учредителей фонда в управлении активами.

Таким образом, ключевой вопрос, который необходимо решить при создании фонда, - вопрос менеджмента. Если учредитель желает осуществлять управление самостоятельно, он должен предоставить государству, в котором фонд создается, удовлетворительные доказательства своей порядочности и профессиональной пригодности. Если учредитель желает доверить управление фондом профессионалам, он не должен ожидать, что ему "дадут порулить" средствами фонда без наличия очень специальных на то договоренностей.

Авторы - сотрудники компании Roche & Duffay.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль