Сквозь время и пространство

55
Искусство. В Москве открылась выставка "Границы прямоугольника - мое безграничное пространство" классика московского концептуализма и основателя photo-based art Эдуарда Гороховского.
В крошечном пространстве галереи "Файн Арт" теснятся работы Эдуарда Гороховского. То ли фотокартины, то ли тщательно прорисованные снимки, черно-белые и цветные, документальные и художественные одновременно. Москве досталась скорее выжимка обширной экспозиции, которая выставлялась недавно в Русском музее. Та, петербургская, в одночасье превратилась из юбилейной в посмертную: спустя две недели после своего 75-летия тяжело болевший художник скончался...

Бредя от картины к картине, чувствуешь себя почти неловко: вокруг родные, близкие Эдуарда Гороховского - кажется, будто незваным пришел на ужин в тесном семейном кругу. И в то же время в этой обстановке сам Эдуард Гороховский становится ближе и понятнее: приватность галерейного пространства сочетается с какой-то интимностью всего его творчества, в основе которого старые снимки 30-50-х годов. То тут, то там появляются фото друзей, знакомых художника, снимки из семейного архива - он словно доверяет зрителю частицу личного, делая его фактом искусства. Это незыблемый фундамент, на который художник уже надстраивает этажи вторых и третьих смыслов, придает объем, глубину, расставляет собственные акценты.

Родившийся в Одессе, а живший в Новосибирске Эдуард Гороховский появился в Москве в 70-х, когда за плечами уже был архитектурный институт, годы работы по специальности и признание в области книжной иллюстрации. Тесно сблизившись с кругом художников группы "Сретенский бульвар" - Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским, Виктором Пивоваровым, Эриком Булатовым - теми, кого ныне считают адептами московского концептуализма, он постепенно начал собирать свой фотоархив.

Эдуард Гороховский безупречно чувствует время. Стремительный XX век меняет отношение к прекрасному: просто любоваться красотой, по мнению художника, уже никому не интересно. Люди требуют факта, и таким непреложным свидетельством являются для Эдуарда Гороховского пожелтевшие от времени карточки, которые переводятся на холст посредством шелкографии, ретушируются, размываются, обретают цвет. Это и есть пресловутый photo-based art, титул отца-основателя которого так прочно приклеился к Эдуарду Гороховскому, - искусство, основанное на фотографии - анонимной, архивной, известной и не очень...

Старыми фотографиями прошлое вползает в его полотна, но через ностальгические черно-белые фото то и дело проступает присутствие настоящего. Особенно запоминается коллаж "Заборы": старомодная пара проглядывает сквозь деревянные, прошивающие тело картины доски. На холсте - двуцветье старенького снимка, на голубоватых же плашках забора - повторяющие контуры фотографии, но раскрашенные, но обретшие жизнь. "До" и "после" у Эдуарда Гороховского не контрастируют и не конфликтуют - они немыслимы друг без друга, как немыслимо уплывающее в сигаретном дыму "Утро художника" (так называется одна из работ) без завершенной в угаре ночи картины.

"Главное для него, - рассказывает куратор галереи Ирина Филатова, - время и пространство, как, впрочем, и вообще для художников XX века. Поэтому он фотографию вводил в пространство холста, раздвигая, разрушая единую плоскость картины". По признанию художника, картина для него - объект пластический. Он не пытается затолкнуть в нее "великие идеи добра и зла". И все же его работы не только умиляют глаз внешней отточенностью стиля: они трогают, они несут в себе эмоцию, как правило, окрашенную в ностальгические нотки. Напряженные маски присутствующих на "Заседании парткома", застывшие в дежурном "улыбочку!" лица отдыхающих "На южном курорте", развевающиеся "Знамена" демонстрантов - фотография, подаренная холсту, сохраняет портретную внятность, настроение момента, приметы времени. И вместе с тем обретает новую жизнь, как обретает второе рождение и знаменитый квадрат Малевича, в который вписывает художник засвеченные кадры из нашумевшей серии "Черный прямоугольник".

От выставки остается ощущение какой-то отрывочности. В маленьком зальчике не более полутора десятка картин, неоднородных по технике, по стилю. Скорее это краткий экскурс в мир Эдуарда Гороховского, интерес к творчеству которого теперь, несомненно, возрастет среди искусствоведов, коллекционеров и просто зрителей. "Недавно я посмотрела блок коллажей, который у нас лежал два года, - поделилась с "Ф." Ирина Филатова. - Это просто эквилибристика. В этих коллажах его можно сравнить только с Паганини. Есть очень интересная серия "Русские писатели", и мы обязательно сделаем отдельную выставку". l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль