Толстый и тонкий

178
Технологии. Дистанционным управлением банковским счетом российские компании пользуются с середины 90-х годов. Однако общаться с банками через Интернет некоторые клиенты отказываются до сих пор.
Начало "безбумажным" технологиям, позволившим дистанционно управлять банковским счетом, положила программа "Банк-клиент". Ее главное удобство заключалось в том, что клиенту не нужно приезжать в банк - достаточно иметь у себя на рабочем месте компьютер с установленным программным обеспечением, модем и телефонную линию для соединения с банком. Сотрудникам компаний было несложно освоить эту систему, поскольку вид электронных документов был максимально приближен к бумажным. В "Банк- клиенте" использовались готовые шаблоны платежных поручений, что избавляло от необходимости заполнять их вручную. Недостаток программы заключался в том, что работать с ней можно было лишь на определенном компьютере, а соответственно и на рабочем месте. Установка программного обеспечения (ПО) являлась обязательным условием, причем программы занимали немало места компьютерной памяти, поскольку содержали много документов и справочных материалов. Поэтому систему окрестили "толстым клиентом".

В начале нового тысячелетия ему на смену пришел "тонкий клиент" - интернет-банкинг (ИБ). Он не привязывает к определенному рабочему месту: управлять счетом стало возможно с любого компьютера, подключенного к сети. Система получила название "тонкого клиента", поскольку не требовала установки на компьютер дополнительного программного обеспечения. Все операции в системе проводятся непосредственно на сайте банка, где обслуживается клиент, а информация сохраняется на банковском сервере.

Но "тонкий клиент" до сих пор не смог заменить "толстого". И, по словам банкиров, это вообще вряд ли когда-нибудь произойдет.

Кто кого. Обе системы дистанционной работы со счетом отличаются друг от друга не столько "толщиной" ПО, сколько принципом работы и соединением компании с банком. Классический "Банк-клиент" предполагает, что все документы создаются на компьютере сотрудника (например, бухгалтера). Программа сама (но в режиме off-line) проверяет правильность их заполнения. Здесь же документы подписываются электронно-цифровой подписью (ЭЦП), которую предоставляет банк при подключении к "клиенту" (по федеральному закону ЭЦП является аналогом собственноручной подписи). Лишь после этого программа соединяется с банком (происходит модемное соединение по телефонной линии) и поручение передается. Интернет-банкинг в свою очередь предполагает виртуальное общение с банком в режиме on-line: клиент заходит в специальный раздел на сайте банка, подписывается ЭЦП и получает доступ к своим счетам, хранящимся здесь.

"Основные плюсы интернет-банкинга - его мобильность, - поясняет начальник управления технологий Московского кредитного банка Виктор Лазников. - Однако клиенту, приехавшему в другой город, вряд ли захочется искать интернет-кафе, чтобы оттуда отправить платеж. Руководители компаний чаще используют ноутбуки с "толстым клиентом" и доступом к банку через Интернет". А вот глава департамента сопровождения платежных систем Росевробанка Андрей Бутримас, напротив, утверждает, что в его банке около 100 клиентов-руководителей, которые пользуются ИБ именно из-за частых командировок.

Директор департамента информационных технологий Номос-банка Олег Семенов считает, что существенное преимущество ИБ относится к области психологии. По его словам, работая с "толстым клиентом", сотрудник не чувствует непосредственного общения с банком, поскольку все основные операции делаются в режиме off-line. Кроме того, при таком режиме работы (сеансовом соединении с банком) сложнее отследить статус отправленной платежки. "Банк может не принять платеж на начальной стадии обработки, например подпись оказалась неверной из-за того, что испортилась дискета, - говорит Олег Семенов. - Клиент же, не дождавшись ответа, выключит компьютер и уйдет домой. А в "тонком клиенте" мы - хоть и виртуально - посещаем банк, возникает эффект присутствия. И все сообщения о статусе платежа мы получаем непосредственно в режиме on-line".

Однако многие банкиры признают один факт: чем крупнее организация, чем массивнее ее документооборот, тем больше руководство склоняется к использованию программы "Банк-клиент". "Толстый клиент" позволяет организовывать что-то вроде собственного расчетного центра, - поясняет Виктор Лазников. - С помощью этой программы проще обеспечить работу нескольких сотрудников с одними и теми же документами. Ведь, если таких документов много, одному человеку не справиться". В этом случае система устанавливается на сервер самой организации. Различные сотрудники компании получают свой ключ на дискете (или другом носителе информации) и входят в "Банк-клиент" через локальную сеть. Система, идентифицируя пользователя, определяет, какие операции ему разрешено делать: например, один бухгалтер будет создавать документы, другой редактировать, а руководитель подписывать.

"В интернет-банкинге взаимосвязь с бухгалтерскими системами проблематична, - считает Виктор Лазников, - поскольку информация о платежах хранится в самом банке. Наверное, именно поэтому за последний год массового перехода с одной системы на другую не наблюдалось". Тем не менее, по словам руководителя коммерческой дирекции ПСБ Владислава Трофимова, оба клиента - "толстый" и "тонкий" - по большому счету идентичны (в большинстве банков есть и "Банк-клиент", и ИБ). "Обе системы совместимы с основными бухгалтерскими программами, например с распространенной "1С", - говорит банкир, - что позволяет упростить процесс перекачки информации и создания платежного поручения. В нашем банке две системы равноправны и дополняют друг друга". Владислав Трофимов поделился, что пивоваренная компания "Балтика", у которой 30 торговых представительств в регионах, не так давно попросила ПСБ переключить ее на "тонкого клиента": "Интернет-банкинг очень удобен разветвленным холдинговым компаниям с множеством "дочек", поскольку он позволяет оперативно отслеживать из центрального офиса состояние счетов во всех точках в регионах". ИБ в этом случае намного упрощает работу: например, платежка создается в краснодарском или астраханском представительстве компании и визируется в Москве за считанные минуты.

Сеть дешевле. Цифры, представленные банкирами, подтверждают, что активного перехода с "толстого клиента" на "тонкого" не происходит. Так, в МКБ и Номосбанке 90% юридических лиц предпочитают работать с "Банк-клиентом", в Росевробанке - 80%, в ПСБ - 75%. "Мобильность бухгалтеру нужна очень редко, - считает заместитель начальника отдела автоматизации Абсолют-банка Игорь Дмитренко. - Зато она необходима гендиректору для контроля работы фирмы". Поэтому, по словам банкира, некоторые крупные компании устанавливают обе системы одновременно: "Банк-клиент" у бухгалтера, а ИБ у директора - только ради просмотра выписки. Но при наличии ноутбука современный "Банк-клиент" в мобильности ИБ не уступает: раньше система предусматривала только прямое соединение с банком через телефонную линию, теперь же "толстый клиент" в большинстве случаев может соединяться с банком и через Интернет. В ПСБ около 4,5 тыс. пользователей "Банк-клиента", тогда как ИБ используют 1,5 тыс. клиентов. Однако, по словам Владислава Трофимова, за второй квартал этого года количество пользователей ИБ возросло на 400 клиентов. Банкир рассказал, что интернет-банкинг предпочитают в основном мелкие и средние компании с небольшим документооборотом. "Ради того, чтобы отправить одну платежку в день, не стоит подключать программное обеспечение - гораздо проще, используя стандартный браузер, выйти в Интернет и оформить платеж там". Кроме того, иногда ИБ обойдется дешевле, чем "Банк-клиент" (см. таблицу).

Безопасность. Что касается функций "Банк-клиента" и ИБ, то здесь фактически нет никакой разницы. По словам банкиров, "функционал систем насытился", так что теперь сложно предложить что-то новое. Одно из удобств дистанционных систем для юридических лиц в отличие от ИБ для "физиков" заключается в универсальности платежных поручений: за что бы ни пришлось платить организации (включая коммунальные платежи или оплату мобильных разговоров сотрудников), есть только один вид платежки. Безопасность же в обоих случаях гарантирует ЭЦП. Однако сам по себе компьютер, подключенный к сети, у многих клиентов вызывает опасение. "Бывают клиенты, которые категорически не хотят работать через Интернет, - говорит Андрей Бутримас. - Как правило, это фирмы старой закалки". С другой стороны, ИБ может оказаться более безопасным: данные хранятся на сервере банка, и в случае взлома компьютера злоумышленник ничего ценного не найдет. В некоторых же случаях для повышения безопасности системы ИБ или "Банк-клиент" устанавливаются на отдельный компьютер, подключенный к Интернету, - и тогда бухгалтеру приходится "сидеть на двух стульях". l

Стоимость дистанционного обслуживания в некоторых банках

Банки ПодключениеЕжемесячная платаПодключениеЕжемесячная
 "Банк-клиент"за "Банк-клиент"ИБплата за ИБ
Абсолютбанк Бесплатно 450 руб.*Бесплатно Бесплатно
Московский кредитный банк $30$23Бесплатно** Бесплатно
Номос-банк $100 $15$25 $10
ПСБ $30$20Бесплатно 300 руб.
Росевробанк 300 руб. 600 руб. 300 руб. 600 руб.
Русский банкирский дом $50$10Бесплатно $10
СДМ-банк $69 $17 $45$10

* Первые три месяца - бесплатно.

** -Система предусматривает только пассивные операции (можно получать выписки, нельзя проводить платежи).

По данным банков

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль