Фотография невозможна

56
Персона. В Московском доме фотографии открылась ретроспективная выставка Анатолия Журавлева, в послужном списке которого персональные выставки в Австрии, США, Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Венгрии.
Для подобной выставки "Ретроспектива" - название, пожалуй, не совсем привычное. Оно больше подходит почтенным седовласым мэтрам, подводящим финальную черту под своей жизнью в искусстве. Сорокалетнему, кочующему между Москвой и Берлином Анатолию Журавлеву, который появился на российской арт-сцене в конце 80-х и запомнился смелым по тем временам перформансом - сидением в надутой воздухом пятиметровой полиэтиленовой трубе на пару с телевизором, думать об итогах вроде бы еще рано. И поэтому его "Ретроспектива" немного о другом. О том, как мы видим и как мы воспринимаем мир. И о том, может ли это восприятие быть объективным. Особенно теперь, в эпоху массовых коммуникаций.

Рассматривая выставку, то и дело набредаешь на серии крохотных, с человеческий ноготок фотографий. Впрочем, мал золотник, да дорог: после того как на Берлинской биеннале работу Анатолия Журавлева купил Deutsche Bank, цены на каждую миниатюру взлетели с $30-50 до $150. Микроскопические квадратики фото образуют круги и эллипсы, вытягиваются в строгую черно-белую струнку, они приклеены к концу причудливо изогнутой проволоки или собраны в гроздья прозрачных шариков, будто сияющие елочные игрушки. "Что важнее: размер или содержание?" - задает зрителю головоломку автор и, кажется, пытается спровоцировать нас на более трепетное отношение к прекрасному: от его миниатюр не отделаешься поверхностным скользящим взглядом - к ним надо подойти вплотную. Сначала фото разглядываешь с увлечением, когда обнаруживаешь знакомые лица Джека Николсона или Кейт Мосс, потом - с недоумением, когда пытаешься различить очертания небоскребов и городских ландшафтов, никак не втискивающихся в формат 8х10 мм, а в конце концов и вовсе протираешь глаза, уже с трудом реагирующие на пестрые стаи квадратов.

Гораздо больше интригует другая серия - "Невозможные фотографии", где фотохудожник ставит под сомнение само понимание исторической достоверности, которая, казалось бы, стала неким синонимом фотоискусства. "Рим во времена императора Константина", "Бразилия начала XIX века", "Египет в конце XVIII века" - невозможность этих фотографий в том, что они словно проросли из времени, когда фотоаппаратов просто не существовало. Недокументальные кадры - пересъемка со старинных гравюр - оказываются сродни исторической беллетристике: они не могут претендовать на подлинность, но вместе с тем заставляют ожить время.

Впрочем, "Невозможные фотографии" не приковывают к себе с первого взгляда. Они размыты, туманны, неочевидны, их нужно смаковать и постигать, стараясь проникнуться авторской фантазией. Зато серия "Апостолы" цепляет своей абсолютной жизненностью. Это, конечно, не натуральные фотосъемки учеников Христа, но чья-то потрясающая работа с гримом и пластикой, абсолютное попадание в образ... Так думаешь, пока не подходишь к самому Анатолию Журавлеву, который с ходу опровергает все догадки и теории: отнюдь не постановочная фотография, а, как и в "Невозможных фотографиях", тщательная и скрупулезная пересъемка с помощью различных камер со старинных деревянных скульптур. Фотограф заглядывает в душу мертвому материалу, и тот раскрывается, обретает осмысленный взгляд - кажется вот-вот и он изречет - не скорбную проповедь, а что-то почти изящное: апостолов Анатолия Журавлева издалека можно спутать с задумавшимся Аполлоном.

Это, собственно, и есть один из главных замыслов автора: выстроить собственные отношения с реальностью. Отношения, правда, чуточку лукавые, потому как Анатолий Журавлев создает лишь иллюзию подлинности. Его работы - размышление на тему того, каким может быть фотографическое изображение: метровым, миниатюрным, узнаваемым, как фотографии Джека Николсона, абстрактным и текстурным, как снимки серии "Пигмент", - да в принципе любым. Главное - достоверным и невозможным одновременно.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль