Срыв ценой в миллион

83
Риски. Страхование риска срыва культурно-зрелищных мероприятий долгое время было услугой имиджевой. Но теперь спрос растет: организаторы концертов больше не готовы нести убытки из-за форс-мажоров и капризов звезд.
Услуга по страхованию рисков срывов мероприятий существует в России около пяти лет - с тех пор, как концерты западных звезд стали привычным явлением. Миллионные контракты могут обернуться ощутимыми потерями и головной болью, если запланированный и отрекламированный концерт в последний момент будет отменен. Поэтому вполне логичным выглядит желание устроителей застраховать его от возможного срыва.

Продукт, достаточно новый для российского рынка, уже давно прижился на Западе: там страхование срыва концерта автоматически входит в условие контракта. В России подобная практика развита довольно слабо и услуга считается элитарной. Один-два концерта в месяц, не более 24 контрактов в год - для страховых компаний это продукт штучный: страхуют, как правило, лишь крупные международные проекты, что бывает жестким требованием зарубежных партнеров.

Страховка по карману и не. При страховании выступления от срыва в результате болезни артиста, погодных условий и прочих причин тариф часто получается достаточно высоким - несколько процентов от страховой суммы, под которой обычно понимаются затраты устроителей на организацию мероприятия. "Иногда ставка страховой премии, - рассказывает руководитель управления специальных проектов группы "Альфа-Страхование" Андрей Рассветаев, - может достигать десяти процентов и более". В рамках бюджета концерта сумма получается настолько внушительной, что, как правило, оказывается организаторам просто не по карману. Поэтому в отличие от западных концертных агентств российские гораздо чаще предпочитают страховать ответственность перед третьими лицами, к которым приравниваются зрители. "В этом случае, - продолжает Андрей Рассветаев, - страхованием покрывается причинение вреда здоровью и имуществу третьих лиц в результате несчастных случаев - падения мачт освещения, пожаров, давки и т. д. Это страхуется достаточно часто и стоит недорого - в пределах 1-2% от объема ответственности. Поскольку он выбирается обычно не очень большой - несколько сотен тысяч долларов, например $200 тыс., то при ставке в 1% платеж получается $2 тыс., а иногда и меньше. Такие расходы организаторы уже тянут. Часто они предпочитают застраховать реквизит и медицинские расходы".

Некоторые компании разрабатывают отдельный продукт - страхование индустрии развлечений. "Он содержит несколько приложений, - комментирует Виталий Ус, начальник отдела методологии и андеррайтинга центра комплексного страхования финансовых рисков страховой компании "РОСНО", среди которых и риск отсрочки или отмены мероприятия. Он покрывает риск убытков стороны, организующей мероприятие, связанных со следующими причинами: болезнью участников мероприятия, неисполнением контрагентами своих обязательств, аварией транспортного средства. Сюда же попадают и форс-мажорные обстоятельства".

Уитни Хьюстон по повышенной ставке. Спрос на услугу хоть и есть, но опять-таки не велик, да и суммы фигурируют относительно незначительные: "Недавно, - рассказывает Виталий Ус, - мы страховали презентацию Volkswagen на сумму $600 тыс. Что касается страхования риска срыва концертов, то здесь сумма тоже укладывается в пределах сотен тысяч долларов. Бюджет крупного спортивного мероприятия, которое спонсируется кем-то из клубов, может составлять $1-2 млн - это не такие большие суммы, как на производстве". По словам Ольги Кузнецовой, директора Русского Шоу Центра, который входит в группу компаний "SAV Entertainment и Русский Шоу Центр", для каждого исполнителя создается индивидуальная смета, которая зависит от размера рекламной кампании и от того, какие расходы планируются при подготовке мероприятия. Ориентировочно это сумма варьируется в пределах $50-300 тыс.

Цену страховки назначают не сами страховые компании: многие из них работают с зарубежными андеррайтерами и большую долю ответственности передают западным перестраховщикам, которые специализируются на подобных рисках, страхуя зрелищные мероприятия во всем мире. Их цифра и является базовой, и от нее отталкиваются российские страховщики.

На цену вопроса во многом влияет концертная история самого исполнителя. Страховую компанию в первую очередь волнует, насколько часто происходили срывы его выступлений, состояние его здоровья, адекватность поведения. Например, страховка концертов Уитни Хьюстон, известной своими непредсказуемыми выходками и проблемами с наркотиками, обходится организаторам дороже, чем страховка выступлений исполнителей с безупречной репутацией. Так, тариф, который группа "Альфа-Страхование" предложила промоутерам российской части турне, оказался настолько высок, что организаторы были вынуждены и вовсе отказаться от мысли о страховке и выиграли, потому как концерты прошли без эксцессов.

Для ставки имеет принципиальное значение, в помещении проводится концерт или под открытым небом. Страховка мероприятия, проводимого на Красной или Дворцовой площади, будет стоить заведомо выше, так как сорвать концерт может обычный ливень. Немаловажно и то, кто является контрагентом страхователя, то есть кто будет отвечать за доставку оборудования, за транспортные средства, а также насколько серьезен сам организатор мероприятия, случались ли у него срывы и какие он нес убытки. Страховая сумма, как и в обычном виде страхования, будет умножаться на тариф, отсюда будет складываться страховая премия. В среднем тариф составляет от 1 до 5% при достаточно широком охвате рисков.

Расплатиться за корриду. Отмена концерта - дело хлопотное, экстренное и нечастое. Как сообщила "Ф." пресс-секретарь ОАО "Ингосстрах" Наталья Горгидзе, компания выплатила Международному концертному агентству 2,85 млн рублей в связи с отменой одного из двух концертов в Государственном Кремлевском Дворце Даррена Хейза. Назначенный на 28 октября 2002 года концерт был отменен в связи с терактом на Дубровке.

"С необходимостью страхования концертов мы столкнулись, когда планировали провести концерт кубинской певицы Омары Портуондо, - вспоминает Ольга Кузнецова. - В день ее прилета или даже накануне случился захват мюзикла "Норд-Ост", и кубинские власти и консульство категорически не рекомендовали ей приезжать в Москву. Больше срывов за последние шесть лет у нас не было, однако совсем недавно мы проводили концерты Шер, и она заболела в Финляндии и отменила концерты в Хельсинки, перенесла выступление в Осло. К нашему счастью, Шер выздоровела до приезда в Москву, и нас эта проблема не коснулась".

Также страховщики вспоминают португальскую корриду, которую отменил мэр Москвы Юрий Лужков в сентябре 2001 года незадолго до начала. Убытки, которые потерпел организатор - Русская академия развлечений - были оценены в $1 млн. Директор академии Андрей Агапов надеялся на возмещение этой суммы компанией "РОСНО", однако, по словам Виталия Уса, тогда удалось обойтись взаимозачетами. В свою очередь группе "Альфа-Страхование" еще в бытность ее "ВЕСТой" пришлось выплатить порядка $200 тыс. за концерт шок-рокера Мерилина Менсона: сломался грузовик с реквизитом, и выступление в Олимпийском отложили на день.

В целом страхование рисков срывов культурно-массовых мероприятий остается услугой элитарной, а рынок - довольно ограниченным. "По большому счету это не бизнес, а отвлечение наших ресурсов на мелочи, которые, впрочем, могут быть интересны из пиаровских соображений", - считает Игорь Иванов, заместитель директора страхового общества "Ресо-гарантия". Тем не менее перспективы у продукта все-таки есть. Организаторы концертов постепенно приходят к сознанию того, что страхование подобных рисков - вопрос страховой культуры и даже имиджа серьезной концертной организации. И, по мнению части экспертов, впоследствии станут страховаться не только крупные международные концерты, но и более мелкие: в жизни слишком много случайностей, которые от нас не зависят...

Что подпадает под страховое покрытие

* террористический акт,

* национальный траур, объявленный в месте, где находится территория страхования,

* пожар, взрыв, падение летательного объекта на территорию страхования,

* остановка организационных и (или) подготовительных действий к мероприятию,

* стихийные бедствия (ливень, град, наводнение, оползень),

* банкротство контрагентов страхователя (устроителя),

* несчастный случай и (или) заболевание лица, выступающего в роли главного исполнителя или

осуществляющего действия по организации, подготовке и проведению мероприятия,

* -смерть лица, выступающего в роли главного исполнителя или осуществляющего действия по организации, подготовке и проведению мероприятия,

* транспортная задержка, если она произошла помимо воли страхователя и (или) его контрагента,

* неизбежная задержка в результате проведения таможенных формальностей,

* поломка оборудования, реквизита, если они не могут быть восстановлены в кратчайшие сроки,

позволяющие осуществить мероприятие,

* -кража оборудования, реквизита, если они не могут быть заменены в кратчайшие сроки, позволяющие осуществить мероприятие,

Источник: Ингосстрах

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль