Вадим Клейнер: "Сбербанку еще очень далеко до уровня хорошей компании"

97
Интервью. Директор по корпоративному управлению фонда Hermitage Capital Management (HCM) Вадим Клейнер рассказал, чего он добился за два года членства в наблюдательном совете Сбербанка.
- Вадим, вы изучали Сбербанк два года. За это время в нем что-то изменилось?

- С точки зрения динамики банк стал лучше, чем был два года назад. Так, доля крупнейших заемщиков в кредитном портфеле снизилась с 32 до 26%, что хорошо с точки зрения уменьшения кредитных рисков. Однако банку еще достаточно далеко до уровня компании с хорошим корпоративным управлением. Например, обоснование инвестиционной программы самого банка - а речь шла о $600 млн, обсуждавшейся на наблюдательном совете, заняло всего 3-4 странички. Я сомневаюсь, что кому-то из заемщиков удалось получить в кредит хотя бы $0,5 млн с таким обоснованием.

- В каком состоянии ваши судебные тяжбы с банком?

- С коллегами из газет мы проиграли суд первой инстанции, но после этого выиграли кассацию, и суд направил дело на повторное рассмотрение. В результате повторного рассмотрения суд в иске Сбербанка в отношении меня отказал.

- Учло ли хоть отчасти руководство банка вашу критику?

- У нас были две основные претензии к Сбербанку: кредитование клиентов по ставкам ниже рыночных и высокие затраты на персонал. Банк признал, что кредитует своих VIP-клиентов по особым ставкам, а взамен получает на обслуживание их средства и возможность заработать на них прибыль, что, по мнению руководства, покрывает все убытки.

- Но так делают все банки, иначе VIP-клиент уйдет к конкурентам.

- В современной компании, когда возникает такой вопрос у члена наблюдательного совета, он получает конкретный ответ от менеджмента в разумный срок - я таким сроком считаю две недели. Я же добивался этого два года, и в результате руководство банка просто признало, что в банке существует такая практика. Я ждал расчетов, которые показывали бы, сколько банк потерял от кредитования по низким ставкам и сколько выиграл от того, что клиент разместил в нем свои средства. Если бы эти доходы превысили расходы, то все было бы понятно. А так приходится верить на слово руководству банка.

- Требуя сокращения издержек банка, вы имели в виду высокую зарплату его топ-менеджмента?

- Я никогда не критиковал банк за высокую или низкую зарплату конкретного работника. Я критиковал его за высокие издержки, а в них доля затрат на персонал составляет 60%. В этих расходах много составляющих - это не только зарплата, но и премиальные, социальные расходы на работников. Последние два-три года процентная маржа (разница между ставками, по которым банк выдает кредиты, и ставками, по которым он привлекает средства) на рынке снижается. Но ведь именно за счет этого дохода и финансируются издержки банка. В такой ситуации менеджмент должен уделять особое внимание контролю над издержками банка - иначе он перестанет быть прибыльным.

- Что улучшилось в банке за два последних года?

- Во-первых, улучшилась работа самого совета. Два года назад, когда я начинал работать, совет собирался 4-5 раз в год, причем одно из заседаний было посвящено перевыборам председателя совета и длилось минут пять. За оставшиеся заседания у членов совета не было физической возможности рассматривать результаты работы банка. По моему мнению, роль совета была исключительно наблюдательной, он не был регулирующим или контролирующим органом акционеров. Сегодня банк по крайней мере ежеквартально отчитывается перед своим советом и обсуждает вопросы, которые перед ними ставят члены совета. Хотя результаты таких обсуждений не всегда меня удовлетворяли, но сам факт вынесения их на обсуждение - это шаг вперед. Кроме того, теперь вопросы, имеющие стратегическое значение для банка - его издержки, процентная политика, инвестиционная программа, - выносятся на отдельное обсуждение совета. А руководство банка стало регулярно общаться с инвесторами.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль