Деклан Доннеллан расправился с "Отелло" и взялся за "Трех сестер"

60
Театр. В Москве проходит фестиваль британского театрального режиссера Деклана Доннеллана, который приехал в столицу с собственной труппой и премьерой спектакля "Отелло".
Деклан Доннеллан снова в Москве. Начиная с 1994 года, когда театр Чик бай Джаул впервые показал спектакль "Мера за меру" в Малом драматическом театре - Театре Европы, "русские" командировки стали для режиссера столь частыми, что он и сам начал поговаривать, что одной ногой стоит в Британии, другой - в России. Деклан Доннеллан покорно признается в многочисленных "изменах" родному театру и, дабы утихомирить вполне законную ревность английской труппы, на этот раз решил взять артистов с собой. А заодно привез в Москву целый фестиваль, главным событием которого стала премьера сезона - шекспировский "Отелло".

В этом спектакле есть какая-то незамутненность, первичность, почти первобытность: простые элементы, простые, неразложимые на оттенки чувства. История, которую рассказывает Деклан Доннеллан, предельно конкретна. "Если вы пытаетесь найти в спектакле двойное дно, вы впустую тратите время", - комментирует режиссер. Постановка именно о том, что видно на первый взгляд: о ревности и всепоглощающей зависти, о человеческих слабостях, которые оказываются сильнее самой большой и самой верной любви.

"Отелло" - спектакль, поставленный, безусловно, на актера. Не попадись на глаза режиссеру самый настоящий мавр - темнокожий актер Нонсо Анози, "Отелло", по всей вероятности, просто бы не случилось. Его герой - большой, неуклюжий ребенок, чей мир абсолютно бесхитростен. Отелло вырублен из цельного и крепкого куска и в то же время хрупок, беспомощен, уязвим. Дездемону (актерская работа Кэролайн Мартин) Деклан Доннеллан трактует как решительную, обладающую чувством собственного достоинства, вполне зрелую женщину. В первом действии ее, правда, как-то не замечаешь, но мало-помалу образ становится все объемнее, все осязаемее. Кэролайн Мартин схватывает растерянность Дездемоны, не понимающей, чем заслужила она грубость мужа. Как по проводам, передает она и дрожь, и страх, когда замирает героиня от каждого шороха, ожидая в спальне сходящего с ума от ревности Отелло... Впрочем, главным героем постановки становятся не несчастные супруги, а инфернальный злодей Яго (Джонни Филипс). Этот образ позволяет режиссеру препарировать тему зависти, разбирать ее на запчасти, исследовать истоки и следствия - кажется, Деклан Доннеллан позволяет каждому заглянуть вглубь себя, набраться смелости и признаться в этом постыдном, скрываемом, как нечистое белье, чувстве...

На этот раз режиссер не склонен удивлять. Пожалуй, единственный формальный ход, который он себе позволяет, - это "взмах волшебной палочки". Герои сцены вдруг замирают - словно под заклинанием колдуна обращаются в безмолвные статуи. Все, кроме одного (как правило, Яго), который в это время с расстановкой и вкусом проговаривает свой монолог. Впрочем, временами находка скорее мешает: где-то в середине первого акта спектаклю начинает сильно не хватать динамики. Обильные паузы затягивают действие, и кажется, что шекспировская трагедия вот-вот обратится в новую ибсеновскую драму из серии "а теперь сядем и поговорим".

В отдельных сценах Деклану Доннеллану все же удается добиться предельной концентрации эмоций - до красноречивого диалога пауз, до бьющего на 220 электрических вольт взгляда: по замыслу режиссера "расстояние между актерами на сцене должно быть живым и заполненным энергией". Все это было бы невозможно на подмостках, перегруженных театральным реквизитом. Посему фирменный минимализм на сценической площадке: несколько брусков кроватей - и все. Сценограф Ник Ормерод, на пару с которым в 1981 году режиссер и основал театр Чик бай Джаул, придерживается эстетики жесткой и функциональной.

Финал спектакля, пожалуй, натуралистичен. Впрочем, натурализм натурализму рознь. Если в "Бесах" Анджея Вайды фигура повесившегося Николая Ставрогина выглядит грубо, почти пародийно, то в сцену, следующую после знаменитого "Ты перед сном молилась, Дездемона?", веришь с ходу и на слово: очутиться на месте схваченной за горло и поднятой двухметровым мавром в воздух женщины совсем не хочется.

Несмотря на свою однозначную сыгранность, спектакль не то чтобы смотрится на одном дыхании. Он сух, рассудочен и чересчур академичен. К тому же игра в многочисленные "замри - отомри" зачастую мешает главному козырю Деклана Доннеллана - его тонкому, ювелирно отточенному психологизму. Тем интереснее будет смотреть новую, только начатую работу британского режиссера, затеявшего постановку "Трех сестер". Разумеется, с российской труппой и на российской сцене. Английским актерам ничего не остается как снова простить режиссеру очередную "измену": в отличие от Отелло они умеют обуздывать свою ревность...

Шерше ля Шер

ГАСТРОЛИ. Прощальный тур Шер докатился наконец и до России: 21 и 22 июня концерты пройдут в Кремлевском дворце, а 24 июня - на сцене Новой ледовой арены в Санкт-Петербурге. Это не первая для Шер попытка распрощаться с сольной карьерой: в 1996 году она уже пробовала уйти со сцены, однако вдали от внимания публики не выдержала и двух лет - любовь к славе не позволила переквалифицироваться в отягощенную воспоминаниями и килограммами матрону. На этот раз прощание, кажется, снова принимает затяжной характер: Cher's Living Prof Farewell Tour мигрирует по США, Канаде и Европе с середины 2002-го и 8 мая в Дублине вышел на новый виток. "Этот тур последний, но никто не обещал, что он будет коротким", - лукаво отшучивается певица, и эта перспектива не может не радовать как разновозрастных поклонников Шер, так и ее саму: уже к концу октября 2003 года она успела дать свой 200-й "последний" концерт, заработав при этом $145 млн.

Музыкальная карьера Шер началась почти случайно: в 1963 году 17-летняя Шерилин Саркисян Ла Пьер (мать Шер имела французско-индейские, а отец - армянские корни) просто зашла в кофейный магазинчик в Лос-Анджелесе и познакомилась с неким Сонни Боно - развозчиком фруктов, подрабатывавшим у музыкального продюсера Фила Спектора. Когда Сонни услышал, как Шерилин подпевает звучащей по радио песенке, он понял: это шанс добраться до вершин хит-парадов. После нескольких провалов возник дуэт Sonny & Cher, и вскоре сразу пять песен музыкальной парочки числились в американской двадцатке лучших.

Перечислять все награды, полученные Шер за ее 40-летнюю карьеру, как, впрочем, и все скандалы, в которых замешана поп-дива, занятие абсолютно неблагодарное. Многочисленные хиты и не менее многочисленные провалы, комические TV-шоу и подмочившая ее репутацию реклама шампуней, "Пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля за игру в фильме Mask и "Оскар" за картину Moonstruck, создание благотворительной организации, поддерживающей детей с нарушениями в лицевой части черепа, и съемки в откровенном видеоклипе If I Could Turn Back Time, который моментально попал в "черный список" и был запрещен к прокату в США и Великобритании, - жизнь Шер переполнена крайностями.

По словам организаторов российских гастролей, в Москве 58-летняя поп-дива планирует гулять "по полной программе", в которую входит классический осмотр достопримечательностей, посещение одного из столичных модельных домов, клиники пластической хирургии, а также загадочной московской семьи, которая собирается приобрести дом певицы в Калифорнии. Спев свои лучшие хиты и помахав россиянам платочком, поп-дива укатит прощаться с миром дальше. И уж тогда - шерше ля Шер!

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль