Остановите прогресс -если сможете...

73
Премьера. 40-летний юбилей театр на Таганке отметил премьерой. "Идите и остановите прогресс (обэриуты)" - музыкально-поэтический спектакль о потерянном поколении русской поэзии XX века.
В многочисленных поэтических антологиях обэриуты всегда стоят немного особняком: экспериментальная, "левая" литература, малопонятные изыски, алогизм, столкновение словесных бессмыслиц, возведенное в принцип, - возникшее в 1927 году "Объединение реального искусства" на несколько десятилетий опередило "театр абсурда" Эжена Ионеско и Сэмюэля Беккета. "О-бэ-ри-у": "э" - для звучания, "у" - для смеха. Смеха не получается. Потому как поэтическая традиция поэтов-абсурдистов на долгие годы оказалась выдранной из контекста русской культуры. "Все мы лишились какого-то позвонка в наших позвоночниках. Все мы, воспитанные на манной каше "Дяди Степы", оказались калеками, ибо нам не дано было осознать всю важность фундаментального жеста Малевича, подарившего Хармсу свою книгу "Бог не скинут" с надписью "Идите и останавливайте прогресс"", - обозначает Юрий Любимов главную тему в предисловии к спектаклю.

"Обэриуты" - явление того же порядка, что и предыдущий спектакль основателя "Таганки" "До и после". Снова бриколаж и снова словесная перекличка, поэтическая мозаика - на этот раз выложенная из произведений Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Заболоцкого, Алексея Крученых и Николая Олейникова. "Елизавета Бам, откройте!" - начинается спектакль сценой из одноименной поэмы Хармса с фактурной, пышной и очень запоминающейся Полиной Нечитайло в заглавной роли. Потом из платяного шкафа - видимо, того самого, на котором некогда восседали обэриуты во время своего самого большого творческого вечера "Три левых часа" в январе 1928-го, - "длинной вереницей" потянутся остальные участники мистерии: Введ, Ха, Забо, Круч, слепые, танцовщицы, куклы и - неожиданно - музыканты. Пожалуй, в спектакле на первый план выходит даже не игра актеров: роли эпизодичны, персонажи сменяют друг друга с лихорадочной быстротой, хотя помимо упомянутой уже молодой актрисы, безусловно, радует корифей "Таганки" Феликс Антипов, - главное, что не дает разлететься авангардистскому калейдоскопу на сценки, осколки, фрагменты, - резкая, под стать стихам бьющая по нервам музыка Владимира Мартынова, которую встраивает Юрий Любимов внутрь сценического действа. Ансамбль Opus Posth Татьяны Гринденко вместе с актерами перемещается по сцене, поднимается и опускается на движущихся ступенях, в которые превращен передний край помоста, - живая музыка будто одушевляет не самые простые для восприятия стихи.

Отрывки из "Елизаветы Бам" перемежаются эффектными извлечениями из "Манифеста" обэриутов, взрывающих "мир, замусоленный языками множества глупцов"; спотыкающиеся друг об друга Пушкин с Гоголем, взятые из литературных анекдотов того же Хармса, сменяются китайскими болванчиками - манекенами, которые то падают, точно кегли, то выстраиваются в ряд, то надвигаются угрожающе, - абсурдные, жутковатые, улыбающиеся; и над всем этим сияет "звезда бессмыслицы", которая так безнадежно освещает эпилог поэмы Александра Введенского "Кругом возможно Бог": "Горит бессмыслицы звезда, // она одна без дна". Подобно "Черному квадрату" Малевича в спектакле "До и после", она становится смысловым и эмоциональным центром, который стягивает действие вокруг себя. Она напоминает летающую тарелку, которая с огромной скоростью раскачивается над сценой, источая резкий, голый, как лампочка в больничном коридоре, и неуютный свет. И именно вокруг нее концентрируется повторяемая в спектакле как заклинание знаменитая триада: "Время, Смерть, Бог" - три темы, которые, по Введенскому, только и достойны пристального взгляда искусства.

Время - застывшее, замороженное, символизируемое часами с циферблатом, лишенным стрелок. Смерть - неожиданная и абсурдная, как в "Кассирше" Хармса: "Маша вертела, вертела кассу и вдруг умерла"; смерть - меланхолическая, почти спокойная, как в поэме Введенского "Где. Когда": "Спи. Прощай. Пришел конец. // За тобой пришел гонец". И "Бог, посетивший предметы". Он тоже грустен, ибо уже не властен над миром, в котором разорваны логические связи, в котором разрушена гармония, в котором расстреляны и сосланы поэты, в котором красное солнце - освещаемый прожектором круг, который в конце спектакля катится, катится по актерским рукам, становится отблеском красного террора и гаснет, погружая мир безумия во тьму...

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36.29%
  • Подумываю об этом 26.61%
  • Нет, пока никаких перемен 27.42%
  • Это секрет! 9.68%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль