Пыль веков как золотая жила

96
Антиквариат. Альтернативным, проверенным и доходным вариантом вложения средств в предметы искусства является покупка антиквариата. Это еще раз доказал XVI антикварный салон, который проходил всю минувшую неделю в ЦДХ.
Одно дело мечтать и любоваться предметами "старины глубокой", совсем иное - покупать. Это удовольствие из дорогих, а увлечение - из престижных. Так, среди посетителей XVI cалона были замечены Рената Литвинова, Дмитрий Маликов, Леонид Якубович, Николай Фоменко с Марией Голубкиной и даже звезда французского кинематографа Катрин Денев, оказавшаяся в эти дни в Москве.

Отменил налоги - спи спокойно. Главное событие нынешнего антикварного салона произошло еще за два месяца до его открытия: с 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный кодекс, отменяющий 30-процентный налог на ввоз в Россию культурных ценностей. До сих пор легально привозить в Россию предметы антиквариата из Европы было по меньшей мере накладно. "Найти на выровненном и отрегулированном европейском рынке произведения, которые были бы привлекательны по ценообразованию, потом накинуть на таможне 30% и прибавить к ним расходы по перевозке и налоги с продаж - стимул рентабельности был начисто утрачен, - вспоминает для "Ф." президент аукционного дома "Гелос" Олег Стецюра. - А тот, кто провозил антиквариат вне принятых законов, мог и поменять маршрут в принудительном порядке: вместо Москвы попасть на Колыму - уже совсем в ином качестве".

Последние два месяца дали антикварам вздохнуть свободно, а заодно и привезти на родину "около 150 зарегистрированных произведений искусства "солидного качества"" (среди них числятся и полотна Рубенса, приобретенные бизнесменом и коллекционером Владимиром Логвиненко, и коллекция пасхальных яиц Фаберже, купленная Виктором Вексельбергом). По крайней мере именно эту цифру назвал руководитель департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ Анатолий Вилков. "Наверное, столько же предметов антиквариата прибыло в страну и контрабандно", - добавил чиновник, но оговорился, что это шутка. Но у части специалистов необходимость регистрации новоприобретенных ценностей в Минкультуры вызывает серьезное недоверие. "С Налоговым кодексом пока все слишком непонятно - он все равно ограничен, - делится с "Ф." сомнениями Наталья Спивак, директор салона "Русскiй модернъ". - Впрочем, мы как ввозили антиквариат из-за рубежа, так и будем его ввозить".

Пунктиры тенденций. Уже сейчас некоторые специалисты отмечают, что отличительной чертой XVI салона, отражающего общую ситуацию, сложившуюся на рынке за последние полгода, стало увеличение количества зарубежного антиквариата и появление более ранних экземпляров, чем наблюдалось прежде. Если на прошлых салонах процентное соотношение предметов XVIII, XIX и XX веков составляло примерно 20:70:10, то теперь появились вещи, характерные для ренессанса, готики, XVII и даже XVI веков. Впрочем, по мнению Олега Стецюры, вполне возможно, что это не более чем поздние копии: так как произведения XVI - XVII веков стоят в Европе очень дорого - речь идет о сотнях тысяч долларов, - привозить их на неподготовленную российскую почву вряд ли рискнули, ограничившись более поздней стилизацией.

Антиквариат "молодеет": если раньше планка, отделяющая антиквариат от произведений современного искусства, держалась на уровне 50-х годов XX века, то теперь предметами хоть не глубокой, но старины считаются, например, работы художников-шестидесятников и даже мастеров 70-х годов.

Цены: знак "бесконечность". "Не успели открыться, а уже деньги в кармане!" - донеслась до автора статьи радостная реплика кого-то из антикваров. Деньги, надо сказать, немалые: полотно живописца второй половины XIX века Ивана Вельца "Голубые дали" обойдется ценителям прекрасного в $750 тыс., а за картину "Юдифь и Апоферн" "академика" Пауля Якобса можно выложить до $500 тыс. XX век оценивается немного дешевле: картина "Индюк" работы Михаила Ларионова стоит $300 тыс., "Городской пейзаж с повозкой" Аристарха Лентулова - $200 тыс., эскиз работы Маковского "Играющие дети" предлагают приобрести за $70 тыс., а "Женщина в шляпке" Наталии Гончаровой - за кажущуюся после всего вышеперечисленного почти смешную сумму в $14 тыс.

Среди предметов интерьера тоже можно найти массу интересного. Венский кабинет XIX - XX веков, стилизованный под XVII столетие, обойдется своему новому владельцу в $170 тыс.: показать такой деловым партнерам очень даже не стыдно. За $100 тыс. к нему можно прикупить стильную пару светильников XVIII века от Georges Bareau, напольные французские часы из розового дерева и золоченой бронзы за ту же сумму или изящные каминные часики в стиле "Буль" с фигуркой бога Кроноса за $65 тыс.

Два-три года назад такие цифры казались просто астрономическими: продать что-то за $50-100 тыс. считалось величайшим везением. Повышение цен на антиквариат - и это отмечают все опрошенные "Ф." специалисты - тенденция постоянная. "Я занимаюсь антиквариатом как минимум 20 лет, - подсчитывает Борис Цейтлин, учредитель санкт-петербургского антикварного салона "Русская старина", - и ни разу за это время рост не прекращался. Часто приходится слышать разговоры: это уже ценовой предел, после которого все рухнет! А потом происходит новый скачок цен". Так, стоимость картин и декоративных вещиц в стиле соцреализма повышается за 100% в год. Подъем специалисты наблюдают в секторе добротной непостановочной фотографии, а после недавних успешных торгов на Sotheby's увеличился спрос и на лаковую миниатюру. "По сравнению с прошлым салоном цены выросли в два раза, - отмечает Наталья Спивак. - Особенно резкий скачок заметен на примере петербургских коллег: те вещи, которые еще недавно стоили $40 тыс., теперь продаются за $80 тыс.". Относительно ровными остаются цены только на ювелирные изделия, которые прибавляют в стоимости по 15-20% в год, что является лишь естественным покрытием инфляции.

Шишкин в дефиците. Художников "первого ряда" на рынке немного: картины Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Бориса Кустодиева, Ивана Шишкина, Валентина Серова раскупаются с молниеносной быстротой. За ними следуют и "академики" - члены Академии художеств Николай Сергеев, Юлий Клевер, Константин, Александр и Владимир Маковские. К тому же растет цена и на живопись малоизвестных, но профессиональных художников. Если раньше стоимость на работу таких авторов колебалась в пределах $500-1000, то теперь за нее вполне можно запросить $5 тыс., а то и все $15 тыс. "Дело в том, - резюмирует Борис Цейтлин, - что пласт покупателей антиквариата заметно расширяется: масса людей бизнеса, которые уже решили свои первоочередные задачи, втягивается в круг собирателей антиквариата".

Желание украсить свой кабинет напольной вазой XVIII века или приобрести портрет работы Зинаиды Серебряковой - это не только милая причуда обеспеченного человека, но и хороший, а главное надежный способ вложения и преувеличения капитала. Впрочем, если однажды вы проснетесь и обнаружите, что не получаете былого удовольствия от десятого по счету пейзажа Айвазовского, вполне возможно, вам пора задуматься о покупке произведений современного искусства. В конце концов пройдет совсем немного времени и они тоже покроются золотой пылью антиквариата.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль