Михаил Дмитриев: "НПФ позволят гражданам выбирать способ получения накопительной пенсии"

67
Интервью. В нынешнем году к участию в пенсионной реформе подключаются негосударственные пенфонды. О них и о текущей работе над реформой "Ф." рассказал первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев.
- Как сегодня исправляются ошибки первого этапа пенсионной реформы?

- Безусловно, у нас возник целый ряд проблем, с учетом которых мы сейчас готовим пакет поправок в закон об инвестировании средств пенсионных накоплений. В частности, возникла необходимость прописать порядок выплаты пенсионных накоплений родственникам умерших застрахованных. Предполагалось, что его установит федеральный закон о порядке финансирования выплаты пенсии, который мы сейчас готовим. Но, поскольку он появится не скоро, мы предлагаем разработать "отсылки" из закона об инвестировании на нормативный акт правительства, которым эти вопросы должны быть урегулированы.

- Система рассылки пенсионных извещений останется прежней?

- Сроки перевода пенсионных накоплений в управляющие компании, уведомления граждан и выбора управляющих компаний мы также оптимизируем. Важно, чтобы страховые взносы, уплаченные за гражданина в течение предыдущего года, могли как можно раньше быть переданы в выбранную им управляющую компанию.

- Нынешним летом делать выбор управляющей компании снова придется вслепую, ведь результаты работы за этот год будут известны только в следующем?

- Ну, речь идет не только об итогах работы, которые покажут управляющие компании. В этом году они будут управлять средствами всего девять месяцев, поэтому результат сам по себе не позволит судить о компетентности УК, если исключить экстремальные случаи слишком непрофессионального управления активами. Гораздо важнее довести до граждан информацию о тех характеристиках управляющих компаний, которые реально говорят об их надежности и профессионализме. Не думаю, что в конце прошлого года подавляющее большинство граждан этой информацией владело и смогло ее хоть сколько-нибудь компетентно проанализировать. Мы надеемся, что в этом году Министерство труда и Пенсионный фонд проведут достаточно активную работу по информированию граждан.

- Но ведь представители Пенсионного фонда не собираются вести никакую разъяснительную работу через федеральные СМИ и снова делают ставку на регионы, хотя в прошлом году это не дало результатов.

- В ближайшее время должен быть утвержден план мероприятий по освещению хода пенсионной реформы и информированию населения. Минтруд и ПФР обязаны будут обеспечить людей информацией, в том числе и такой, которая позволит грамотно сделать выбор управляющей компании.

- У управляющих компаний в прошлом году было множество вопросов. Например, относительно нормы, позволяющей держать в деньгах не более 20% активов. Если в конце года люди захотят передоверить свои накопления другой компании, быстро извлечь эти деньги из оборота будет проблематично.

- Ограничения на структуру активов не являются абсолютно жесткими для управляющих компаний. В законе есть норма, которая говорит, что если отклонения от нормативов допущены не по вине управляющей компании, то она обязана устранить их в течение шести месяцев. Бывают случаи, когда перевод активов в деньги на короткий срок вызван объективной необходимостью. И в подобных ситуациях эта норма применима. Что касается массового оттока клиентов, когда в течение нескольких дней нужно будет реализовывать все активы, то для этого должны быть очень веские причины. Что-то из ряда вон выходящее должно случиться с управляющей компанией, чтобы все клиенты одновременно приняли решение покинуть ее. Это нечто из разряда чрезвычайных ситуаций.

- Хорошо, а в апреле, когда на счета УК поступят средства из ПФР и все начнут в спешном порядке скупать бумаги, потрясений на рынке не случится?

- Согласно нашим оценкам, даже если УК решат максимально использовать квоты по инвестированию пенсионных накоплений в акции - до 40% средств, то объем сделок составит не более 0,5% от месячного оборота наших ведущих торговых площадок. Естественно, это не окажет существенного влияния на ситуацию на рынке.

- Управляющие компании могут вложить не более 5% доверенных им средств в акции одного эмитента. В ситуации, когда УК получила сто заявлений от граждан, дробить портфель на столь мелкие кусочки финансово невыгодно.

- Мы исходим из того, что компании, которые не смогут привлечь достаточное количество клиентов, покинут рынок. Если данный вид бизнеса оказывается для них невыгодным, пусть они откажутся от участия в процессе. Жертвовать требованиями диверсификации инвестиционного портфеля ради снижения операционных издержек таких "малопопулярных" компаний - это значит создавать дополнительные риски для будущих пенсионеров, что недопустимо. Это наша принципиальная позиция. В конечном счете должно остаться относительно небольшое число УК, которые смогут привлечь большое количество заявлений. Вот они реально и должны работать в этом секторе. Те же компании, которые смогут привлечь сотню или десяток заявлений, на рынке обязательных пенсионных накоплений оставаться не должны.

- Недавно глава ПФР Михаил Зурабов заявил, что в конечном итоге должно остаться десять управляющих компаний. Вы также считаете, что это оптимальное количество?

- Когда мы отрабатывали критерии отбора управляющих компаний полтора года назад, то наши требования были сформулированы в расчете на 15, максимум на 20 УК. Больше по этим критериям не проходило. Поэтому я считаю, что наличие 10-20 компаний оптимально при существующих стартовых условиях формирования накопительной пенсионной системы. Слишком большое количество УК не только затрудняет выбор граждан, но и повышает риски. Так как в это число попадает ряд компаний, не имеющих достаточного опыта деятельности в качестве участника рынка ценных бумаг и не всегда соответствующих критериям надежности.

- Ну вот пример прошлого года - одним из лидеров по количеству заявлений стала свежекупленная татарским банком УК "СИС", о которой раньше на рынке практически ничего не было слышно. Она, по-вашему, отвоевала свое право остаться на рынке? Или все же опыт и надежность важнее количества заявлений и административного ресурса?

- Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация. В любом случае критерии, применяемые к управляющим компаниям, в дальнейшем придется уточнять. И принимать решения уже исходя из опыта работы УК в первые два-три года реформы. По логике, конечно, надо было с самого начала ввести более жесткие критерии отбора, что, собственно, мы и предлагали. Теперь же придется ждать, когда неудачники сами сойдут с дистанции, либо исключить их из списка уполномоченных УК в случае нарушений законодательства. Кроме того, договоры с компаниями у нас подписаны на пять лет и по истечении этого срока мы вполне можем провести новый конкурс, установив более жесткие критерии отбора.

Ну и, конечно, в этот переходный период дополнительная ответственность возлагается на финансовых регуляторов. Потому что если компании, особенно те, которые привлекли значительное количество клиентов, будут демонстрировать непрофессиональное управление активами, допускать серьезные нарушения установленных требований, то, естественно, к ним должны быть применены санкции.

- Состоится ли передача денег УК до 1 апреля, как планировалось? На днях представители ПФР заявили о том, что не будут перечислять деньги в "банки типа фикус", и потребовали от правительства утвердить список уполномоченных банков.

- Список правительство утверждать не будет. Но Минфин совместно с нашим министерством и Пенсионным фондом подготовили перечень требований к банкам, которые будут допущены к работе с пенсионными накоплениями. На основе этих требований можно будет в каждый конкретный момент определить, может ли управляющая компания размещать средства пенсионных накоплений на депозиты в том или ином банке. По нашим оценкам, этим критериям могут соответствовать около 20 банков, с которыми и смогут работать управляющие компании. Правительство должно принять постановление в ближайшее время. Так что сроки передачи денег из ПФР в УК не должны быть сорваны.

- В этом году наряду с управляющими компаниями свои услуги гражданам предложат и негосударственные пенсионные фонды, что еще больше запутает людей.

- А вот НПФ должны заявить о себе самостоятельно, потому что принцип их участия в реформе иной, чем у УК. Они не заключают никаких договоров с Пенсионным фондом России, и любой НПФ, имеющий соответствующую лицензию, может начать привлекать накопления граждан. Люди, решившие перевести свои накопления в негосударственный фонд, должны обратиться непосредственно туда, заключить договор и лишь потом направить заявление в ПФР о переводе своих накоплений.

- Практически все негосударственные фонды работают с теми же управляющими компаниями, которые были отобраны по конкурсу и заключили договоры с ПФР. Какая в таком случае разница для будущего пенсионера, через кого направлять накопления в УК: через ПФР или НПФ, который в данном случае тоже выступает посредником?

- Это неудивительно, так как практически все более или менее крупные компании, с которыми работают НПФ, подали заявки на участие в конкурсе и заключили договоры с ПФР. Но что касается выбора - ПФР или НПФ, то здесь нужно понять главное. На стадии накопления денег разницы нет практически никакой, результат будет заметен только на стадии выплаты пенсии.

- Каковы именно эти отличия и почему они станут заметны только после выхода на пенсию?

- Отличия - в размере пенсионных выплат, и они могут быть существенными. Тот, кто инвестирует свои накопления через ПФР, при выходе на пенсию в обязательном порядке должен будет оформить накопительную часть трудовой пенсии в форме пожизненного аннуитета (то есть ежемесячной пожизненной выплаты. - "Ф."). В этот момент накопления гражданина по сути утрачивают персональный характер и переходят в солидарный аннуитетный фонд, единый для всех пенсионеров, получающих пенсии из ПФР. После этого гражданин будет пожизненно получать назначенную ему накопительную часть пенсии, которая будет индексироваться в рамках, закрепленных законодательством. Если он умрет раньше, чем успеет израсходовать накопленные средства, они пойдут на выплаты долгожителям. Для многих граждан это не самая привлекательная форма получения пенсии, так как она не предусматривает возможности передать неизрасходованный остаток накоплений супругу или другим родственникам. Накопления могут быть унаследованы только в том случае, если гражданин не успел выйти на пенсию и оформить аннуитет.

- Негосударственные фонды предлагают другие схемы?

- Окончательных решений по этому вопросу еще не принято, но вполне вероятно, что НПФ смогут предложить застрахованным целый набор вариантов для выплаты пенсий. Например, во многих случаях супругам было бы интереснее объединять средства и оформлять совместную накопительную пенсию - в случае смерти одного из супругов второй сможет получать ее в полном объеме или частично. В развитых странах подобное широко практикуется, а в некоторых случаях даже является обязательным для оформления аннуитета.

- Какие еще преимущества получения пенсии в негосударственном фонде?

- В ПФР ваши накопления списываются в аннуитетный фонд автоматически сразу после оформления пенсии. А в негосударственных фондах к этому вопросу можно подойти более гибко. Например, в первые несколько лет после выхода человека на пенсию не передавать его средства в аннуитетный фонд. Ежемесячные выплаты при этом будут просто списываться с индивидуального счета. В этом случае остаток накоплений может быть передан по наследству. Для некоторых это может быть вполне разумным решением. У разных людей различная продолжительность жизни, и если человек тяжело болен, то ему нелогично оформлять аннуитет, так как в случае его смерти деньги для его родственников будут утрачены. В общем, система негосударственных фондов является более вариативной и разнообразие выбора на этапе выплаты пенсий здесь существенно больше. Но у этих возможностей есть и оборотная сторона. Если сохранность средств в ПФР гарантирует государство, то ответственности за вклады в НПФ оно не несет. Это нужно помнить гражданам при выборе фонда. И лучше всего определиться еще до того, как вам придет извещение из ПФР.

Михаил Дмитриев о реформе ОМС

Законы о реформировании системы обязательного медицинского страхования Госдума рассмотрит, судя по всему, уже в ближайшее время. По словам первого замминистра экономразвития Михаила Дмитриева, смена кабинета министров никак не отразилась на подготовке реформы. Доработанный проект закона, завизированный всеми ведомствами, на днях был направлен на утверждение в правительство. Правда, кто именно будет его утверждать, пока не ясно.

Спорный вопрос: останутся ли страховые компании в системе ОМС или их заменят специальные структуры, решился в пользу страховщиков. Им оставляют практически тот же круг полномочий, что они имеют сейчас. А вот вопрос о лицензировании будет обсуждаться дополнительно. По новому закону компании должны будут получать отдельную лицензию на осуществление обязательного медицинского страхования.

Возможность объединения ресурсов ОМС и ДМС пока находится на стадии обсуждения. Напомним, ранее высказывались предположения создать систему софинансирования двух видов страхования: возможность получения налогового вычета на приобретение добровольной страховки либо возможность доплатить определенную сумму денег и расширить пакет услуг, предлагаемых полисом ОМС. В нынешнем варианте закона софинансирование не предусмотрено. Однако, как подчеркнул Михаил Дмитриев, вопрос уже обсуждается с Министерством финансов. Конкретные предложения пока не сформулированы, но принципиальное согласие достигнуто. И в перспективе принятие соответствующей законодательной нормы вполне реально.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль