Принудительное страхование "ЖАСО"

54
Монополия. При помощи МПС страховая компания "ЖАСО" продолжает продавать полисы добровольного страхования пассажиров в принудительном порядке.
В феврале "ЖАСО" отчиталась о своей деятельности в 2003 году. Ей удалось застраховать 100 млн пассажиров железнодорожного транспорта. Столь значительный успех закономерен: начиная с 1994 года эта компания, учрежденная МПС, является монополистом в сфере обязательного страхования железнодорожных пассажиров. Но анализ портфеля "ЖАСО" показывает, что обязательное страхование занимает в нем около 19%, а большая часть бизнеса (почти 62%) приходится на добровольное личное страхование. Сборы компании по этому виду за последний год возросли в полтора раза.

Добровольцы, вперед! Размер взноса по обязательному страхованию пассажиров поездов, включенный в стоимость билета, составляет 2,3 рубля. Много заработать на таких взносах трудно, даже имея 100 млн пассажиров. Но, получив доступ к такой клиентской базе, "ЖАСО" смогла наладить и добровольное страхование пассажиров. Многим, кто пользовался услугами РЖД, знакома ситуация, когда в кассе вместе с билетом выдается полис, цена которого, как правило, варьируется от 15 до 30 рублей. Так, вместе с билетом Москва - Санкт-Петербург вам дадут полис за 30 рублей.

В этом кроется причина существенного прироста сборов "ЖАСО". Согласно отчетности "ЖАСО", сборы по личному страхованию за 11 месяцев 2003 года составили 1096 млн рублей. По обязательному страхованию пассажиров собрано около 170 млн рублей. Простой расчет показывает, что компания продала несколько десятков миллионов "добровольных" страховок.

Принцип добровольности страхования в железнодорожных кассах открыто нарушается. Покупающего билет никто не спрашивает о желании застраховаться. Отказаться от полиса можно, но это не всегда просто.

Богатая история. Тема "добровольно-принудительного" страхования пассажиров поездов не нова. В 2000 году аудиторы Счетной палаты провели проверку и пришли к выводу, что добровольное страхование навязывается пассажирам. Вдобавок были выявлены нецелевое использование резерва предупредительных мероприятий (РПМ) и слабый контроль за действиями филиалов, результатом которого явились случаи занижения выплат пострадавшим пассажирам. Счетная палата тогда порекомендовала МПС провести конкурс и выбрать компанию для осуществления обязательного страхования, но это предложение было проигнорировано.

В 2001 году МАП возбуждало дело по поводу нарушения МПС и "ЖАСО" статьи 6 закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Причиной разбирательства послужили жалобы пассажиров. Собрать достаточно улик и доказать навязывание полисов тогда не удалось. В 2003 году МАП завело еще одно дело, в котором фигурировала "ЖАСО". На этот раз пожаловались грузоотправители, которых администрация Октябрьской железной дороги заставляла страховать перевозки даже если в этом не было практической необходимости. МАП признало действия железнодорожников и страховщиков согласованными и направленными на ограничение конкуренции. Дело было прекращено после того, как администрация железной дороги пересмотрела требования по страхованию грузов.

Перевод стрелок. С формальной точки зрения придирки к "ЖАСО" могут быть и не слишком обоснованными. Ведь, если разобраться, навязыванием полисов занимаются билетные кассиры, выполняющие волю руководства РЖД. "ЖАСО", по сути, является таким же послушным винтиком в системе МПС. МАП предлагает покончить с монополией путем отмены обязательного страхования пассажиров на всех видах транспорта и заменой его обязательным страхованием ответственности перевозчика. Как уже сообщал "Ф.", законопроект такого рода подготовлен и согласован с Минфином. Если он будет принят, клиентами страховщиков станут перевозчики, а не пассажиры, и у "ЖАСО" не будет повода продавать "добровольный" полис под видом обязательного.

Кстати, ныне действующий закон об обязательном страховании пассажиров был принят в 1992 году и во многом устарел. В частности, он предусматривает очень низкий по нынешним временам лимит ответственности по рискам, связанным с жизнью и здоровьем, - 12 тыс. рублей. Багаж пассажира не защищен совсем. Проект нового закона, который не вносит принципиальных изменений в существующий механизм обязательного страхования, был подготовлен МПС. Порядок обеспечения финансовой защиты пассажиров так или иначе должен будет измениться в скором времени. Учитывая позицию МАП, шансы имеет законопроект о страховании ответственности перевозчика.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль