В балете только девушки

63
Гастроли. Юбилейный X фестиваль "Золотая маска" начался с гастролей балета петербургского хореографа Бориса Эйфмана, который привез в Москву свой последний спектакль "Кто есть кто".
Борис Эйфман - хореограф культовый. О его постановки сломалось перо не одного балетного критика. Он все время выходит за грани "просто танца", "просто движения", "просто искусства". Его балеты - "Мастер и Маргарита", "Карамазовы", "Русский Гамлет" - поиск новой формы, которая могла бы выразить глубокое, философское содержание. "Кто есть кто" на этом фоне несколько выбивается из общего ряда балетов в стиле высокой трагедии.

...Соединение классических па с элементами акробатики и степа. Рахманинов вперемешку с Дюком Эллингтоном. Фарсовая история с переодеваниями и погонями, помноженная на трагические судьбы русской эмиграции XX века. Постановка "Кто есть кто" повествует о судьбе двух эмигрантов - артистов Мариинского театра, которых водоворот истории подхватил и вынес в районе Америки 20-х годов. Новый Cвет дает возможность начать новую жизнь: погоня за счастьем, страстное желание творческой реализации и - главное - мучительная адаптация в непривычных условиях: только время разберет, "кто есть кто" в этой игре.

Доамериканское прошлое героев Борис Эйфман оставляет за кадром. Уже не важно, кто и как, сойдя на берег, оказался в этой пестрой толпе чемоданов, саквояжей, "корзинок, картинок, картонок". Хореографу удается передать другое: смятение людей, оказавшихся перед неизвестностью. Их движения то судорожны, суетливы, то вдруг замирают они от нерешительности, не зная, куда идти и как ступать по чужой земле...

Наши герои - Алекс (Алексей Турко) и Макс (Игорь Седько) - прибыли тем же пароходом. Они молоды, талантливы, полны амбиций и планов. Первоначальным иллюзиям суждено рассеяться в сцене "Биржа труда" - гротескной миниатюре, поставленной Борисом Эйфманом на музыку Дэйва Брубека. Спрос рождает предложение: белый лебедь, Одетта, превращается в изрядно потрепанную леди декаданса, черный лебедь, Одилия, танцует стриптиз, а поэтический Пьеро переквалифицировался в шута. Небольшая сценка - любопытная находка постановщика: шаржевыми штрихами он успевает наметить характеры, используя танцевальные стили вместо разноцветных мелков.

Дальше будут погони, драки, переодевания, влюбленности, неразберихи, разоблачения... Хореограф, обозначивший спектакль как балет-мюзикл, в общем-то выдерживает каноны музыкального жанра. "Кто есть кто" - почти бродвейское шоу или... пародия на него. К тому же сюжет все чаще обретает знакомые черты. Наши герои облачаются в женское платье, приглаживают парики, осваивают премудрость хождения на каблуках и... получают работу в шоу. Впрочем, Борис Эйфман и не скрывает, что сюжетная линия балета навеяна фильмом "В джазе только девушки" - его давней кинолюбовью.

Джаз пронизывает весь спектакль: мелодии Дюка Эллингтона, Скотта Джоплина, Кола Симха сменяют друг друга в каждой сцене, коих в балете 26. Лирические моменты автор ассоциирует с музыкой Сергея Рахманинова. Так, даже излишне трогательна сцена "Разные судьбы", поставленная на "Вокализ, ор. 34": драматизм прощания двух друзей, жизнь которых расходится в разные стороны, ощущается кожей. А вот в эпизоде "Обретенное счастье" - воссоединении Алекса с Линн (Вера Арбузова) - "влюбленные" почему-то не поспели за стремительной второй частью знаменитого Второго фортепианного концерта: Рахманинов оказался и порывистей, и эмоциональней, и чувственней...

Откроем секрет. Изначально спектакль задумывался совсем по-другому - как постановка по мотивам произведений Скотта Фицджеральда и еще один трагико-философский спектакль в репертуаре театра. Но трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне заставили хореографа отказаться от своих планов: он предпочел поставить спектакль, который бы нес в себе позитивный заряд. "Кто есть кто" не пробирает до костей, как "Русский Гамлет", не сводит с ума, как "Красная Жизель", не разверзает бездну проклятых вопросов, как "Карамазовы". Возможно, он несколько слабее предыдущих детищ хореографа. В нем мало драматизма, да и изящная легкость, искристая джазовость даются Эйфману не всегда. Но в балете, поставленном прежде всего на американского зрителя есть одна важная мысль. "Когда я ставил "Красную Жизель", - признался Борис Эйфман, - я думал о том таланте, уме, красоте, которые Россия потеряла. В спектакле "Кто есть кто" я размышляю о том интеллекте, той культуре, которые мир приобрел благодаря русской эмиграции. Да, мы потеряли, но вместе с тем подарили миру так много! Я думаю, он это знает и благодарен нам"...

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль