Обновить машину: выгодно или быстро

155
Авторынок. В то время как покупка автомобилей в кредит, привычная для Запада, стремительно набирает популярность в России, к системе trade-in соотечественники пока относятся довольно настороженно.
Мысль, высказанная однажды киноклассиками, кажется, будет актуальной всегда: каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. А тот, у кого она уже есть, мечтает ее продать. Зачем? Да потому, что, когда автомобиль становится старым, его принято менять на новый.

Многообразие предложений в самых разных ценовых категориях на авторынке, а также доступность средств передвижения - не в последнюю очередь за счет автокредитования - привели к тому, что автовладельцы стараются менять машины каждые три года - по окончании гарантии на бесплатный ремонт авто. Схема проста: человек приобретает в салоне новый автомобиль, эксплуатирует его в течение трех лет, затем продает, добавляет денег - и становится обладателем "свежей" модели в означенное количество лошадиных сил.

Продать самому. Тот, кто когда-нибудь пытался продать автомобиль, знает, что эта процедура довольно утомительная, особенно для человека, который зачастую вынужден жертвовать своим рабочим временем, чтобы отлучаться на "показы" авто всем страждущим. Для того чтобы "отбить" собственные вложения, приходится порой отчаянно торговаться. А если модель непопулярна или цена, которую вы запросили, слишком высока, то сообщение о продаже, опубликованное в Сети или в газете бесплатных объявлений, может вообще не дать отклика, как это было с владельцем внедорожника Suzuki, попросившим не называть его имени. Поняв, что довольно новый, купленный в прошлом году автомобиль не очень устраивает его семью (неудобный салон при вполне приличных технических характеристиках), и выбрав уже для себя более подходящую модель, владелец внедорожника повесил объявление на самую читаемую автодоску в Интернете и приготовился ждать.

В течение двух недель телефон безмолвствовал, почтовый ящик пустовал. В то время как за один день уходили более ходовые "Фольксвагены", "Шкоды", "Пежо", "Ниссаны" и отечественные "девятки". Сбыть машину с рук помог случай. Неизвестный позвонил, сказал, что берет машину, приехал в течение часа с деньгами (сумма была назначена внушительная). Отказался даже заглянуть под капот, не торгуясь расплатился и уехал. Объявление висело на сайте еще с полмесяца. Но больше никто на него не откликнулся.

"Довериться профессионалам". Между тем представители автосалона, услугами которого пользуется герой этой истории, предлагали свои услуги по обмену иномарки на новую сразу, как только узнали, что постоянный клиент готовится расстаться с неподходящим авто. Система trade-in, когда салон берет на себя функции покупателя подержанной машины, - самый, пожалуй, быстрый способ обновить свой личный автопарк.

Однако за быстроту сделки надо платить и довольно ощутимо. Нет, это не какая-то большая пошлина, и цена, по которой салон берет у вас автомобиль, не унизительно низкая. Просто, продавая машину своими силами, вы можете рассчитывать на более внушительную выручку. Однако в этом случае встает вопрос о сроках. Если время позволяет подождать, это хорошо. А если нет?

В среднем на процедуру сдачи автомобиля в салон по системе trade-in уходит два дня - отсчет времени можно начинать с момента звонка в выбранный автосалон, который принимает автомобили вашей марки. Причем практика показала, что в большинстве из них звонящему уклончиво предложат привезти автомобиль на диагностику, а заодно показать документы и на любые просьбы "хотя бы примерно" оценить его стоимость по телефону отвечают вежливым отказом. Однако даже те, кто может в разговоре с потенциальным клиентом назвать ориентировочную цену, все же предложат подъехать в салон на полную диагностику транспортного средства. Она в свою очередь занимает около пяти часов - задача специалистов до принятия решения узнать всю подноготную авто, которое в течение нескольких лет могло побывать в самых разных руках. Если обнаружены какие-то серьезные неполадки, фирма принимает решение либо отказать владельцу автомобиля в сделке, либо назначить цену с учетом ремонта. Отказ может иметь место и в том случае, если что-то не в порядке с документами.

Поэтому представители салона "пробивают" данные машины в базах по розыску и угону, а также выясняют, прошла ли иномарка положенную таможенную очистку. С учетом всей информации автомобиль оценивают и, если возражений со стороны автовладельца не имеется, с ним заключают договор trade-in, а машину снимают с учета. И далее, произведя доплату, клиент получает новый автомобиль. Сегодня в схеме trade-in могут участвовать иномарки не старше 1996 года выпуска в хорошем состоянии и без "темной истории".

Услуга для нетерпеливых. Ситуаций, в которых trade-in является для клиента оптимальным способом решения проблемы, несколько. Во-первых, нередки случаи, когда заранее выбранный и заказанный новый автомобиль должен поступить в салон со дня на день и его покупку оттягивать нет возможности. При этом подержанный автомобиль продать просто необходимо, чтобы получить зачетную сумму для покупки нового авто. Пытаться за два дня продать машину самостоятельно - большой риск. А в иных случаях даже не риск, а просто утопия. Если речь идет о действительно дорогой машине, продажа затянется на длительное время. Специалисты одного из автосалонов поделились наблюдениями, что автомобили стоимостью $50-70 тыс. могут ждать своего покупателя по шесть-семь месяцев. "Цена, которую предлагаем мы, конечно, чуть ниже рыночной, - признает начальник отдела продаж подержанных автомобилей Mercedes компании Major Сергей Плахтий. - Но мы даем покупателю, претендующему на этот автомобиль, дилерскую гарантию. Приобретать дорогие машины с рук небезопасно: очень развито мошенничество, за автомобили этой ценовой категории могут даже убить. Поэтому быстро они не продаются, а покупатели, чтобы не рисковать, охотнее идут в салон".

Между прочим, продажу своего верного коня через салон вполне можно назвать синицей в руке - причем довольно честной синицей. Покинувшая пределы салона новенькая машина стремительно начинает дешеветь по мере удаления от того места, где ее купили. В первый год эксплуатации новая машина теряет в среднем 25% своей цены, дальше - меньше, но чаще. Правда, средние показатели не могут дать полной картины: чем дороже автомобиль, тем ощутимее изменяется его стоимость в течение срока использования. И наоборот: скажем, популярный сегодня малолитражный автомобиль Daewoo Matiz падает в цене не более чем на 10% в год (см. таблицу). Безусловно, эти показатели индивидуальны для каждого автомобиля и можно говорить только о средних величинах. Эти же цифры, кстати, учитывают страховщики в своих оценках.

Несмотря на ряд очевидных плюсов, минусы участия в системе trade-in пока перевешивают в глазах многих потребителей. Большинство российских автовладельцев готовы пожертвовать временем и "отбить" несколько тысяч долларов при продаже отслужившей техники. Так же россиянин предпочитает копить на квартиру, а не бросаться очертя голову в ипотечную систему. Возможно, дело даже не в том, что высоки проценты. Просто ему совсем нетрудно сделать самому то, за что с радостью берутся профессионалы.

Изменение рыночной стоимости автомобиля в первые три года эксплуатации

СтоимостьПотеря в цене за каждый год,%
автомобиля, $ тыс. первыйвторойтретий
До 10101010
10-25251010
40-50До 351010

По данным автосалонов.

Все данные приблизительные, более точная информация возможна при учете марки автомобиля, страны его производства и условий эксплуатации.

VW вместо Nissan

Подходит лично вам система trade-in или нет, можно понять с помощью конкретного примера. Итак, дано: автомобиль Nissan Almera 2000 года выпуска цвета "зеленый металлик" (это, впрочем, неважно), пробег 65 000 км, растаможен, объем двигателя 1500 куб. см, коробка передач механическая. Комплектация: кондиционер, подогрев зеркал, подушки безопасности - водителя и пассажира, электрические стеклоподъемники и т. д. - типичное объявление с самой популярной у автолюбителей доски в Интернете. Владелец хотел бы получить за машину $13 тыс. (новая "Альмера" стоит $15 тыс.). Что в этом случае предложат салоны, если не просто продать "Альмеру", а обменять ее с доплатой на новый, скажем, Volkswagen Passat (средняя цена в зависимости от комплектации - $25 тыс.), представитель журнала "Финанс." решил узнать, попытавшись получить информацию по телефону.

Из семи салонов сделать предварительный расчет по телефону согласились в двух. В "Урарту Моторс" подержанное авто оценили в $10 тыс., несколько раз предупредив, что все же надо бы машину посмотреть и что эти расчеты поверхностны. А в компании Major смело предположили, что цена "Альмеры" может составить $11 тыс. Итого, если мы возьмем наилучший вариант, для получения "Пассата" в базовой комплектации придется доплатить $14 тыс. Но в одном и том же месте и в течение двух-трех дней.

СЛОВО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Свен Гундлах, издатель:

- Несколько лет назад я решил избавиться от своего относительно нового автомобиля Citroen - эта мысль мне пришла в голову после того, как однажды на полном ходу я лишился колеса. В салоне, где я покупал авто, мне предложили обменять мою машину на любую другую этой же марки. Например, на такую же, только пятидверную (я тогда ездил на трехдверной). Однако, когда услышал сумму, которую предстоит заплатить, - почти половину стоимости машины, крепко задумался. Я рисковал потерять почти три тысячи долларов. Раздумья привели к тому, что занялся продажей самостоятельно, тем более что не слишком торопился. Возможно, оттого, что я не суетился, покупатель нашелся сам - оказывается, к моему автомобилю давно присматривался руководитель фирмы, чей офис находится в одном здании с моим. А я в течение нескольких дней после успешной продажи не спеша подобрал себе подходящее средство передвижения, отдав предпочтение "японцам".

Вячеслав Шептуха, пресс-секретарь банка "Агропромкредит":

- С системой обмена подержанного автомобиля на новый столкнулся, когда менял свою Scoda Octavia 1998 года выпуска на более современный автомобиль. Я думаю, что самая большая проблема кроется в системе независимой оценки, экспертизы стоимости автомобиля. Кстати, похожие проблемы, насколько я знаю, испытывают автолюбители при оценке страхового ущерба при ДТП. Страховые компании занижают стоимость автомобиля на момент аварии, и в итоге владелец не может рассчитывать на адекватную оценку своего ущерба.

В моем случае автомобиль с пробегом в 130 тыс. километров, с литыми дисками и в отличном состоянии был оценен всего в $7,5 тыс. (на рынке его можно попытаться "сдать" за $ 10 тыс.). Продавец мотивировал это расходами на предпродажную подготовку. Конечно, соблазнительно было согласиться с дилером (тем более это сулило практически полное избавление от бумажной волокиты) и купить в этом салоне давно мною лелеемую мечту - внедорожник Toyota. В конечном итоге разум взял верх над эмоциями. Я подрядил своего тестя на продажу автомобиля через Интернет и газеты и с потерей времени, но с минимальными издержками купил желаемый автомобиль.l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль