Новогоднее законодательство

109
Регулирование. Правовые изменения с 1 января 2004 года облегчат налоговое бремя, упростят процедуры на таможне и при регистрации юридических лиц. Вместе с тем некоторые положения грозят обернуться путаницей. Как уладить проблемы, власти пока не придумали.
Налоговая точка отсчета. Снижение НДС греет душу многим предпринимателям. Тем не менее по некоторым сделкам придется платить НДС по ставке 20% и в 2004 году. Проблемы с определением ставки налога могут возникнуть, если, скажем, продавец отгружает покупателю товар в декабре 2003 года, а оплату предполагает получить только в 2004 году. На первый взгляд НДС должен исчисляться по ставке, действующей на момент возникновения налоговой базы. То есть если в учетной политике прописано, что НДС исчисляется в момент отгрузки товаров, то будет применяться ставка 20%; она же станет на 2% меньше, если в соответствии с учетной политикой обязанность уплатить налог возникает при оплате товара. Как раз у предприятий, принявших учетную политику "по оплате", могут возникнуть затруднения с доказательством правильности своей позиции перед налоговыми органами. С одной стороны, счета-фактуры на отгруженную в 2003 году продукцию должны быть предъявлены покупателям с учетом НДС по ставке 20%. С другой - по главе 21 НК РФ определение налоговой базы и обязанность уплаты НДС в бюджет возникают у них в 2004 году, когда уже должна использоваться ставка НДС 18%. Как пояснила старший менеджер-консультант по налогообложению PricewaterhouseCoopers Александра Бабурина, налоговое законодательство содержит ряд аргументов для применения 18-процентной ставки НДС. Однако, по мнению эксперта, налоговики эти аргументы не считают весомыми: правомочность их применения придется отстаивать в судебном порядке.

Это подтверждают и неофициальные данные из МНС. Предполагается, что МНС еще в декабре 2003 года разъяснит свою позицию по расчету НДС в переходный период. В соответствии с ней будет применяться ставка НДС, действовавшая на момент отгрузки, при этом учетная политика предприятия не будет приниматься в расчет.

Александра Бабурина пояснила также и ситуацию, при которой покупатель перечисляет аванс в 2003 году, а отгрузка товара происходит в 2004-м. В этом случае продавец, получив аванс, исчисляет и уплачивает в бюджет НДС по ставке 20%, но в счете-фактуре на отгруженный товар сумма налога указывается уже исходя из ставки 18%. Вместе с тем после даты фактической реализации товаров продавец имеет право на вычет НДС в полном объеме.

По мнению Александры Бабуриной, вопрос о размере ставки НДС будет возникать и по оказанным услугам. По разовым работам (например, консультационным) ставка НДС будет определяться в день подписания акта приемки. Что касается услуг, оказываемых на постоянной основе (аренда, коммунальные услуги, телефонная связь), счета по ним обычно закрываются в начале следующего месяца. Поэтому при получении в 2004 году счета за услуги, оказанные в декабре 2003 года, НДС по ним будет приниматься у покупателя услуг по ставке 20%. То же самое касается и строительных работ, выполнение которых за каждый отчетный период фиксируется в специальных формах отчетности, утвержденных Госкомстатом России.

Нет налога - нет проблем. Как и в случае с НДС, налоговики пока никак не прокомментировали возможные проблемы, связанные с отменой налога с продаж. Хотя хозяйствующие субъекты полагают, что здесь затруднений быть не должно. Дело в том, что обязанность по начислению этого налога появляется только при выполнении двух условий: реализации (то есть отгрузки) и оплаты. Иными словами, если деньги поступят в 2004 году, когда налог с продаж уже будет отменен, то платить в бюджет его не надо. По той же причине не облагается и полученный аванс под реализацию в 2004 году. Тем не менее, если сумма сделки в договоре с контрагентом указана с учетом налога с продаж, его придется перечислить в бюджет. Общее правило таково: взяв налог с покупателей, предприниматель обязан отдать его государству. Поэтому лучше заранее пересмотреть договоры.

Отмена налога с продаж упростит бухгалтерский и налоговый учет. "У налогоплательщиков отпадет необходимость выделять налог с продаж отдельной строкой в первичных документах (например, в приходных кассовых ордерах). Предприятиям, реализующим товары, как облагаемые, так и не облагаемые налогом с продаж, больше не придется вести раздельный учет доходов от реализации", - поясняет юрисконсульт департамента методологии бухгалтерского учета, налогов и права Energy Consulting Марина Ракова.

Пока неясно, отразится ли отмена налога с продаж так же благоприятно на конечных потребителях - физических лицах. В мае 2003 года представители крупных торговых розничных сетей ("Копейка", "М.видео", "Седьмой континент", "Снежная королева", "Спортмастер", "Перекресток", "Петровский" и "Пятерочка") обратились к правительству с просьбой отменить устаревший, по их мнению, налог с продаж. В обмен они пообещали снизить розничные цены на ставку налога. Теперь главная интрига состоит в том, действительно ли цены в следующем году упадут на 5%. Даже вице-премьер Алексей Кудрин напомнил розничным сетям об их обещании, хотя пока никто вслух не отказался от своих слов.

Регионы возьмут по максимуму. Глава 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ, вступающая в силу 1 января 2004 года, заменит действующий закон "О налоге на имущество предприятий". Налог остается региональным, поэтому вводится в действие законодательными актами субъектов Федерации. В них будут устанавливаться ставки (в централизованно установленных пределах), порядок и сроки уплаты, а также формы отчетности и льготы. Остальное, в том числе объект налогообложения и налоговая база, установлено федеральным законом.

Основные изменения заключаются в том, что объектом налогообложения признаются только основные средства. Налог уже не будут взимать с имущества, входящего в разделы баланса "Внеоборотные активы" и "Затраты и запасы". В частности, освобождаются от обложения капитальные вложения, готовая продукция, сырье и материалы.

Зато список льгот по объектам, причисляемым к основным средствам, серьезно сократился. С 2004 года в нем останутся земля и иные объекты природопользования, а также имущество, принадлежащее армии, МВД, пожарным, используемое для нужд обороны или безопасности. Несмотря на сокращение льгот по основным средствам, совокупная налоговая нагрузка снизится. Освобождение от уплаты налога с капитальных вложений наиболее существенным образом повлияет на производственные предприятия.

Из-за сокращения количества объектов налогообложения максимальная ставка, которая сегодня составляет 2%, увеличится до 2,2%. Но это не так уж и плохо, учитывая, что законодатели первоначально предполагали поднять ее до 2,6%.

Кроме того, переработан перечень предприятий, освобождаемых от уплаты налога. В частности, отменены льготы для инвестиционных фондов, предприятий, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, спутниковой связью. Из списка организаций, освобожденных от налога на имущество, выбыли жилищно-строительные, дачные, гаражные кооперативы и садоводческие товарищества. Отменены послабления предприятиям, использующим труд инвалидов (кроме общественных организаций инвалидов или тех, чей уставный капитал состоит из вкладов таких обществ).

Как и прежде, поступления от налога остаются в регионах. В главе 30 НК РФ сказано, что субъекты Федерации должны до 1 декабря 2003 года самостоятельно определить конкретную ставку налога, перечень льготных предприятий, порядок и сроки уплаты. Кстати, в сроках определения заложено противоречие, так как глава 30 НК РФ вступает в силу только 1 января 2004 года. Как отмечает заместитель директора департамента налогов и права аудиторско-консалтинговой фирмы "ФБК" Юрий Воробьев, решение региональных властей о налоге на имущество основывается на еще не вступившем в силу федеральном законе. То есть налогоплательщики теоретически могут в суде опротестовать законность принятых в регионах нормативных актов.

Основная интрига для налогоплательщика заключается в определении ставки налога на имущество. Субъекты Федерации могут установить ее на любом уровне - от 0 до 2,2%. Однако региональные власти, по всей видимости, будут стремиться устанавливать максимальную ставку. У субъектов есть на то основания. За последние два года были отменены такие региональные налоги, как налог на пользователей автодорог, на содержание жилищной сферы и социально-культурных объектов. В следующем году отменяется налог с продаж. Правда, в качестве компенсации с 1 января 2004 года доля регионов в поступлениях от налога на прибыль увеличится за счет части, причитающейся центру. Из 24-процентной ставки налога 17% будет отчисляться в субъекты Федерации (сейчас 16%), 5% - в центр (сейчас 6%), 2% по-прежнему будет оставаться в местных бюджетах. Тем не менее такое перераспределение вряд ли компенсирует потери регионов от отмены налога с продаж. Поэтому практически все регионы уже объявили об установлении максимально возможной ставки налога в размере 2,2%.

Налоговая база будет определяться как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налог теперь может выплачиваться как ежеквартально, так и один раз в год. Сейчас налог на имущество должен выплачиваться ежеквартально. Изменен порядок расчета стоимости имущества, с которого уплачивается налог. По мнению Юрия Воробьева, он стал более простым и логичным, а старый метод целиком зависел от бухгалтерского учета.

Эмиссия подешевеет. Несмотря на то что федеральный закон президентом не подписан, есть все основания полагать, что до 1 января 2004 года он это сделает. По законопроекту налог на эмиссию ценных бумаг снижается с 0,8 до 0,2% от суммы эмиссии, но не больше 100 тыс. рублей. Это означает существенное налоговое послабление для компаний, планирующих выход на фондовый рынок. Директор информационно-аналитического отдела группы "ЦентрИнвест" Дмитрий Уголков считает, что, несмотря на уменьшение ставки налога в четыре раза, изменение доли этих расходов в общих затратах эмитентов акций не является существенным фактором, влияющим на решение о проведении дополнительной эмиссии. "Поэтому количество компаний, проводящих первичное размещение акций, в результате такого решения правительства скорее всего увеличится незначительно", - добавляет Дмитрий Уголков.

Снижение поступлений от налога на эмиссию ценных бумаг не опустошит бюджет. По данным Минфина, за январь - сентябрь 2003 года бюджет получил от этого налога 1,7 млрд рублей, что в годовом исчислении может составить 2,27 млрд рублей. Уменьшение ставки налога на операции с ценными бумагами с 0,8 до 0,2% от суммы эмиссии снизило бы поступления в бюджет примерно на 1,7 млрд рублей за год. Это составляет менее 0,1% доходов бюджета. Такие потери с лихвой будут компенсироваться за счет увеличения налоговых поступлений от предприятий, проводящих IPO.

Снижение налога может благоприятным образом отразиться на рынке облигационных займов, который только начинает осваиваться большинством предприятий. В настоящее время на ММВБ обращаются облигации всего 120 корпоративных эмитентов. Снижение налога может существенно активизировать деятельность предприятий на рынке заимствований.

Штрафов не будет. С 1 января 2004 года вступает в силу закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Основным изменением для предприятий станет внедрение принципа "одного окна". Это значит, что предприниматель для регистрации будет обращаться только в одно ведомство - МНС России. "Постановка на учет в Пенсионном фонде, фондах обязательного медицинского страхования и социального страхования производится на основе данных, которые в эти организации будет высылать МНС. Самому предпринимателю уже не надо туда обращаться", - пояснил глава департамента регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России Сергей Дуканов. Сейчас юридическому лицу приходится после регистрации самостоятельно развозить документы по внебюджетным фондам. Причем за несоблюдение сроков постановки на учет, например, в Пенсионном фонде полагается штраф в размере 5 тыс. рублей. Теперь этой обязанности нет, поэтому не будет и штрафов.

Все сведения о фирмах будут вноситься в Единый госреестр юридических лиц, созданный в первом полугодии 2003 года. Обязанности по ведению документа возложены на чиновников из МНС. Налоговое ведомство обязано внести в реестр сведения о вновь зарегистрированном юридическом лице (копии учредительных документов, информация о владельцах и руководителях). Любые изменения, связанные с деятельностью организации (например, смена генерального директора), фирма обязана в течение трех дней зарегистрировать в реестре. Ознакомиться с данными реестра сможет любой желающий при предъявлении паспорта.

Индивидуальных предпринимателей теперь также будут регистрировать налоговые органы, а не регистрационная палата. Причем регистрироваться как ПБОЮЛ смогут и иностранцы, и лица без гражданства при наличии вида на жительство или разрешения пребывания на территории.

Банки не ознакомлены с МСФО. Единственным документом ЦБ РФ, определяющим плановые сроки перехода банковской системы РФ на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), является официальное сообщение Центробанка от 02.06.03. Документ предписывает банкам с 1 января 2004 года готовить отчетность по международным стандартам, используя метод трансформации. Этот метод означает внесение необходимых корректировок в отчетность по российским правилам, составленным в соответствии с инструкцией № 17. При этом применяются профессиональные суждения бухгалтера. В сообщении Центробанка не определены сроки, в которые стандартам МСФО будет придана преобладающая юридическая сила на территории России. Сказано лишь, что с 1 января 2006 года упразднят обязанность составления отчетности по РСБУ. То есть в следующие два года банкам придется готовить параллельно отчетность по российским стандартам и МСФО.

По мнению заместителя директора финансового департамента Импэксбанка Владимира Филичева, Центробанку необходимо в ближайшее время разработать такие же четкие и детализированные правила подготовки отчетности по МСФО, какие существуют для отчетности по инструкции № 17. Между тем ЦБ еще не довел до сведения финансовых учреждений сертифицированный перевод на русский язык международных стандартов. Впрочем, зависит это не столько от Центробанка, сколько от Лондонского комитета по международным стандартам, в чьи обязанности входит утверждение русифицированной версии новых правил.

Несмотря на отсутствие утвержденных правил, большинство банков первой двадцатки уже готовит отчетность как по российским стандартам, так и по МСФО. Причем некоторые обходятся силами собственных специалистов, другие прибегают к помощи крупных аудиторских фирм - как международных, так и российских. Отчетность по МСФО нужна крупным банкам, чтобы облегчить выход на рынок международного капитала, а также активно работать на российском и международном межбанковском рынке. Таким образом, решение ЦБ лишь сделало обязательным то, что некоторые крупные банки делали уже на протяжении нескольких лет в связи с собственной необходимостью.

Мелкие банки, которые не составляют отчетность и не проводят аудит по международным правилам, столкнутся с необходимостью дополнительных финансовых вложений, так как им придется составлять отчетность по РСБУ и МСФО параллельно. Это повлечет за собой затраты на обучение специалистов, приобретение или модернизацию программного обеспечения. При этом, как отмечает Владимир Филичев, отчетность мелких банков, составленная по МСФО, наверняка будет востребована только Центробанком и не будет представлять большого интереса для участников рынка.

Есть и проблемы, общие для всех банков. Как считает заместитель председателя правления Локо-банка Виктория Константинова, большинство российских аудиторских компаний не готово к подтверждению банковской отчетности, составленной по международным стандартам. Более того, на первых порах у банковских аналитиков будут возникать затруднения при трактовке данных отчетности, составленной по МСФО. К тому же данные за предыдущие периоды невозможно будет сравнить с отчетностью, составленной по новым правилам.

Мелких брокеров не жалуют. Вступающий в силу 1 января 2004 года Таможенный кодекс существенно изменяет отношения между участниками ВЭД и таможенными органами. Кодекс, принятие которого было продиктовано вступлением России в ВТО, упрощает таможенные процедуры и снижает количество административных барьеров. Государственный таможенный комитет (ГТК), похоже, не слишком доволен такими либеральными преобразованиями. Его опасения связаны с потерей административных рычагов воздействия на участников ВЭД. Чиновники утверждают, что утрата контроля чревата потерями для бюджета.

Одно из главных достоинств Таможенного кодекса в том, что он содержит в себе большое количество норм прямого действия, то есть изложенных непосредственно в тексте кодекса. Сейчас таможенные процедуры регулируются многочисленными инструкциями ГТК, что существенно осложняет жизнь участникам ВЭД. С введением кодекса более 3000 ведомственных приказов и инструкций утратят силу. Кроме того, кодекс жестко ограничил возможности ГТК для установления собственных "правил игры". Ведомственные нормативные акты не могут вводить дополнительные требования или ограничения.

Кодекс предусматривает упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью более трех лет, не нарушая таможенного законодательства. Также образцовые участники ВЭД смогут подавать одну таможенную декларацию по нескольким поставкам одного товара за период времени (до одного года). Им дается право оформлять товары непосредственно на принадлежащих им объектах. Можно будет ввозить и вывозить товары без подачи декларации с условием ее последующего представления.

По нормам кодекса максимальные сроки таможенного оформления и проведения общей таможенной ревизии сокращаются с десяти до трех дней. Как отмечает начальник отдела, эксперт по налогам юридического бюро "Родичев и партнеры" Игорь Рекец, участники внешнеэкономической деятельности не уверены, что таможенники смогут соблюдать эти условия.

Изменяется порядок регулирования деятельности таможенных брокеров. В частности, отменяется лицензирование таможенных брокеров и иных участников таможенной деятельности. Все лицензии, выданные до 1 января 2004 года, сохраняют свое действие на срок их выдачи.

С 1 января 2004 года для получения права на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера необходимо получить свидетельство о внесении в Реестр таможенных брокеров (представителей). Ведение реестра поручено таможенникам, которые должны рассмотреть заявления претендентов в 15-дневный срок.

"Несмотря на заявительный характер, по своему содержанию новый порядок мало чем отличается от лицензирования", - высказывает свое мнение Игорь Рекец. Дело в том, что кодекс вводит три дополнительных обязательных условия для внесения в реестр. В штате таможенного брокера должны состоять не менее двух аттестованных специалистов. Риск гражданской ответственности необходимо застраховать на сумму не менее 20 млн рублей. Также таможенные брокеры должны будут гарантировать уплату таможенных платежей внесением на счета ГТК не менее 50 млн рублей. Схожая обязанность появится у таможенных перевозчиков. С 1 января 2004 года им придется обеспечить таможенные платежи на сумму не менее 20 млн рублей. По словам начальника кредитного управления банка "Визави" Дмитрия Шиляева, большинство таможенных брокеров не имеет возможности заморозить такие суммы в качестве обеспечения. "Средства, проходящие через счета брокеров, как правило, являются "транзитными" (от декларанта товара к ГТК) и направлены на уплату текущих обязательств перед таможенными органами. Таможенные брокеры не всегда обладают имуществом на такую сумму, чтобы внести его в качестве залога", - заявляет специалист.

По утверждению Дмитрия Шиляева, ограничения приведут к вытеснению с рынка таможенных услуг небольших специализированных компаний. Их место могут занять крупные организации, для которых оказание таможенных услуг является всего лишь одним из направлений деятельности.

Несмотря на вытеснение мелких брокеров, как говорит Игорь Рекец, изменения должны способствовать улучшению качества услуг, поскольку они направлены на создание гарантий для экспортеров и импортеров. "И потом, государство переходит от административных способов воздействия на участников таможенных отношений к реальным экономическим рычагам. Это положительный сдвиг", - утверждает Игорь Рекец.

Несмотря на положительные подвижки в таможенном законодательстве, ряд проблем был обойден вниманием. Изменения коснулись в основном процедурных вопросов, а перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, практически не претерпел изменений.

К тому же некоторые нормы кодекса не согласованы с законодательством, регулирующим остальные аспекты деятельности участников ВЭД. Например, формулировки Таможенного кодекса не всегда совпадают с формулировками, применяемыми в НК. Традиционные термины "экспорт" и "импорт" в Таможенном кодексе заменены на "вывоз" и "ввоз", а грузовая таможенная декларация получила новое наименование "таможенная декларация". Кроме того, кодексом вводятся понятия, не соответствующие налоговому законодательству, например "внутренние налоги". Вероятно, для устранения противоречий потребуется в ближайший год вносить изменения в законодательные акты.

Как считает Игорь Рекец, неопределенность формулировок чревата проблемами для экспортеров при обращении в суд за возмещением экспортного НДС. "К такому выводу можно прийти, анализируя судебно-арбитражную практику, - поясняет юрист. - Дело в том, что суды формально подходят к трактовке понятий "экспорт", "экспортные операции" и к списку документов, подтверждающих экспортные операции. Поэтому в случае возникновения противоречий в формулировках экспортеру наверняка откажут в возмещении НДС из бюджета".

Такой разный налог с продаж

США. Налог с продаж региональный, поступления остаются в штатах. Ставка - 5%. НДС отсутствует.

Австралия. Налог с продаж региональный. Поступления распределяются между штатами в соответствии с принципами горизонтального бюджетного выравнивания. НДС отсутствует.

Канада. Одна из немногих стран, где сосуществуют НДС и налог с продаж. Аналог НДС (Gross Sales Tax) составляет 7% (продовольствие, лекарства и транспортные услуги от этого налога освобождены). Ставка провинциального налога с продаж (Province Sales Tax) - от 6% в Британской Колумбии до 12% в провинции Ньюфаундленд.

Повременить с налогом на имущество

У предприятий появится ряд лазеек для ухода от налога на имущество. Если раньше налогом облагались как основные средства, так и капитальные вложения, то теперь только основные средства. То есть предприятие может повременить с переводом объекта из графы "Капитальные вложения" в "Основные средства" и таким образом оттянуть момент оплаты налога на имущество. Но в таком случае оно лишается возможности пользоваться преимуществами, связанными с амортизацией. Также организация не сможет принимать НДС по капитальным вложениям к вычету до момента сдачи объекта. Впрочем, по неофициальной информации из МНС, с 1 января 2005 года налогоплательщикам могут предоставить право принимать НДС к вычету по капитальным вложениям в обычном порядке, то есть в конце налогового периода. Такая мера призвана компенсировать потери налогоплательщиков от возможного введения НДС-счетов. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль