"Союз" России и Европы

42
Космос. ЕС станет главным зарубежным партнером российской аэрокосмической промышленности на ближайшее десятилетие, отодвинув США на второй план.
Французский премьер Жан-Пьер Раффарен и заместитель председателя правительства РФ Борис Алешин подписали соглашение о запусках ракет-носителей "Союз" с космодрома Куру, принадлежащего Европейскому космическому агентству (ESA). Старты оснащенных телекоммуникационными спутниками "Зенитов" с острова во Французской Гвиане будут ежегодно приносить России до 200 млн евро. Это неплохой "довесок" к тем 7 млрд евро, которые ЕС, по словам Филиппа Бюскена, отвечающего за исследования в Европейской комиссии, ежегодно тратит на развитие программ в области науки и техники, связанных с Россией.

Когда говорят пушки. Энергичное развитие отношений между Европой и Россией резко контрастирует с упадком, в который пришло интеллектуальное партнерство последней с США. Нетрудно проследить, как угасали мирные российско-американские проекты, в частности Международной космической станции (МКС), по мере увеличения Америкой своих военных расходов. Исполнительный вице-президент Boeing Лоретт Кельнер сообщила журналу "Финанс.", что за последние десять лет компания вложила в Россию $1,3 млрд. Для сравнения: ведущий европейский аэрокосмический партнер России концерн EADS, по словам пресс-менеджера московского офиса Airbus Александра Бочарова, за тот же период инвестировал в российскую промышленность лишь 800 млн евро.

Однако с началом войны в Ираке ситуация ощутимо изменилась, и не в пользу США. Американцы практически остановили финансирование МКС, почти десять лет являвшейся основным объектом сотрудничества с Россией и уже поглотившей около $20 млрд. Продолжать оплачивать возведение орбитального отеля NASA из-за бюджетных ограничений больше не желает. В итоге орбитальный комплекс целиком "повис" на балансе Росавиакосмоса, который строит космические корабли для МКС на средства российских налогоплательщиков. Единственной отдушиной остается российско-американский проект Sea Launсh по запуску спутников с тихоокеанской плавучей платформы, коммерческие перспективы которого, впрочем, остаются неясными. Некогда впечатляющая аэрокосмическая дружба двух бывших противников по "холодной войне" свелась к поставкам американских лайнеров российским авиакомпаниям, закупкам нашего титана и работе небольшого инженерного центра Boeing в Москве.

Окно в Европу. Куда больший динамизм на фоне этого застоя демонстрирует научно-техническое сотрудничество России с ЕС, охватывающее не только авиацию, космос, но и здравоохранение, биотехнологии, исследования в области планетарного климата. Высокотехнологичное взаимодействие с не озабоченной глобальными амбициями Европой приносит России большие дивиденды по сравнению с завязшими в песках Ирака американцами. Только оборот совместных программ Росавиакосмоса и европейского концерна EADS в ближайшие десять лет оценивается в 2,1 млрд евро. Это заказы, которые промышленность ЕС будет давать российским предприятиям, совместные научно-исследовательские работы, закупка материалов.

В частности, речь идет о проектах строительства гигантского аэробуса А-380 и перспективного военного транспортного самолета НАТО А-400М. Недавно НПО "Гидромаш" получило предложение разработать шасси для "воздушного грузовика". Правда, как сообщил журналу "Финанс." Александр Бочаров, Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) Минобороны России пока не одобрил работы по этому проекту. Военные опасаются утечки оборонных технологий и того, что А-400М составит конкуренцию новейшим российским транспортным машинам Ил-76МФ и Ан-70. Серьезное сопротивление вызывает у отечественного авиапрома и агрессивная политика Airbus и Boeing по продвижению своих крылатых изделий на российский рынок.

В то же время сотрудничество в области космоса, которое Филипп Бюскен причислил к "стратегически значимым" для взаимоотношений России и ЕС, находит исключительно благожелательное отношение у наших промышленников. И это вполне объяснимо. Взять хотя бы космодром в Куру, строительство которого начнется в 2005 году. России, по оценкам Росавиакосмоса, там "светит" пакет заказов на четыре-пять запусков в год. Возможность осуществлять запуски практически с экватора позволяет увеличить доставляемую "Союзами" полезную нагрузку на орбиту с 1,5 до 4 тонн. Причем оплачивать строительство нового космодрома будут страны - участницы Европейского космического агентства. Весь проект обойдется ESA в 314 млн евро, из которых 193 млн пойдет на создание инфраструктуры на острове Куру во Французской Гвиане. Южноамериканский дебют "Союза" намечен на декабрь 2006 года. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль