Эмитенты станут расторопнее

85
Фондовый рынок. В понедельник, 13 октября, вступает в силу положение "О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг", которое значительно ужесточает требования к компаниям, чьи акции и облигации обращаются на рынке.
Нововведение. Этот документ, разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), определяет состав, порядок и сроки раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, а также порядок публикации сведений на всех этапах эмиссии ценных бумаг.

Новые стандарты значительно расширяют способы и сроки раскрытия информации по сравнению с требованиями, изложенными в новой редакции закона "О рынке ценных бумаг". Принятые в конце прошлого года поправки в этот закон предписывали эмитентам лишь направлять сообщения о существенных фактах в регистрирующий орган и публиковать их в периодических печатных средствах массовой информации в пятидневный срок.

Поскольку многие компании подходили к выполнению этих требований достаточно формально и печатали сведения о своих существенных фактах в изданиях, которые не располагали большой аудиторией, единственным надежным источником информации было "Приложение к Вестнику ФКЦБ России". Хотя даже в этом издании оперативность размещения информации зависела от исполнительности эмитентов. В итоге зачастую рынок узнавал о многих важных событиях в корпоративной жизни эмитентов с большим опозданием - порой через несколько месяцев.

По словам председателя ФКЦБ Игоря Костикова, новые нормы по раскрытию направлены на повышение оперативности доставки информации заинтересованным лицам и будут способствовать борьбе с использованием инсайдерской информации. А вообще же, как говорит глава комиссии, у новых стандартов три составляющие - достоверность, оперативность и полнота раскрываемой информации.

Оперативность. Теперь помимо публикации информации в печатных СМИ и "Приложении к Вестнику ФКЦБ России" эмитенты в обязательном порядке должны раскрывать сведения о своих существенных фактах в лентах новостей обоих уполномоченных федеральной комиссией информационных агентств - "Интерфакса" и AK&M - не позднее 10.00 утра на следующий день после наступления события. Эта процедура будет бесплатной для эмитентов.

Такие жесткие сроки вводятся для того, чтобы сведения о ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, поступили до начала торгов, и с ними могли ознакомиться все участники рынка. При этом информация не считается официально опубликованной и признается инсайдерской до ее раскрытия в ленте новостей уполномоченных информагентств.

Затем не позднее трех дней эмитент должен опубликовать подлежащие раскрытию сведения на странице в Интернете. Помимо сообщений о существенных фактах в течение трех дней во всемирной сети необходимо размещать зарегистрированные проспекты ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска. Кроме того, эмитент обязан опубликовывать в Интернете свои ежеквартальные отчеты в срок не более 45 дней со дня окончания квартала.

Вся эта информация должна быть доступна от пяти до шести месяцев с даты опубликования. При этом не обязательно использовать свой собственный домен, можно размещать информацию на любом другом сайте, указывая при этом, где заинтересованные лица могут найти интересующую их информацию.

Наконец, не позднее пяти дней раскрываемые сообщения должны выйти в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства инвесторов. При размещении ценных бумаг путем открытой подписки тираж издания должен быть не менее 10 тыс. экземпляров, в иных случаях - не менее 1 тыс. экземпляров.

В ходе раскрытия информации обо всех этапах эмиссии ценных бумаг эмитент обязан использовать тот же ресурс в Интернете и то же периодическое печатное издание, которые использовались на предыдущем этапе выпуска ценных бумаг. Кроме того, при опубликовании сообщения в печатном СМИ такая информация должна быть опубликована и в "Приложении к Вестнику ФКЦБ России".

Огрехи есть. Интересно, что в новом положении ФКЦБ не обошлось и без противоречий. Так, закон "О рынке ценных бумаг" гласит, что сообщения о существенных фактах должны направляться эмитентом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее пяти дней с момента наступления этих фактов. Эти же сроки повторяются и в части положения комиссии "О раскрытии...", описывающей процедуру раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах.

Однако в общей части положения ФКЦБ сказано, что "копия сообщения, направляемого эмитентом информационному агентству для опубликования в ленте новостей, в течение того же дня направляется эмитентом в регистрирующий орган". По-видимому, во избежание недоразумений следует все-таки ориентироваться на это более жесткое требование.

Ежеквартальное раскрытие. Если закон "О рынке ценных бумаг" предписывал эмитентам представлять свои ежеквартальные отчеты в регистрирующие органы, то теперь компании обязаны еще и раскрывать ее в Интернете. В этих документах помимо публикации бухгалтерской отчетности за последние три завершенных финансовых года эмитенты должны указывать основную информацию о своем финансово-экономическом состоянии за последние пять лет.

Значительно увеличился перечень раскрываемых в ежеквартальном отчете финансово-экономических показателей, аналитических данных и параметров, на основании которых инвестор может делать выводы о состоянии компании. К примеру, эмитент должен указывать свою рыночную капитализацию за пять последних завершенных финансовых лет. Кроме того, должны публиковаться такие данные, как физический объем произведенной продукции, система сбыта и структура затрат по каждому из основных показателей ликвидности компании и т. п.

Кого это коснется. В соответствии с новым положением ФКЦБ, раскрывать информацию о себе обязаны все эмитенты, которые зарегистрировали проспект ценных бумаг, находящихся в обращении, за исключением эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг. Проще говоря, новые стандарты обязательны для всех юридических лиц, чьи акции или облигации торгуются на фондовом рынке. Обязательства по раскрытию прекращаются для эмитента, как только он погасит все выпуски ценных бумаг, проспекты которых когда-либо прошли государственную регистрацию.

Вступившие в силу в сентябре этого года "Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" отменили регистрацию проспектов эмиссии ценных бумаг при непубличном размещении. Теперь регистрировать проспекты ценных бумаг необходимо только в случае их размещения путем открытой подписки или путем закрытой подписки, если число инвесторов превышает 500.

При этом действие нового положения о раскрытии информации не будет распространяться на кредитно-финансовый сектор. По мнению ФКЦБ, требования этого документа относятся ко всем юридическим лицам - эмитентам ценных бумаг, в том числе и банкам. Но, как заявил журналу "Финанс." член комиссии Дмитрий Глазунов, в регулирующем органе кредитных организаций - Банке России - считают, что банки должны выполнять лишь постановления ЦБ, а нормативные акты ФКЦБ для них не обязательны.

Нераскрывающиеся счастливчики. Есть еще одна категория юридических лиц, для которых требования по раскрытию информации не будут обязательными. Речь идет о некоторых компаниях, которые не зарегистрировали проспекты ценных бумаг и выпускают облигации через специально созданные для этого дочерние структуры.

Например, дочерняя компания АФК "Система" - ОАО "Система Финанс Инвестментс" - выпустила один облигационный заем и зарегистрировала второй. Соответственно обязательства по раскрытию информации распространяются лишь на эту "дочку". Она будет публиковать сведения о себе, тогда как материнская компания имеет полное право не раскрывать свои существенные факты.

Куда меньше повезло другим компаниям, выпустившим облигации через дочерние структуры, но имевшим неосторожность зарегистрировать проспекты своих акций. Хоть акции "Русала", "Мегафона" и "Пивоварен Ивана Таранова" и не обращаются на бирже, эти компании будут вынуждены раскрывать информацию о себе.

Как говорит член совета директоров ПАРТАД Петр Лансков, применимость требования по раскрытию информации абсолютно ко всем эмитентам, которые зарегистрировали проспекты ценных бумаг, не совсем понятна. По его мнению, должно быть как минимум два режима - для тех эмитентов, чьи ценные бумаги торгуются на организованных рынках, и для тех, чьи ценные бумаги не торгуются, а находятся во внебиржевом обращении.

Кроме того, как считает эксперт, такие требования следовало бы прописывать не в нормативных актах ФКЦБ, а в условиях листинга на биржах. При этом сами биржи, конкурируя друг с другом, будут заинтересованы в повышении прозрачности, чтобы показать, что при торговле на них не используется инсайдерская информация. Процесс может регулироваться через механизм самоорганизации, а навязчивая, указующая рука государства выглядит странно, отмечает Петр Лансков.

Финансовый контролер. Поскольку после всех нововведений ФКЦБ значительно увеличится объем и ускорится оперативность предоставления информации, комиссия решила переложить часть функций по контролю за эмитентами на профессиональных участников фондового рынка. В соответствии с законом "О рынке ценных бумаг", в случаях публичного размещения и/или обращения проспект ценных бумаг должен быть подписан финансовым консультантом, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте. А по новому положению ФКЦБ эмитент обязан привлекать этого консультанта к раскрытию информации.

Так, перед отправкой сообщений для публикации в лентах уполномоченных информагентств необходимо послать текст раскрываемой информации финансовому консультанту для проверки ее соответствия требованиям законодательства и постановлений ФКЦБ. При этом финансовый консультант обязан не только информировать регистрирующий орган о выявленных им нарушениях, но и публиковать сообщения об этом в лентах информационных агентств и на странице в Интернете, которую он использует для раскрытия информации об эмитенте. Делать это необходимо не позднее следующего дня после даты нарушения, но не раньше опубликования самой информации эмитентом.

Ответственность. ФКЦБ намерена карать за уклонение от раскрытия информации или представление недостоверных сведений. Штраф за подобные правонарушения для физических лиц может достигать 4 тыс. рублей (40 МРОТ), а для юридических - 40 тыс. рублей (400 МРОТ). При этом, как отмечает Игорь Костиков, законодательство предусматривает и уголовную ответственность для руководителей эмитентов: поправки в Уголовный кодекс, сулящие лишение свободы сроком до трех лет, вступили в силу еще в прошлом году.

Однако, несмотря на наличие все необходимой законодательной базы для преследования нерадивых эмитентов, пока не было ни одного случая применения этих жестких мер. Кроме того, в положении ФКЦБ "О раскрытии..." содержится оговорка, позволяющая эмитентам прикрываться "основаниями, в силу которых информация не раскрывается". А каких-либо критериев определения "достаточности" эти оснований комиссия не прописала.

Грядет ужесточение листинга. Воодушевившись своими нововведениями, ФКЦБ принялась за разработку нового положения по стандартам листинга на рынке ценных бумаг, которое, по словам Игоря Костикова, ужесточит требования для эмитентов, чьи ценные бумаги публично обращаются на рынке. Им будет необходимо раскрывать информацию по соблюдению кодекса корпоративного поведения. А окончательное решение о включении ценных бумаг в котировальные листы бирж будет принимать ФКЦБ.

Кроме того, будут введены критерии, которым нужно соответствовать для получения листинга. Например, стоимость чистых активов эмитентов высшего уровня листинга должна превышать 500 млн рублей, рыночная капитализация всех акций - 300 млн рублей, а облигаций - 30 млн рублей. Во владении аффилированных лиц должно находиться не более 75% акций эмитента, а количество акционеров должно быть не менее 1 тыс. Акции эмитента должны обращаться на фондовом рынке не менее трех лет.

Помимо внедрения подобных критериев, будут ужесточены и требования к биржам, которые станут надзирать за раскрытием и достоверностью информации. Глава ФКЦБ надеется, что новое положение по листингу вступит в силу уже в начале следующего года - с января или февраля. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль