Ритейлерам пора продаваться

75
Розница. Сетевые компании стремительно завоевывают рынок розничной торговли. Рост числа игроков вынуждает ритейлеров в обостряющейся конкурентной борьбе искать способы привлечения инвестиций для развития бизнеса.
Развитие торговых сетей в России пребывает в экстенсивной фазе. Для их рыночной экспансии требуются значительные вложения в строительство новых объектов. По прогнозам аналитика ИК "Объединенная финансовая группа" (ОФГ) Алексея Кривошапко, капитальные вложения в современные торговые площади в 2003-2005 годах только в Москве составят $3,5 млрд, или примерно $1,1-1,2 млрд в год. По данным консалтинговой компании BBPG Conventions, строительство торгового квадратного метра сегодня обходится компаниям в $800-2000, а суммарные инвестиции в возведение таких крупных объектов, как гипермаркет, составляют $30-40 млн.

Впрочем, крупные финансовые ресурсы ритейлерам необходимы не только для расширения сети магазинов, но и для покрытия кассовых разрывов, пополнения оборотных средств (в связи с ростом объемов продаж, крупнооптовыми закупками, предсезонным пополнением складов, расширением ассортимента и т. п.), а также на приобретение недвижимости, оборудования и других активов. При этом обороты даже самых крупных розничных компаний не превышают нескольких сотен миллионов долларов в год. "В этих условиях для всех операторов рынка очевидно, что развиваться со среднерыночной скоростью (40-60% годового роста торгового оборота) невозможно только за счет собственных средств, - считает гендиректор BBPG Conventions Алексей Филатов. - Отставание же "от графика" влечет за собой быструю потерю доли рынка. Поэтому сети неизбежно сталкиваются с необходимостью привлечения внешнего финансирования".

Разные весовые категории. Перед российскими ритейловыми сетями проблема привлечения финансов стоит гораздо острее, чем перед западными. Ведь иностранные операторы на российский рынок изначально приходят с большими финансовыми ресурсами, обеспеченными высокой капитализацией бизнеса либо возможностями владельцев. Эти компании не испытывают потребности в российских источниках финансирования и имеют доступ к "длинным" и дешевым ресурсам. По словам аналитика Standard & Poor's Татьяны Кордюковой, преимущество иностранных ритейлеров перед российскими состоит в том, что они пользуются гораздо более мощными ресурсами своих материнских компаний и их гарантиями при получении банковских кредитов. Долгосрочные займы на Западе могут привлекаться под 6% годовых, что для российского рынка просто нереально. "В этих условиях мы находимся в неравных позициях", - говорит гендиректор "Седьмого континента" Владимир Ярошевский. Все это заставляет отечественные торговые сети искать новые пути для привлечения дополнительных финансов.

Дешевизна и легкость получения инвестиций позволяют западным сетям привлекать конечных потребителей недосягаемо низкой для российских компаний торговой наценкой, при этом не теряя высоких темпов территориальной экспансии. Иностранные компании нередко играют на понижении розничных цен. Участие в ценовых войнах сокращает доходность российских компаний, не давая им развиваться только за счет собственных средств.

Коротко и дорого. Российские сети по своему происхождению можно отнести либо к "выходцам" из оптового сектора, либо к компаниям, созданным крупными финансовыми или производственными структурами. В первом случае рост числа магазинов "обслуживается", как правило, за счет ресурсов холдинговых структур и привлечения кредитов российских банков. Среди наиболее близких к розничному сектору кредитных организаций можно назвать Московский кредитный банк, Альфа-банк, Москоммерцбанк, ИБГ "НИКойл", БИН-Банк. "Однако кредитование даже в очень крупных банках не может являться приемлемым решением вопроса финансирования развития сетей, особенно в долгосрочной перспективе. Это все еще слишком дорогие деньги", - говорит Алексей Филатов из BBPG. Кроме того, как правило, банки предоставляют кредиты торговым компаниям не более чем на 3-6 месяцев. "Такие "короткие" деньги можно использовать только для пополнения оборотных средств", - поясняет председатель совета директоров розничной сети АБК Владислав Егоров. Поэтому большинство "самостоятельных" компаний заинтересованы в поиске стратегических инвесторов или покупателей.

Особые трудности в привлечении финансов испытывают сети, специализирующиеся на небольших форматах. По словам Владислава Егорова из АБК, банки и другие финансовые институты предоставляют инвестиционные кредиты только крупным сетям с большим оборотом (в основном это сети гипер- и супермаркетов). Сетям более мелких размеров и форматов, таким как "соседский магазин", привлечь инвестиции труднее, приходится рассчитывать в основном на собственные силы, вкладывая свою прибыль в строительство новых магазинов.

Отдельного внимания заслуживают розничные структуры, ассоциированные с крупными российскими корпорациями. "ЮКОС", "Сибнефть", "Северсталь", ТНК, группа "Альфа", "Русский продукт" и ряд более мелких компаний имеют в своем активе современные торговые сети ("Перекресток", "Пятерочка" и др.). Вопрос о привлечении такими сетями внешних источников финансирования, как правило, не стоит. "Однако опыт последних лет говорит о том, что корпорации достаточно осторожно вкладывают средства в развитие своих торговых подразделений", - говорит Алексей Филатов из BBPG.

Облигационный имидж. Одним из способов привлечения инвестиций в развитие розницы могли бы стать облигационные займы. Однако за всю историю развития отечественного ритейла этим инструментом воспользовался только "Седьмой континент", разместивший в прошлом году облигации на 300 млн рублей сроком на два года. Привлеченные средства были вложены в покупку оборудования и недвижимости.

Облигации как инструмент привлечения инвестиций сегодня сетевикам неинтересны. По словам финансового директора "Перекрестка" Виталия Подольского, выход на этот рынок может пока рассматриваться лишь как имиджевый ход. Даже в самом "Седьмом континенте" признают, что заем привлекался больше с целью создания публичной кредитной истории компании. При размещении ее бумаг доходность к полугодовой оферте составила более 18% годовых. На этом же уровне находятся сегодня и средние ставки по выдаваемым рознице банковским кредитам. По мнению члена правления и начальника департамента по работе с клиентами банка "Зенит" Станислава Пащенко, в этом году ожидаются новые размещения, но и это будут единичные проекты. "В то же время почти каждая компания из этого сегмента, как правило, располагает хорошими промактивами в виде недвижимости", - говорит Станислав Пащенко. Однако непрозрачная структура собственности и особенности российского законодательства в области недвижимости и земли, по мнению банкира, затрудняют выход торговым компаниям на открытый рынок заимствований. По мнению других экспертов, прохладное отношение ритейлеров к облигациям связано с запутанной системой их собственности и сложностью процедуры государственной регистрации выпусков.

По словам Виталия Подольского, розничные сети зачастую и не торопятся выходить на российский рынок облигационных заимствований. "Он еще достаточно непредсказуем, и число его участников весьма ограничено, - поясняет Виталий Подольский. - Кроме того, процесс подготовки компании к выходу на этот рынок достаточно долог и затратен по сравнению с технологией привлечения банковских кредитов". Вместе с тем, по словам Станислава Пащенко из банка "Зенит", серьезными игроками уже достаточно давно ведется работа, ориентированная не только на выпуск корпоративных рублевых облигаций, но и на первичное размещение акций (IPO). "Вполне допускаю, что они могут выйти на фондовый рынок достаточно скоро", - считает банкир.

Требуются большие хозяева. По мнению аналитиков из ОФГ, долговое финансирование не предоставит российским ритейлерам достаточно средств для экстенсивного развития и конкуренции с западными сетями. "Для быстрого развития должен быть привлечен новый акционерный капитал", - считает Алексей Кривошапко. На первом этапе, по его мнению, сетевики должны пойти на частное размещение - продажу небольшого пакета акций компании фонду прямых инвестиций. Вторым этапом должно стать публичное размещение на российских или международных биржах. Но для этого розничные операторы должны основательно поработать над своей корпоративной и юридической структурой, начать проводить аудит. "Аппетит со стороны западных инвестиционных фондов к российским ритейлерам гарантирован", - уверен аналитик ОФГ, поскольку иностранные инвесторы сегодня стремятся "разбавить" свои "нефтяные" и "газовые" портфели акциями предприятий других перспективных секторов.

Татьяна Кордюкова также считает, что выход на рынок акций - наиболее выгодный способ привлечения средств российскими торговыми операторами. При этом компании могут привлекать в акционерный капитал непрофильные предприятия и холдинги. Так что в скором времени можно будет ожидать изменения в структуре собственности отечественных операторов. Что касается возможности их продажи иностранным розничным сетям, то на это рассчитывать российские ритейлеры не должны. Согласно недавним исследованиям аудиторской компании Pricewaterhouse-Coopers, западным операторам будет невыгодно скупать российские магазины - опыт отечественного розничного бизнеса показывает большую эффективность варианта развития бизнеса "с нуля".

Банкиры попадают в сети

"Торговые" портфели некоторых российских банков сегодня уже достаточно велики. Так, Райффайзенбанк выдал розничным торговым сетям $30 млн. Кроме того, по словам специалистов банка, сейчас отдел торгового финансирования этой кредитной организации рассматривает заявки на общую сумму $100 млн.

В банке "Зенит" 16% всего объема выданных кредитов составляет портфель "Торговые центры и сети", в абсолютных цифрах это более $65 млн. Основные клиенты банка - ТЦ "Гранд" и "Три Кита", сеть "Ароматный мир", "Партия" и "Домино", группа "Пальмира" (брэнды "Монарх" и BROOKS), группа "Марта" (сеть Spar).

Объем кредитования торговых сетевых компаний в Импэксбанке составляет примерно $50 млн. Средний срок заимствований - три-пять лет, средняя сумма - от $5 млн. Среди клиентов банка - сеть супермаркетов Spar, "Столица-Север", "Азбука вкуса", аптеки "36,6", некоторые региональные операторы.

Объем кредитного портфеля МКБ по данному сегменту рынка составляет $134 млн. С банком активно сотрудничают практически все московские сети, торгующие электроникой, бытовой техникой, средствами мобильной связи, спорттоварами, обувью, компьютерами, товарами для дома.

У российской розницы все впереди

Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers считает уровень насыщения рынка розничной торговли в России достаточно низким. Такой вывод эксперты PWC сделали по результатам исследования "Розничная торговля и производство товаров широкого потребления: выигрышные стратегии в России и в странах Центральной и Восточной Европы". В марте-июле этого года они исследовали предприятия розничной торговли России, Болгарии, Чехии, Турции, Польши, Румынии, Венгрии, Словакии, Литвы и выявили ключевые проблемы. После чего вынесли рекомендации по инвестированию в розничной рынок каждой из девяти стран. Для России рекомендация звучит как "инвестировать". Для сравнения: например, в Чехии она звучит как "действовать с осмотрительностью", а в Литве - "инвестировать в незанятые сегменты рынка". Рекомендацию "инвестировать" кроме России получила только Турция.

Начиная с 2000 года, отмечается в исследовании, обороты розничной торговли в России ежегодно растут в среднем на 9%. В 2002 году, по данным The Economist Intelligence Unit, они составили около 99 млрд евро, по данным Госкомстата - 125 млрд евро. Доля рынка Москвы в общем объеме розничных продаж России составляет около 30%. На тысячу жителей столицы в 2002 году приходилось 44 кв. метра площади торговых центров - в два раза больше аналогичного показателя 2000 года.

Рентабельность розничной торговли в России, по оценкам PricewaterhouseCoopers, составляет 14-16%, в то время как в оптовой торговле она достигает лишь 3-5%. Пока из 20 крупнейших международных розничных сетей в России представлены только пять - Auchan, Ava, Koc Group, Metro и Spar, говорится в исследовании.

5 МЛН КВ. МЕТРОВ планируется отдать в Москве под застройку магазинов новых форматов (супер- и гипермаркетов, дискаунтеров, "кэш-энд-кэрри", "соседских магазинов") в период с 2003 по 2005 год. Это предусмотрено генеральной схемой размещения столичных торговых объектов. По оценкам ОФГ, если новые площади полностью освоят иностранные ритейлеры, их доля на российском розничном рынке достигнет 20%. В 2002 году около половины всех инвестиций в развитие новых форматов в Москве были привлечены иностранными операторами. По оценкам экспертов, дефицит финансирования московских розничных проектов в 2003-2005 годах составит около $1,7 млрд.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль