Александр Коваль: "Не уверен - не выезжай"

58
Интервью. Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль рассказывает о возможной отмене обязательной "автогражданки" и грядущих переменах на рынке страхования.
- Александр Павлович, на прошлой неделе центристские партии внесли в Госдуму новую редакцию закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО). Чем принципиально она отличается от действующего документа?

- На прошлой неделе появились четыре новых законопроекта, всего же в Госдуме их уже 13. Три из них вообще предусматривают отмену "автогражданки". Законопроект, который внесли центристские партии, подготовлен при непосредственном участии страховщиков. Это некий компромисс между двумя крайними "точками" - отменой ОСАГО и предложением "ничего не менять". Первую точку зрения высказывают депутаты-"популисты", вторую - страховое сообщество и правительство. В частности, министр финансов Алексей Кудрин недавно завил, что до июля 2004 года реформировать систему ОСАГО не стоит. К этому времени появится необходимая статистика, на основе которой можно будет скорректировать тарифы и понять, что необходимо изменить в "автогражданке".

При разработке новой редакции закона мы исходили из того, что самые большие критики ОСАГО - это пенсионеры. Только в думский Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам с 1 июля от них поступило около 150 писем. Причем немногие высказываются резко против "автогражданки". Наибольшее недовольство вызывает стоимость обязательных страховок.

Между тем, если сейчас снизить базовую ставку тарифов, это разбалансирует всю систему ОСАГО, что чревато социальным взрывом - недовольны будут как страховщики, так и водители, уже застраховавшие свой автомобиль. Мы попытались найти самый, на наш взгляд, безболезненный вариант, который в максимальной степени учитывал бы интересы тех граждан, которые считают себя ущемленными. Хотя я на собственном опыте убедился, что именно они - наиболее опасная группа автомобилистов. Законопроект предусматривает 50-процентную скидку для пенсионеров и инвалидов первой и второй групп. Однако эта льгота распространяется только на владельцев отечественных автомобилей старше пяти лет, если они действительно сами управляют автомобилем, а не их дети, внуки и т. д. Если человек нашел средства на покупку более дорогой машины, то скорее всего у него хватит денег и на обязательную страховку.

- Какие еще изменения предусматривает законопроект центристов?

- До трех месяцев уменьшен минимальный срок сезонного использования автомобиля. Сейчас он ограничивается шестью месяцами. Также мы предлагаем ввести в систему рыночный элемент. Законопроект дает страховщикам право снижать на 10% итоговую стоимость полисов ОСАГО. Но для этого необходимо соответствующее постановление правительства, так как именно оно утверждает правила и тарифы по "автогражданке". Большинство компаний, я думаю, воспользуется этой возможностью. В результате финансовая система ОСАГО станет более устойчивой. А социально незащищенные слои, в том числе "льготники", смогут приобрести обязательный полис еще на 10% дешевле.

- Идея ОСАГО без привязки к автомобилю нашла отражение в этом законопроекте?

- Нет.

- Почему? Например, я застраховал автогражданскую ответственность. Приехал к своему приятелю, проживающему в другом регионе, и в силу разных причин сел за руль его автомобиля. Произошло ДТП, я виноват, но по закону в этом случае моя ответственность (уже застрахованная) оказывается незастрахованной. Странная ситуация получается...

- Дело в том, что, согласно тарифам, утвержденным правительством, стоимость страховки привязана к мощности автомобиля. Вот если бы этой зависимости не было, тогда ваш вопрос можно было бы рассмотреть.

- Как вы относитесь к идее страхования "автогражданки" без привязки к автомобилю?

- На мой взгляд, это разумно, но пока применяется коэффициент по мощности автомобиля, это невозможно. Большинство страховщиков сходятся во мнении, что по статистике мощность не влияет на уровень аварийности и на размер причиненного ущерба. Этот коэффициент носит ярко выраженный социальный характер - владельцы иномарок платят больше.

- Что предлагают другие законы, внесенные в Думу на прошлой неделе? Чем они отличаются?

- Выше я говорил о первом законопроекте центристов. Согласно второму законопроекту, предлагается перенести сроки взимания штрафов за отсутствие обязательной страховки с 1 января на 1 июля 2004 года. Я считаю, что это исключительно вредно. В этом случае водители будут страховаться только для того, чтобы зарегистрировать автомобиль, а для прохождения техосмотра станут искать не совсем легальные способы. В результате сократятся поступления в резерв компенсационных выплат.

- Предлагают ли сторонники отмены "автогражданки" какой-нибудь механизм возврата средств тем автовладельцам, которые уже приобрели обязательные полисы?

- В том-то все и дело, что никто из авторов законопроектов, предлагающих отмену "автогражданки" (стоит заметить, что в Госдуму поступило четыре таких проекта), не предлагает вразумительного механизма возврата денег. А ведь уже продано почти 3,5 млн полисов ОСАГО.

Некоторые депутаты предложили "конвертировать" обязательный полис в добровольный. Но я, признаться, не понимаю, как это можно сделать практически. Ведь для этого придется перезаключить огромное количество договоров. Кроме того, система добровольного страхования "автогражданки" отличается от "обязательной". Отмена ОСАГО приведет к тому, что под угрозой окажется весь российский страховой рынок. В том числе и авторитет власти. Госдума и Совет Федерации приняли, а президент подписал закон об ОСАГО - первый нормативный документ о массовом обязательном страховании. Да, он несовершенен, но это не значит, что его нужно отменять.

- Когда законопроекты по ОСАГО будут рассмотрены?

- На пленарном заседании 19 сентября депутаты решили рассмотреть все эти законы 8 октября. Ни один из предложенных документов не имеет заключения правительства. Совет Госдумы официально их не рассматривал, не назначены комитеты, ответственные за их рассмотрение. Субъектам законодательной инициативы (местным властям, сенаторам, правительству, президенту и т. д.) эти законы не рассылались. Другими словами, полностью нарушен регламент рассмотрения законопроектов нижней палатой парламента. Но решение пленарного заседания выше регламента. Поэтому 6 октября состоится заседание Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, на котором будут рассмотрены все законопроекты по ОСАГО.

- Успеет ли Госдума принять какой-либо законопроект по ОСАГО в осеннюю сессию?

- Я думаю, успеет. Давление избирателей и автомобилистов на депутатов достаточно большое. Желание депутатов попасть в Госдуму следующего созыва еще больше.

- Что произойдет, если "автогражданку" отменят?

- В первую очередь пострадают 3,5 млн уже застраховавшихся водителей. Однако на самом деле "пострадавших" окажется еще больше. Согласно данным недавно созданного Движения пешеходов России, в 2002 году доля пешеходов в общем числе погибших в ДТП составила 41%. А 69% всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях вообще не являлись водителями. Величина социально-экономического ущерба от гибели и ранения пешеходов составила около 110 млрд рублей. Со времени созыва первой Думы прошло десять лет. За это время в авариях погибли 312 тыс. человек (это население областного центра), более 2,5 млн получили ранения и увечья.

Резонно возникает вопрос, что делать с теми, кто пострадал в ДТП? "Автогражданка", к примеру, позволит компенсировать им около 10 млрд рублей. Многих ли водителей вы знаете, которые, сбив насмерть пешехода, проявили заботу о его семье?

Многие судебные процессы, связанные с авариями, длятся по нескольку лет. И даже если подсудимый будет осужден, пострадавшие от его "деяния" будут получать лишь 33% от его зарплаты. С учетом того, сколько получает большинство населения России, это копейки. Поэтому те, кто выступает против ОСАГО, не думают о большинстве граждан нашей страны.

Я вообще считаю, что необходимо ужесточить санкции к нарушителям правил дорожного движения, особенно к виновникам ДТП, в которых пострадали люди. Не уверен - не выезжай.

- Будут ли пересмотрены повышающие и понижающие коэффициенты по аварийности?

- Да, конечно. Согласно действующим тарифам, если водитель дважды за год повредил кому-нибудь бампер (стоимостью 200 рублей), цена страховки на будущий год вырастет для него более чем наполовину. Между тем расходы страховщиков не превысят нескольких сотен рублей. Поэтому представители правительства согласились с нашими доводами, что необходимо изменить принцип учета аварий. Например, исключить из этой таблицы мелкие ДТП, в которых нет пострадавших граждан, или учитывать аварии по размеру причиненного ущерба.

- На прошлой нашей встрече в начале года вы говорили, что в весеннюю сессию Дума успеет принять новую редакцию закона "Об организации страхового дела". Однако этот законопроект прошел только первое чтение. Насколько сильно он изменился ко второму чтению?

- Новая редакция была полностью готова ко второму чтению уже в июне, но Дума не успела ее рассмотреть. За это время закон изменился на 80%. Его концепция осталась прежней, но содержание стало более "продвинутым".

В предыдущем варианте предлагалась очень замысловатая система деления страховых организаций по принципу "жизнь" - "не жизнь". Дело в том, что некоторые положения Гражданского кодекса не позволяли просто разделить страховщиков по этому принципу. Поэтому мы предложили разделить компании, занимающиеся только личным страхованием (ДМС, "жизнь", несчастные случаи, "пенсионка") и имущественным. Причем последним разрешается продавать полисы от несчастных случаев и ДМС. При помощи такого деления можно выделить "специалистов" по "серым" схемам.

- Изменится ли роль регулятора рынка - департамента страхового надзора Минфина России (ДСН)? И упростится ли процедура выдачи лицензий, чего так давно и долго просит страховое сообщество?

- Хотя в страхнадзоре придерживаются иной точки зрения, мы считаем, что его роль усилится. В новой редакции дан исчерпывающий перечень функций ДСН. В нем нет таких фраз, как "иные нарушения", "иные случаи" и т. д. Под лицензирование, по новому законопроекту, подпадает всего 23 вида страховой деятельности (5 - по личному страхованию и 18 - по иным видам). В принципе страхнадзор уже не возражает и против идеи ввести одну генеральную лицензию для страховщиков.

- Какие еще принципиальные изменения претерпел законопроект "Об организации страхового дела"?

- В нем отменены штрафы для руководителей компаний. Нам помогли замечания президента. Сейчас за одно и то же нарушение ДСН применяет к страховой организации санкции, а гендиректор вынужден платить штраф. Это неправильно.

- Как сейчас звучат статьи закона, касающиеся допуска на российский рынок иностранных страховщиков?

- Министерство финансов внесло 19 сентября поправку, согласно которой выполняются требования Соглашения о партнерстве и сотрудничестве со странами - членами ЕС, подписанного в 1994 году. Все ограничения для зарубежных компаний отменяются. Остается только квота иностранного участия в общем уставном капитале страховых организаций РФ. Правда, она увеличится с 15 до 25%.

Отечественные страховщики и Минэкономразвития выступали за поэтапный и посегментный допуск "иностранцев". Согласно соглашению 1994 года, которое было ратифицировано Госдумой в 1996 году, устанавливается пятилетний переходный период. В 2001 году он благополучно закончился. Российский рынок, конечно же, еще не окреп, чтобы конкурировать с западными грандами страхования. Но соглашение подписано и ратифицировано. У правительства очень мало аргументов возражать на переговорах о присоединении России к ВТО против одномоментного допуска зарубежных страховщиков. Удивляет, правда, тот факт, что год назад кабинет министров принял концепцию развития страхования РФ. В ней говорится о поэтапной и посегментной либерализации отрасли.

- Когда планируется рассмотреть новую редакцию?

- В первые две недели октября. И, я думаю, что, если все пройдет успешно, Госдума успеет принять этот закон до окончания осенней сессии.

- Как вы относитесь к предложению Госстроя России о введении обязательного страхования жилья?

- Над законом нужно очень сильно поработать. В нем есть противоречия Конституции и Гражданскому кодексу. Я очень скептически отношусь к такому страхованию.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль