Лизинг в России: цифры и факты

204
Тенденции. Темпы роста лизинговых операций опережают и рост ВВП, и динамику прямых инвестиций. Уже в 2004 году рынок достигнет отметки в $3 млрд в год. Этому взлету способствует несколько факторов.
Бурный рост рынка связан с тем, что использование лизинговых схем при приобретении оборудования дает эффект в 10-15%. Экономия достигается за счет льгот по налогообложению, возможности применения рассрочки платежа, экономии на сервисном обслуживании, более мягких требований по обеспечению сделки и т. д. Более подробно о схемах с применением лизинга см. "Финанс." № 27.

Ускорение рынка. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются свидетельствами развития экономических отношений в государстве. Российский лизинг достаточно быстро интегрируется в мировую финансовую систему. Ряду ведущих компаний удалось не просто скопировать, но во многом удачно адаптировать опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями.

На основе анализа деятельности 112 лизингодателей, включая всех крупнейших, выяснилось, что стоимость заключенных в 2002 году договоров лизинга составляла $2,3 млрд. А удельный вес лизинга в инвестициях в основные производственные фонды достиг 5,1% (против 1,4% в 1997 году).

Чтобы выйти на годовой объем в $1 млрд, рынку лизинга потребовалось восемь лет. Второй миллиард был "взят" уже за четыре года. Темпы роста в предыдущие годы и показатели первого полугодия 2003 года по ряду ведущих компаний позволяют предположить, что для достижения трехмиллиардной планки потребуется не более двух лет. То есть уже по итогам 2004 года можно будет констатировать взятие очередного барьера. Темпы роста лизинга вдвое превосходят темпы, с которыми должен расти валовой внутренний продукт, чтобы удвоиться к 2010 году.

Примечательна структура передаваемых в лизинг активов (см. табл. 1). Она свидетельствует о том, что рынок лизинговых услуг, во-первых, имеет более чем широкую сегментацию; во-вторых, в связи с изменениями, происшедшими в законодательстве, появилась возможность включить в лизинговый оборот значительное количество различных видов оборудования, которое ранее либо не являлось предметом лизинговых операций, либо применялось в сделках в ограниченном количестве, например железнодорожный подвижной состав, машиностроительное и энергетическое оборудование.

Существенно увеличилась (в 1,5-2 раза) доля средств связи и телекоммуникаций, активность в секторах лизинга грузового и легкового автотранспорта обусловлена высокой ликвидностью предметов лизинга, все более популярным становится лизинг пищевого, торгового, полиграфического оборудования, строительной техники. Вместе с тем удельный вес лизинговых услуг, предоставляемых малым предприятиям, составляет пока всего 4% от стоимости всех заключенных договоров лизинга.

Кто дает в лизинг? Характерной особенностью развития рынка лизинговых услуг в последние несколько лет стало расширение числа компаний, бизнес которых масштабен даже по европейским меркам. В 2002 году оборот сразу 28 лизингодателей превысил $20 млн (см. табл. 2). Годом раньше таких компаний было всего 15. Среднестатистическая российская лизинговая компания в 2002 году заключала договоры на $15,5 млн. В 2001 году этот показатель равнялся $12,3 млн, а в 2000 году - $9,8 млн, то есть компании заметно окрепли.

Основным принципом дифференциации лизинговых компаний является деление их на две группы: специализированные и универсальные. Среди лидеров рынка только 11 можно отнести к первой группе и 17 - ко второй. Анализ показал, что за последние два года характерным стал процесс развития универсализации лизинговых компаний.

Интересны изменения в географии лизингового бизнеса. Тенденцией стало сокращение в течение года удельного веса договоров, заключаемых компаниями Москвы (с 78,2% до 71,6%).

При этом деятельность московских компаний не ограничивается границами МКАД. Многие из них открыли филиалы и представительства в других городах. Это позволяет им существенно приблизиться к потребителям услуг, быть более мобильными и внимательными во взаимоотношениях со своими клиентами. Увеличился вес санкт-петербургского (с 9,8% до 13,5%) и регионального (с 12% до 14,9%) лизинга.

Важнейшей особенностью российского лизинга стала возросшая конкуренция и как следствие сокращение стоимости лизинговых услуг для конечного потребителя. Это проявилось в уменьшении стоимости привлекаемых кредитных ресурсов (до 17,8% в рублях и 14% в валюте), сокращении маржи лизинговых компаний (в среднем до 3,6%) и использовании более выгодных условий со стороны поставщиков оборудования.

Введение в действие главы 25 Налогового кодекса, изменение многих норм закона "О финансовой аренде (лизинге) существенно отразились на сроках договоров лизинга. Структурно они стали близки европейским показателям, которые учитывает Европейская федерация ассоциаций лизинговых компаний Leaseurope. Так, в России в 2002 году стоимость договоров лизинга до двух лет составляла 9,4% общего рынка, а в Европе - 11%. Самые распространенные сделки - от двух до пяти лет. Доля их стоимости в России даже несколько выше, чем в Европе (84,4% против 76,5%).

Cтруктурная сенсация. Анализ позволил также выявить структуру финансирования лизинговых операций. Здесь получилась небольшая сенсация. Оказалось, что доля банковских кредитов хоть и велика, но в отличие от распространенного мнения не является доминирующей при финансировании лизинга. Удельный вес этого источника составляет всего 47,3%. Кредиты поставщиков оборудования превысили 8,1% в общем объеме финансирования. Причем здесь важны не только объемы, но и сроки кредитования. Каждой пятой лизинговой компании удавалось договариваться с поставщиками о возврате средств в срок от 3 до 36 месяцев. Эти сроки сопоставимы с продолжительностью самих договоров лизинга.

Авансы лизингополучателей в структуре финансирования лизинга составили 12% от стоимости закупаемого оборудования. Таким образом, помимо одной из форм обеспечения сделок авансы выполняют финансовую функцию. Но имеется много примеров того, что лизинговые компании пошли по пути существенного сокращения величины аванса, а в отдельных случаях вообще не берут авансового платежа. Вместе с тем сокращение аванса в ряде случаев связано с намерением лизинговой компании повысить доходность проводимой сделки.

В качестве источника финансирования все больше используются собственные средства лизинговых компаний (около 8%). Нередко они рискуют значительными суммами. Так, 34,5% лизинговых компаний использовали для приобретения оборудования собственные средства в объеме до $1 млн; 17,2% компаний финансировали лизинговые сделки в пределах от $1 до $3 млн; 5,7% вкладывали свои средства в размере от $3 до 7 млн; 4,6% вложились в инвестиционные проекты на суммы, превышающие $7 млн.

Бюджетное финансирование лизинговых сделок имело место только в отдельных случаях и у небольшого количества лизингодателей, созданных с участием федеральных или региональных органов государственной власти. Однако удельный вес этого источника весьма внушителен - 14,2%. В основном бюджетное финансирование касалось лизинга сельхозтехники.

Оставшаяся часть - 10,4% - приходится на другие источники. Здесь превалировали займы предприятий, а если точнее, то речь идет о самофинансировании лизингополучателей, когда на практике применяются схемы возвратного лизинга.

Результаты аналитического исследования свидетельствуют о том, что лизинг в России динамично развивается и становится существенным элементом инвестиционной деятельности многих производственных предприятий, нацеленных на коммерческий успех.

Таблица 2. Крупнейшие лизинговые компании (2002 г.)

Лизинговая компания Основные виды оборудования и транспорта, переданные в лизинг
Стоимость заключенных договоров: свыше $100 млн
1"Росагролизинг"Сельхозтехника, грузовой автотранспорт
2"РТК-Лизинг"Средства связи и телеком
3"Авангард-лизинг"Пищевое, полиграфическое, суда, горное, железнодорожные составы, машиностротельное,
  легковые авто, строительное
Стоимость заключенных договоров: $50-100 млн
4Объединенная лизинговая компания Нефтегазовое, энергетическое, геологическое, легковые авто, сельхозтехника
 "Центр-Капитал"
5"Глобус-лизинг"Бумагоделательное, легковые и грузовые авто, автобусы, пищевое, машиностроительное,
  лесозаготовительное, полиграфическое, сельхозтехника, дорожная техника
6Сибирская лизинговая компанияНефтегазовое, грузовой автотранспорт
7"Промсвязьлизинг"Средства связи и телеком, компьютеры, оргтехника, строительное, холодильное, деревообрабатывающее
Стоимость заключенных договоров: $30-50 млн
8"ЛизингПромХолд"Металлургическое, горное, машиностроительное, химическое, строительное, компьютеры, сельхозтехника,
  легковые и грузовые авто, лесозаготовительное, полиграфическое
9"Райффайзен-Лизинг"Железнодорожные составы, средства связи и телеком, легковые и грузовые авто, машиностроительное,
  строительное, оргтехника, нефтегазовое, сельхозтехника, деревообрабатывающее
10Восточная лизинговая компанияНефтегазовое, грузовой автотранспорт
11"ЛК Лизинг" Нефтегазовое, геологическое, грузовые авто, строительное
12Авиализинговая компания "Туполев"Авиатехника
13"Интеррослизинг"Машиностроительное, энергетическое, строительное, нефтегазовое, легковые авто, медицинское
14Югорская лизинговая компанияЛесозаготовительное, дорожная техника, грузовые и легковые авто, деревообрабатывающее, сельхозтехника,
  строительное, торговое, холодильное, геологическое
15"Скания-Лизинг"Грузовой автотранспорт
Стоимость заключенных договоров: $20-30 млн
16"Рольф-лизинг"Легковые автомобили
17Универсальный Лизинговый ХолдингМашиностроительное, легковые и грузовые авто, автобусы, торговое, оргтехника, сельхозтехника,
  горное, пищевое
18"Петролизинг Менеджмент"Средства связи, нефтегазовое, железнодорожные составы, грузовые и легковые авто, энергетическое,
  машиностроительное, лесозаготовительное, полиграфическое, строительное
19"РМБ-Лизинг"Металлургическое, компьютеры и оргтехника, химическое, железнодорожные составы, средства связи,
  грузовые и легковые авто, строительное, дорожная техника, пищевое
20"Балтийский лизинг"Полиграфическое, грузовые и легковые авто, пищевое, машиностроительное, деревообрабатывающее,
  строительное
21"Дойче Лизинг Восток"Машиностроительное, химическое, полиграфическое, грузовые и легковые авто, пищевое, торговое
22ТВЭЛЯдерно-энергетическое
23Западно-Сибирская лизинговаяСредства связи, оргтехника, строительное, авиатехника, автобусы, нефтегазовое, лесозаготовительное,
 компаниягрузовики
24"Вольво-финанс"Грузовой автотранспорт, строительная техника, автобусы
25"Интерлизинг CПб"Строительное, машиностроительное, дорожная техника, грузовые и легковые автомобили
26"НИКойл-Лизинг"Железнодорожное, строительное, пищевое, средства связи, сельскохозяйственное, дорожная техника
27"ММБ-Лизинг"Средства связи и телеком, грузовые и легковые авто, полиграфическое, торговое, пищевое, деревообрабатывающее
28"Альфа-лизинг"Машиностроительное, строительное, энергетическое, средства связи, компьютеры и оргтехника

Источник: ВШЭ

Таблица 1. Структура активов, передаваемых в лизинг (2002 г.)

Виды имуществаУдельный вес стоимости договоров лизинга, %
1Информационные системы (компьютеры, средства связи) 17,73
2Автотранспортные средства16,00
3Нефтяное, газовое и геологическое оборудование13,35
4Сельскохозяйственное оборудование11,76
5Строительное оборудование, дорожная техника5,95
6Машиностроительное оборудование5,84
7Пищевое, торговое и холодильное оборудование5,84
8Железнодорожная техника и подвижной состав3,06
9Бумагоделательное оборудование3,02
10Энергетическое и ядерно-энергетическое оборудование2,78
11Авиатранспорт, авиаоборудование2,70
12Полиграфическое оборудование2,58
13 Металлургическое оборудование1,22
14Лесозаготовительное оборудование1,14
15Горная техника0,94
16Химическое оборудование 0,85
17Деревообрабатывающее оборудование 0,83
18Суда и судоремонтное оборудование0,53
19Медицинское оборудование 0,48
20Здания и сооружения0,21
21Другое имущество3,19

Источник: ВШЭ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Финансовый директор»

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Финансовый директор это мужская профессия или женская?

  • Конечно, мужская 19.42%
  • Женская, разумеется 3.88%
  • Пол не имеет значения, был бы специалист хороший 76.7%
результаты

Рассылка





© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
  • Смотреть вебинары. Регистрация на ближайший уже открыта, приходите (раздел «Вебинары»)
  • Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Доставка новостей

Подпишитесь на рассылку и получайте решения, которые пригодятся Вам в работе. Бесплатно.