Чтоб вам "Пусто" было!

52
С 22 по 24 августа на пустыре возле Третьяковской галереи пройдет II уличный фестиваль видеоарта и документации перформанса под названием "Пусто". Стена дома превратится в гигантский экран, на котором будут показаны видеоработы известных художников. Корреспондент журнала "Финанс." побеседовала с арт-директором фестиваля Ксенией ПЕРЕТРУХИНОЙ о месте видеоарта в современном искусстве.
- О видеоарте все говорят, но мало кто на самом деле понимает, что это такое и чем отличается от кинематографа...

- Я бы определила это так: если художник берет в руки кисть и окунает ее в масляную краску, получается живопись. Если же он работает с камерой, то созданный в итоге художественный продукт и называется видеоартом. Что касается кино, то оно изначально строится по другим законам. Кино, особенно американское, скорее относится к индустрии развлечений, к коммерции, нежели к искусству. Видеоарт напротив. Многие из художников, участвующих в фестивале, могли бы использовать более сложные и дорогостоящие технологии. Они этого не делают, довольствуясь простыми, даже трэшевыми приемами. Главное для них - нести идею новизны.

- Значит, видеоарт - это форма ради формы? Или в этих произведениях есть некий подтекст, второе дно?

- Подтекста не несет в себе только русско-английский разговорник. Просто в видеоарте по-другому расставляются акценты. Здесь иная система образов. Кинематограф наследует литературную вербальность, идет от слова. Сначала рождается словесная конструкция (сценарий), а потом ей придается вид картинки, изображения. Это, по мнению знаменитого режиссера Питера Гринуэя, существенно обедняет образность. Видеоарт изначально исходит из визуального и не слишком зависит от слова. Здесь идет поиск авангардной формы, но ее можно рассматривать и со смыслового ракурса.

- Этот ракурс может быть социальным?

- Да, вполне. Я разделила фестиваль на три части: в первый день будут показаны проекты, в основе которых лежит визуальная составляющая, во второй день будут программы документального толка, а в третий - те, которые содержат некий massage, навязчивое послание, которое художник хочет передать. Оно-то зачастую и бывает социальным. Художники обращаются к теме болезни, старости - болевым точкам нашего общества. Кроме того, мне кажется, что наш проект сам по себе глубоко социальный. Мы так его и позиционируем.

- Поговорим о фестивале. На пресс-конференции вы упомянули о некоей "пустырной" идеологии, которая лежит в основе этого мероприятия...

- Да, это моя любимая тема, и особенно она актуальна в нашей столице. В Москве люди стремятся захватить как можно больше комфортабельного жилого пространства. Мы же принципиально идем другим путем: в своих проектах задействуем площади, которые никому не нужны, - пустыри. Мы хотим вынести искусство из галерей и внедрить в городскую среду, но среду еще не освоенную, в которой мы создадим свою зону культуры. Впрочем, я не настаиваю, что это непременно должна быть Москва. Напротив, в столице, именно в силу ее купеческой традиционности, такие проекты приживаются довольно сложно. Зато все чаще появляются в провинции.

- Какой реакции вы ждете от неподготовленных зрителей, тех самых прохожих, которых вы хотите зацепить своим действом?

- Я смотрю на это не то чтобы пессимистично... Но если представить себе чашу весов, на которую, с одной стороны, положить кино и анимацию, а с другой - видеоарт, то, сколько бы мы ни добавляли видеоарта, первая чаша всегда перетянет. Когда зритель видит что-то новое, он, как правило, реагирует негативно. Но потом первый шок и недоумение проходят, и он начинает относиться к проявлениям современного искусства более спокойно, говоря себе: в этом что-то есть. Так что мы отчасти выполняем и роль просветителей. Страна постепенно преодолевает психологию тотального запрета, и люди учатся позитивно реагировать на любого рода начинания и активность, если они, разумеется, не направлены во зло. Что касается реакций, могу рассказать забавную историю. Недавно я вернулась из Екатеринбурга, где принимала участие в таком перформансе: просто писала мелом на заборе, специально для меня покрашенном под школьную доску, поток мыслей, заговаривая с прохожими только в письменном виде. Никто не оставался равнодушным. А один мужчина долго-долго наблюдал, а потом изрек: "Но ведь это никому не мешает!" Мне это кажется замечательной формулировкой.

- В каждом виде искусства есть свои лидеры. Кого в видеоарте вы могли бы назвать художником высшей марки?

- Художников с большой буквы очень и очень мало. Это творческий союз Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева (последний, кстати, представит на фестивале медиапроект "Новый век телевидения". - "Финанс."). Это новосибирская группа "Синие носы", которая принимала участие в Венецианской биеннале современного искусства, в частности Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, Константин Скотников, недавно умерший Максим Зонов. Это Олег Кулик и мастер в области новейших технологий Сергей Шутов.

- А что бы вы могли назвать идеальным художественным проектом?

- Для Москвы? Разобрать Кремль и собрать его заново. Я уверена, под такой проект мы легко нашли бы и мастеров, и спонсоров. Кстати, подобное в российской истории уже было: при Екатерине его разбирали, собираясь построить новый, а потом передумали и вернули все на свои места.

- Жаль, тогда не было видеокамеры...

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль