Методы управления дебиторской задолженностью

5147
Для грамотного управления дебиторской задолженностью необходимо отслеживать соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, своевременное выявлять недопустимые виды дебиторки, прогнозировать поступления денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации, а также оценивать реальную стоимость существующей задолженности.

Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы эффективного управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.

Методы сокращения дебиторской задолженности

В целях сокращения дебиторки руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:

  • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
  • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
  • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
  • ускорение истребования долгов;
  • уменьшение бюджетных долгов;
  • оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности;
  • отслеживание соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;
  • своевременное выявление недопустимых видов дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье "Прочие дебиторы";
  • прогнозирование поступления денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;
  • оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности.

Методы взыскания дебиторской задолженности

На практике может оказаться так, что предприятия самостоятельно не могут обеспечить возврат дебиторской задолженности или максимизировать ее, свести к минимуму возможные потери. В этих случаях могут быть приняты меры по досудебному взысканию задолженности, защита страхованием или факторинговые операции.

Меры по досудебному взысканию дебиторской задолженности предполагают:

  • заключение договора с частными компаниями, использующими различные технологии возврата задолженностей, в основном "информационного" характера, порядок применения которых обязательно согласовывается с заказчиком;
  • страхование как способ свести к минимуму возможные потери. Это мероприятие направлено против непредвиденных потерь безнадежного долга. В процессе принятия решения по страхованию кредитов необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям, а также стоимость страхования;
  • факторинговые операции представляют собой продажу прав на взыскание дебиторской задолженности. Факторинговая компания обязуется немедленно оплатить около 80% от стоимости поставок и оплаты оставшейся части (за вычетом процента за кредит) в строго установленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. При этом необходимо оценить, приведет ли факторинговая операция к чистой экономии.

Все вышерассмотренные приемы и методы управления дебиторской задолженностью относятся, главным образом, к нормально функционирующим предприятиям. Но управление дебиторской задолженностью имеет место и в компаниях, находящихся в кризисном состоянии.

Методы управления дебиторской задолженностью в условиях кризиса

Предприятие, стремящееся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами с применением гибких условий и форм оплаты, таких как выставление промежуточного счета, применение гибких цен, банковская гарантия и др.

Для того чтобы устранить последствия кризиса, предприятия иногда нуждаются в решительных и нередко шокирующих мерах. Так, одним из способов рефинансирования активов является продажа или обмен дебиторской задолженности (перемена лиц в обязательствах, финансирование под уступку прав требования, факторинговые операции), который нецелесообразен без предварительной оценки стоимости дебиторской задолженности, поскольку предприятие не сможет реально оценить выгоду и эффект от проводимых мероприятий.

Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью предприятия

Резюмируя вышесказанное, необходимо еще раз подчеркнуть необходимость и важность управления дебиторской задолженностью. При этом решения, принимаемые в ходе текущего управления, должны основываться на оценке эффективности различных методов ее оптимизации, а также на оценке реальной стоимости дебиторской задолженности.

Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью

Этап Мероприятия Состав мероприятий
Этап 1. Анализ информации о потенциальном партнере Анализ проводится на основании следующих источников:
Проведение преддоговорных процедур данные, получаемые непосредственно от потенциального покупателя;
из внутренних источников (если сделки носят постоянный или периодический характер);
из внешних источников (коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность,
информация, предоставленная компаниями, занимающимися сбором и анализом информации и формированием
Анализ конъюнктуры рынка, на котором фенкционирует потенциальный партнер единой базы данных по юридическим лицам, информация коммерческого банка, обслуживающего покупателя, других партнеров по сделкам);
в случае если сделки с покупателем носят постоянный характер, определяется объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления
Анализ финансового состояния потенциального партнера Анализируются платежеспособность, ликвидность, результативность хозяйственной деятельности, финансовая устойчивость, показатели собственного капитала, объем и состав чистых активов, которые могут выступать в обеспечение кредита при возникновелнии ситуации неплатежеспособности покупателя
Группировка потенциальных партнеров согласно уровню платежеспособности
Определение возможных сумм кредитования для каждого клиента Размер сумм определяется на основании положений кредитной политики предприятия, а также с учетом проведенного анализа финансового состояния клиента. 
Помимо размеров предоставления кредита (это может быть процент от балансовой прибыли, процент от собственных средств, скорректированный на коэффициент ликвидности, и др.) 
кредитной политикой определяются такие показатели, как срок предоставления кредита, стандарты кредитоспособности клиентов, политика сбора платежей, скидки, предоставляемые в случае досрочной оплаты
Этап 2. Предусмотреть и зафиксировать все процедуры договорных отношений Грамотно составленный договор является залогом положительного исхода значительной части конфликтных ситуаций
Заключение договора
Этап 3. Четкий контроль над своевременным выставлением счетов Составляется реестр старения дебиторской задолженности, определяются структура и динамика изменения каждой статьи дебиторской задолженности, срок оборачиваемости дебиторской задолженности
Исполнение договорных обязательств
Ежедневный оперативный анализ оплаты по выставленным счетам
Контроль безнадежных долгов Образование резерва по сомнительным долгам, который определяется в процентах к общей сумме дебиторской задолженности

Оперативный контроль над дебиторской задолженностью

По мнению заместителя генерального директора по экономике и финансам компании «Артпласт» Дмитрия Гинкулова, для оперативного контроля дебиторской задолженности следует использовать регламент разнесения платежей в учетной системе, а также проверку условий выполнения договора перед отгрузкой. Подробнее о других мероприятиях оперативного контроля дебиторки, смотрите на видео.

Источник: "2К Аудит - Деловые консультации".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Когда у Вас наивысшая нагрузка на работе?

  • Начало марта 25%
  • Середина марта 10%
  • Конец марта 30%
  • Начало апреля 5%
  • Середина апреля 10%
  • Конец апреля 20%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях