Связь выходит на рынок

74
Президент России одобрил изменения и дополнения в федеральный закон "О связи". Закон вступит в силу с 1 января 2004 года. Журнал "Финанс." решил выяснить, что он принесет абонентам.
Для большинства абонентов самым важным является вопрос о так называемой повременке. Председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной думы Владимир Катренко пояснил журналу "Финанс.", что закон устанавливает право гражданина самостоятельно выбирать способ расчета за услуги связи. Специалисты считают, что население постепенно начнет использовать "повременку" более широко, чем абонентскую систему оплаты. А, по мнению авторов нового закона, в случае введения "повременки" более половины абонентов будут платить такую же сумму, как и раньше. А многие граждане, которые лишь изредка разговаривают по телефону, смогут серьезно сэкономить.

По мнению заместителя директора по развитию бизнеса компании "Комстар" Людмилы Стариковой, закон о связи - серьезный шаг в направлении демонополизации отрасли: "В документе есть положения, позволяющие оздоровить конкуренцию в регионах. Это способствует расширению номенклатуры услуг и снижению тарифов, что в интересах конечного пользователя. Однако теперь физическим лицам придется просчитывать свои расходы на телефонную связь, чтобы выбрать наиболее экономичный вид оплаты. Что касается возможного роста абонентской платы, то в каждом субъекте Федерации операторы согласовывают свои тарифы с властью на местах".

Во многих регионах два-три года назад была введена повременная оплата телефонных вызовов и для юридических, и для физических лиц. А у альтернативных операторов практика расчетов с абонентами по индивидуальным тарифным планам существует давно. Директор компании "МТУ-Информ" Саид Алимбеков сообщил журналу "Финанс.", что с принятием закона ситуация вряд ли изменится как в отношении стоимости услуг связи, так и размера платежей: "Одним из сдерживающих факторов роста цен на услуги выступает ужесточившаяся конкуренция на рынке связи".

Для специалистов очевидно, что все граждане, которые часто пользуются услугами связи, будут выбирать абонентскую плату. И это в будущем может привести к падению доходов операторов. По мнению руководителя телекоммуникационной компании, который пожелал остаться неизвестным, операторы будут компенсировать убытки за счет повышения тарифов: "Правительство снова играет с народом в "предвыборные игры". Если у крупных операторов упадут доходы, тарифы начнут расти". Обновленный закон "О связи" дает право гражданину сохранить свой телефонный номер при переезде. По заявлению клиента оператор связи может предоставить гражданину возможность расчета за подключения с рассрочкой платежа. А номер для вызова экстренных служб должен стать единым на всей территории России. Звонки в милицию, "Скорую помощь" и службу газа, разумеется, останутся бесплатными.

Вопросы защиты информации об абонентах регламентирует 53-я статья закона. Насколько эффективными будут меры борьбы с утечками информации и не появятся ли на городских рынках новые версии с базами данных клиентов крупнейших операторов, можно будет сказать лишь через некоторое время.

Ведь в законе "О связи" 1995 года тоже была регламентирована ответственность операторов за разглашение сведений. Однако данные о клиентах все равно становятся открытыми.

Специалисты компаний - операторов связи пока не спешат с оптимистичными прогнозами. По мнению директора по продажам компании "Голден Лайн" Семена Саксонова, вряд ли поправки что-то изменят: "Операторы в первую очередь заинтересованы в сохранении сведений. Тем не менее на рынке постоянно появляются данные об абонентах. Я считаю, что они распространяются не через сотрудников альтернативных операторов. Предотвращать утечки должны компетентные службы. Необходим комплекс мер, а одним законом исправить положение невозможно".

Около трети населения России не имеет возможности пользоваться связью. В основном это жители сельских районов. Более 50 тыс. населенных пунктов в РФ вообще не телефонизированы. Владимир Катренко подчеркивает, что проблема будет решена путем предоставления "универсальных услуг связи". К таким услугам относятся телефонные соединения с использованием таксофонов и возможность выхода в Интернет в пунктах коллективного доступа. Регулировать тарифы на эти услуги будет Правительство РФ.

После того как закон вступит в действие, в каждом населенном пункте должен быть установлен как минимум один таксофон. По нему жители района смогут бесплатно вызвать службу экстренной помощи. Для любых других звонков граждане имеют право использовать "общий" телефон не более часа. В населенных пунктах, где проживают хотя бы 500 человек, появится доступ к Интернету.

Убытки по организации связи в отдаленных деревнях будут компенсироваться из резерва универсального обслуживания. Отчисления в него обязаны направлять все российские операторы. Этот пункт закона был одним из наиболее спорных. После того как Госдума одобрила поправки в закон, Президент РФ отметил неясность правовой основы обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. Владимир Путин призвал привести отчисления в соответствие с налогово-бюджетным законодательством - в случае, если выплаты являются налоговыми платежами.

Авторам поправок удалось решить этот вопрос. Отчисления в резерв универсального обслуживания, как написано в законе, являются "неналоговыми платежами". Тем не менее коммерческие операторы называют этот пункт "дополнительным налоговым бременем и попыткой решить проблему телефонизации отдаленных пунктов за их счет". Большинство специалистов беспокоит также эффективность использования тех денег, которые будут направляться в резерв универсального обслуживания.

Директор по связям с общественностью компании "Система Телеком" Елена Санарова считает, что главное сейчас - обеспечить прозрачность деятельности фонда: "Очевидно, что государство обязано гарантировать населению предоставление какого-то минимума услуг связи и проблему телефонизации отдаленных районов нужно решать. Но необходимо, чтобы у всех операторов, работающих на телекоммуникационном рынке, было четкое представление о том, куда и каким образом распределяются средства. Тогда и количество тех, кто критикует закон за создание резерва универсального обслуживания, будет меньше".

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль