Красен долг рефинансированием

63
Правительство России регулярно меняет не только прогнозы развития экономики, но и суммы государственного долга страны и внешних заимствований. Прогнозы озвучиваются публично, а решения о новых заимствованиях принимаются в узком кругу кабинета министров.

Страшная тайна Минфина

Политика российского правительства как главного регулятора развития экономики держится в строжайшем секрете. То ли оттого, что этот вопрос имеет решающее значение для западных конкурентов РФ, то ли потому, что ее просто нет. Одна из главных "государственных тайн" - методика управления государственным долгом и сам размер внутреннего и внешнего долга. Действующее законодательство не предусматривает финотчетности правительства перед парламентом по части погашения, рефинансирования и новых заимствований государства на внутреннем и внешнем рынках. Видимо, именно поэтому госорганы не считают себя вправе называть точные цифры. По самым последним данным, озвученным недавно замминистра финансов Сергеем Колотухиным, на 1 апреля 2003 года "внешний долг России составил менее $120 млрд". Таким образом, исходя из того, что численность населения страны в 2001 году составляла 144,8 млн человек, каждый гражданин Российской Федерации должен всему остальному миру $827.

С высокой степенью вероятности можно утверждать, что сейчас в правительстве достоверно не знают, сколько задолжало государство гражданам и международным кредиторам, а также сколько должны России "новые" и "старые" суверенные государства. В последний раз размеры и график погашения всех долгов (внутренних и внешних) были рассмотрены на заседании правительства 6 марта, утвердившего разработанный первым замминистра финансов Алексеем Улюкаевым документ "Об основных направлениях политики Правительства РФ в сфере государственного долга на 2003-2005 гг.". Примечательно, что этот же документ был одобрен правительством еще 26 июля 2002 года, когда было принято принципиальное решение о "размене" внешних долгов РФ на внутренние. Однако с того времени уже утвержденный документ претерпел существенные "доработки".

В принципе у российского правительства никогда не было вразумительной политики управления госдолгом. Реструктуризация внешней задолженности сменилась дефолтом 1998 года и последовавшими после этого опережающими выплатами. После этого разгорелась публичная дискуссия между премьером Михаилом Касьяновым и советником президента Андреем Илларионовым о целесообразности реструктуризации долгов Парижскому клубу. Причем никто конкретно не подсчитывал, что же все-таки выгоднее: платить сполна или отсрочить погашение долга. Дискуссия носила исключительно умозрительный характер. В конце концов решили платить в соответствии с утвержденным графиком. Тем более что альтернативы не было - Парижский клуб отказал в реструктуризации долга.

Долги наши тяжкие

На заседании правительства 6 марта было зафиксировано, что внешний госдолг РФ на 1 января 2003 года составил $123,5 млрд, внутренний - $21,4 млрд. За период с 2004 по 2005 год РФ должна выплатить в общей сумме $29,3 млрд. Из них $18,9 млрд приходится на погашение внешних долгов, $10,4 млрд - на погашение внутренней задолженности. Сумма новых заимствований может колебаться от $10 млрд до $24 млрд. Однако в результате в Минфине рассчитывают, что к 2006 году внешний долг удастся сократить до $113 млрд, но до $34,4 млрд возрастет внутренний долг. В счет погашения внешнего долга в 2003 году РФ должна выплатить $17,3 млрд. В соответствии с планами Минфина внешний долг России к 1 января 2004 года составит $126,8 млрд, то есть за год возрастет на $3,3 млрд.

Между тем в противовес автору концепции управления госдолгом Алексею Улюкаеву Сергей Колотухин не далее как 10 февраля 2003 года заявил, что внешний долг России к концу 2003 года не превысит $110 млрд. А заявленные Алексеем Улюкаевым $3,3 млрд увеличения внешнего долга в нынешнем году никак не стыкуются с цифрой, одобренной правительством еще 26 июля 2002 года, - в той же концепции, одобренной еще год назад. В ней определена цифра заимствований на 2003 год - $1,68 млрд. Именно эта цифра легла в основу бюджета нынешнего года. Теперь называют уже другую, и также в официальном документе. Однако никаких намеков на возможный пересмотр параметров бюджета-2003 в постановлениях правительства экспертам журнала "Финанс." обнаружить не удалось. Все это приводит к простому выводу: манипуляции с цифрами официального госдолга и параметрами бюджета - вполне обычное дело в Белом доме. Демократическим институтам, парламенту например, правительство фактически не подотчетно.

Кому верить?

Еще более удивительные цифры о суммах российских долгов приводят другие официальные и неофициальные источники. Зампред бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов 15 октября 2002 года заявил, что с учетом корректировки курса доллара к евро к концу 2003 года внешний долг России будет находиться на уровне $117 млрд. То есть на $10 млрд больше "распоследних", мартовских заявлений Минфина. Советник президента Андрей Илларионов 21 января 2003 года "установил" свою сумму долга на начало года - $110 млрд. На коллегии Минфина в последних числах марта была названа самая "официальная" оценка - $123,5 млрд. По данным Банка России (платежный баланс), приведенным в начале апреля 2003 года, общая сумма российского долга на начало года составила $153,5 млрд, из них внешний долг - $104,7 млрд. Через две недели министр финансов Алексей Кудрин назвал еще одну цифру долговых обязательств государства - $152 млрд. В это же время фонд макроэкономических исследований "Центр развития" дает собственную оценку общих долгов - $144,9 млрд. Авторитетный журнал Economist уверен, что все внешние долги России составляют ни много ни мало $153 млрд.

Собственно, официальная методика расчетов госдолга до сих пор не утверждена. На что ориентироваться - на международные стандарты, концепцию Минфина России по управлению госдолгом или на справочные показатели ЦБ? Еще бо'льшая неразбериха в правительстве касается списания и погашения задолженности Российскому государству третьих стран. В этом вопросе у кабинета вообще нет никакой концепции и политики. По информации Счетной палаты, в 1996-2001 годах, после присоединения к Парижскому клубу, была списана задолженность иностранных государств в размере $25 млрд. При этом правительство не отчитывалось о списании ни перед Госдумой, ни перед президентским аппаратом. Ведомство Сергея Степашина направило информационные письма в Генпрокуратуру и Кремль. Однако никаких результатов действия этих писем до сих пор нет.

Российские чиновники так и не определились, включать ли в суверенные долги страны корпоративные заимствования государственных и частных компаний на внешних рынках. На недавнем экономическом форуме ЕБРР в Ташкенте Сергей Колотухин заявил, что правительство обеспокоено ростом внешних долгов российских компаний. Эта тенденция наблюдается на фоне общего роста заимствований. По данным ЦБ, объем кредитов, предоставленных кредитными организациями нефинансовым предприятиям и организациям в рублях и иностранной валюте, составил на 1 января 2003 года $50,72 млрд. Объем кредитования реального сектора за прошлый год увеличился на 29,6%.

Валютное разрегулирование

Казалось бы, надо только радоваться - экономика растет вместе с доверием иностранных кредиторов к российским компаниям и стране в целом, предприятия все больше инвестируют в производство. Однако на саммите ЕБРР Сергей Колотухин заявил, что в случае дальнейшего неконтролируемого роста заимствований российских компаний на внешних рынках "государство готово пойти на решительные меры в области валютного регулирования". Даже несмотря на то, что госдолг за истекший год снизился на 9% и составил 40% ВВП, что вполне соответствует Маастрихтским соглашениям ЕС о балансе госдолга и ВВП. Спекулируя на возросшем доверии инвесторов, привлечением средств за рубежом грешат, как правило, компании, контролируемые государством. Суммарная задолженность одного только "Газпрома" превысила $14 млрд, но это не помешало ему уже в нынешнем году приобрести новые долги - в общей сложности почти на $3 млрд. Близкой к техническому дефолту по евробондам оказалась и "Роснефть", превысившая разрешенный лимит заимствований. Агентство Standard & Poor's даже изменило прогноз кредитного рейтинга компании с "позитивного" на "негативный".

Замминистра финансов Белла Златкис подтвердила позицию правительства, заявив, что российским предприятиям следует активнее делать заимствования в рублях на внутреннем рынке. Между тем месяцем ранее, в феврале 2003 года, тот же Сергей Колотухин при обсуждении вопроса о целесообразности реструктуризации российского долга перед Парижским клубом заявлял, что, инициируя переговоры, правительство окажет медвежью услугу российским корпоративным заемщикам на внешних рынках. На выступление замминистра в Узбекистане отреагировал зампред ЦБ Олег Вьюгин, считающий, что ни у правительства, ни у Банка России нет легитимных инструментов ограничения внешних заимствований российских компаний. Единственная возможность - это директивы членам правления совета директоров от правительства в госкомпаниях. Что касается макроэкономической ситуации в стране в связи со снижением мировой конъюнктуры цен на энергоносители, то зампред ЦБ высказался вполне однозначно: "К России могут быть предъявлены требования на сумму, сопоставимую с уровнем резервов". В своих последних выступлениях прозрачно намекал на теоретически возможный дефолт и глава Центробанка Сергей Игнатьев.

Вопрос поведения правительства в случае возникновения ситуации, схожей с кризисом 1998 года, волнует ведущих аналитиков Standard & Poor's и Moody's. Президент Moody's Джонатан Шиффер не исключает возможности повторения в России опыта южнокорейских чеболей в 1997 году, когда корпоративные заимствования под гарантии государства стали причиной долгового и валютного кризисов. С учетом углубляющейся "чеболизации" российской экономики этот вариант развития событий также нельзя исключать. Эксперты Русского экономического общества считают, что увеличивающиеся займы российских компаний за рубежом - прежде всего свидетельство отсутствия у правительства внятной долговой политики и слабости всей финансовой системы, в том числе "пробуксовки" банковской реформы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль