Хай-тек в тигровой шкуре

58
Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов стал для бизнеса Южной Кореи не только тяжким испытанием, но и отправной точкой для нового рывка. В результате обесценения национальной валюты на треть корейские экспортеры получили уникальный шанс нарастить свою долю на уже освоенных мировых рынках и заявить о себе на новых.

Догнать и перегнать Запад

Лучшее подтверждение тому - из года в год крепнущие позиции Samsung Electronics и LG Electronics на рынке мобильных телефонов. Так, согласно исследованию Strategy Analytics, Samsung в первом квартале текущего года не только приблизилась к Motorola по числу проданных телефонов, но и впервые превзошла ее по доходам от продаж благодаря более высоким ценам. Samsung не скрывает своих амбициозных планов уже в ближайшем будущем стать производителем мобильных телефонов № 1 в мире. Что касается LG, то компания совершила настоящий прорыв: увеличив долю на рынке за год на 80%, она поднялась на пятую строчку рейтинга, сместив с нее SonyEricsson. Успехи LG особенно впечатляют, если вспомнить, что в 2001 году она была лишь на десятом месте. Более того, LG планирует уже по итогам этого года потеснить Siemens и стать четвертым мировым производителем "трубок".

Многие аналитики считают, что поставленные корейскими компаниями задачи в принципе выполнимы (хотя Samsung придется изрядно потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к крупнейшему игроку - Nokia). Корейские компании лидируют в производстве телефонов стандарта CDMA, и достижения первого квартала были во многом связаны с расширением сетей этого стандарта. Продажи телефонов стандарта CDMA в мире выросли на 49%, стандарта GSM - только на 13%, причем CDMA стремительно набирает популярность на быстро растущих рынках Китая и Индии. Отчасти корейским компаниям могут помочь трудности Motorola, Siemens и SonyEricsson. Есть и более долгосрочные факторы успеха. Корея располагает идеальной базой для производства современных средств мобильной связи - мощными производствами микропроцессоров, жидкокристаллических дисплеев и других компонентов. Успеху Samsung и LG во многом способствует и специфика южнокорейского рынка. Мобильными телефонами пользуется две трети корейцев (для сравнения: уровень проникновения сотовой связи в США в прошлом году составил 53%, в России - 12,5%). Причем жители Страны утренней свежести просто помешаны на мобильных новинках и, по некоторым данным, меняют телефоны каждые восемь-девять месяцев. Это позволяет местным компаниям "обкатывать" свои разработки дома перед тем, как выходить с ними на мировой рынок.

Надежды производителей высокотехнологичной продукции, в первую очередь мобильных телефонов, связаны с тремя перспективными рынками - Индией, Китаем и Россией. Так, в России число абонентов сотовой связи за прошлый год выросло на 121%. Samsung удалось финишировать в этой гонке с приличными результатами: по данным компании IDC, оборот Samsung за прошлый год составил 14,7% всего рынка. В первом квартале текущего года количество проданных через российские представительства аппаратов Samsung сравнялось с Motorola, а в денежном выражении показатели Samsung превысили оборот Motorola. Таким образом, по оценкам IDC, Samsung прочно заняла третье место на российском рынке. В то же время другие эксперты более сдержанны в оценках. Например, в обзоре сайта Mobile-review.com отмечается, что, если принять во внимание долю обеих компаний на "сером рынке" мобильных телефонов, отставание Samsung от Motorola все же сохраняется.

Дешевый пылесос - это неактуально

Экспансия корейских компаний на рынке мобильных телефонов свидетельствует о том, что их планы по выдвижению своих брэндов на первые позиции не пустая бравада. Времена, когда крупные корейские производители довольствовались специализацией на относительно простых и дешевых потребительских товарах, уже прошли. Сегодня они активно осваивают рынки сложной техники и используют при этом собственные уникальные разработки. Жертвами амбициозных "тигров" становятся прежде всего их японские конкуренты. Корейские компании превращаются из потребителей японских высокотехнологичных компонентов в грозных соперников в их производстве. Так, с 1998 года Samsung удерживает лидерство в продажах жидкокристаллических мониторов с долей рынка 17%, добившись лидерства всего за четыре года с момента начала их производства. Лишь в конце прошлого года компания уступила первенство LG-Philips. Корейцы отвоевали лидерство у японских компаний в 1999 году, а с недавних пор их ближайшим преследователем стал Тайвань. В то же время японские компании теряют свои позиции на этом перспективном рынке. Согласно недавнему исследованию компании IDC, рынок жидкокристаллических мониторов достигнет в этом году объема в $20 млрд и впервые обгонит рынок мониторов на основе ЭЛТ.

По данным рейтинга Info Tech 100 от Standard&Poor's, Samsung занимает первое место среди лучших IT-компаний мира, а его продукты регулярно получают высшие оценки самых уважаемых отраслевых журналов. LG, традиционно остающаяся в тени Samsung, делает все возможное, чтобы сократить разрыв. Торговая марка LG преуспевает на развивающихся рынках, значительно уступая другим производителям в Европе и США. На сегодняшний день LG смогла обойти Samsung в производстве бытовой техники, причем немалую долю средств от ее продажи компания направляет на расширение своего присутствия на рынках сотовых телефонов, цифровых телевизоров и плазменных дисплеев.

Российское гражданство корейского телевизора

В последнее время корейские компании заметно активизировались и на российском рынке бытовой техники. После 1998 года, в полной мере испытав на себе эффект девальвации рубля и столкнувшись с появлением серьезных конкурентов в лице белорусских "Горизонта", "Витязя" и других, корейцы стали переносить сборку бытовой техники в Россию. Это позволяет снизить конечную стоимость техники более чем на 10%. Согласно данным Госкомстата, в минувшем году в России сделали на 80% больше цветных телевизоров и в 2,8 раза больше видеомагнитофонов, чем в 2001 году. Значительная часть этого прироста пришлась на технику LG и Samsung российской сборки. Так, в прошлом году на заводе Rolsen в городе Фрязино было собрано 430 000 телевизоров LG (42% всех проданных в нашей стране телевизоров этой марки). Собственных телевизоров Rolsen собрал почти в два раза меньше. В этом же году LG планирует произвести на этом заводе до 95% своих телевизоров, предназначенных для продажи в России. Samsung же, по некоторым данным, рассматривает возможность полного переноса в Россию производства телевизоров для российского же рынка. Причем в отличие от LG, которая размещает заказ на чужой площадке, Samsung, по слухам, намерена открыть в России собственное производство.

Между тем не только Samsung и LG, но и другие корейские компании заявляют о наличии серьезных интересов в России. Недавно российское представительство компании Hyundai ImageQuest объявило о том, что уже летом начнет производить в России жидкокристаллические мониторы, а к концу года - и жидкокристаллические телевизоры под торговой маркой Hyundai. Помимо этого в России вскоре появятся ноутбуки и плазменные панели Hyundai. Таким образом, компания намерена повысить продажи и увеличить свою долю в России: по оценке компании, в 2002 году Hyundai занимала около 3% российского рынка мониторов, но уже в текущем году она планирует увеличить этот показатель до 5%. Всего компания намерена продать в этом году в России 70 тыс. мониторов под торговой маркой Hyundai, 20 тыс. из которых составят жидкокристаллические модели. Произведенные в России мониторы будут поставляться корпоративным заказчикам, а телевизоры - в розничные сети. Инвестиции в продвижение своей продукции в 2003 году в России составят около 2% от оборота компании, который запланирован в текущем году на уровне $25 млн.

Помимо этого Hyundai уже разрабатывает планы по поставке произведенной в России продукции на емкие рынки Западной и Восточной Европы, которые появятся после вступления России в ВТО. Стоимость сборки монитора в России и Корее примерно одинакова - около $5, но налоги на ввоз комплектующих в Россию ниже, чем на готовые изделия. Везти же мониторы в Европу из России дешевле, чем из Кореи.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль