Хай-тек в тигровой шкуре

53
Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов стал для бизнеса Южной Кореи не только тяжким испытанием, но и отправной точкой для нового рывка. В результате обесценения национальной валюты на треть корейские экспортеры получили уникальный шанс нарастить свою долю на уже освоенных мировых рынках и заявить о себе на новых.

Догнать и перегнать Запад

Лучшее подтверждение тому - из года в год крепнущие позиции Samsung Electronics и LG Electronics на рынке мобильных телефонов. Так, согласно исследованию Strategy Analytics, Samsung в первом квартале текущего года не только приблизилась к Motorola по числу проданных телефонов, но и впервые превзошла ее по доходам от продаж благодаря более высоким ценам. Samsung не скрывает своих амбициозных планов уже в ближайшем будущем стать производителем мобильных телефонов № 1 в мире. Что касается LG, то компания совершила настоящий прорыв: увеличив долю на рынке за год на 80%, она поднялась на пятую строчку рейтинга, сместив с нее SonyEricsson. Успехи LG особенно впечатляют, если вспомнить, что в 2001 году она была лишь на десятом месте. Более того, LG планирует уже по итогам этого года потеснить Siemens и стать четвертым мировым производителем "трубок".

Многие аналитики считают, что поставленные корейскими компаниями задачи в принципе выполнимы (хотя Samsung придется изрядно потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к крупнейшему игроку - Nokia). Корейские компании лидируют в производстве телефонов стандарта CDMA, и достижения первого квартала были во многом связаны с расширением сетей этого стандарта. Продажи телефонов стандарта CDMA в мире выросли на 49%, стандарта GSM - только на 13%, причем CDMA стремительно набирает популярность на быстро растущих рынках Китая и Индии. Отчасти корейским компаниям могут помочь трудности Motorola, Siemens и SonyEricsson. Есть и более долгосрочные факторы успеха. Корея располагает идеальной базой для производства современных средств мобильной связи - мощными производствами микропроцессоров, жидкокристаллических дисплеев и других компонентов. Успеху Samsung и LG во многом способствует и специфика южнокорейского рынка. Мобильными телефонами пользуется две трети корейцев (для сравнения: уровень проникновения сотовой связи в США в прошлом году составил 53%, в России - 12,5%). Причем жители Страны утренней свежести просто помешаны на мобильных новинках и, по некоторым данным, меняют телефоны каждые восемь-девять месяцев. Это позволяет местным компаниям "обкатывать" свои разработки дома перед тем, как выходить с ними на мировой рынок.

Надежды производителей высокотехнологичной продукции, в первую очередь мобильных телефонов, связаны с тремя перспективными рынками - Индией, Китаем и Россией. Так, в России число абонентов сотовой связи за прошлый год выросло на 121%. Samsung удалось финишировать в этой гонке с приличными результатами: по данным компании IDC, оборот Samsung за прошлый год составил 14,7% всего рынка. В первом квартале текущего года количество проданных через российские представительства аппаратов Samsung сравнялось с Motorola, а в денежном выражении показатели Samsung превысили оборот Motorola. Таким образом, по оценкам IDC, Samsung прочно заняла третье место на российском рынке. В то же время другие эксперты более сдержанны в оценках. Например, в обзоре сайта Mobile-review.com отмечается, что, если принять во внимание долю обеих компаний на "сером рынке" мобильных телефонов, отставание Samsung от Motorola все же сохраняется.

Дешевый пылесос - это неактуально

Экспансия корейских компаний на рынке мобильных телефонов свидетельствует о том, что их планы по выдвижению своих брэндов на первые позиции не пустая бравада. Времена, когда крупные корейские производители довольствовались специализацией на относительно простых и дешевых потребительских товарах, уже прошли. Сегодня они активно осваивают рынки сложной техники и используют при этом собственные уникальные разработки. Жертвами амбициозных "тигров" становятся прежде всего их японские конкуренты. Корейские компании превращаются из потребителей японских высокотехнологичных компонентов в грозных соперников в их производстве. Так, с 1998 года Samsung удерживает лидерство в продажах жидкокристаллических мониторов с долей рынка 17%, добившись лидерства всего за четыре года с момента начала их производства. Лишь в конце прошлого года компания уступила первенство LG-Philips. Корейцы отвоевали лидерство у японских компаний в 1999 году, а с недавних пор их ближайшим преследователем стал Тайвань. В то же время японские компании теряют свои позиции на этом перспективном рынке. Согласно недавнему исследованию компании IDC, рынок жидкокристаллических мониторов достигнет в этом году объема в $20 млрд и впервые обгонит рынок мониторов на основе ЭЛТ.

По данным рейтинга Info Tech 100 от Standard&Poor's, Samsung занимает первое место среди лучших IT-компаний мира, а его продукты регулярно получают высшие оценки самых уважаемых отраслевых журналов. LG, традиционно остающаяся в тени Samsung, делает все возможное, чтобы сократить разрыв. Торговая марка LG преуспевает на развивающихся рынках, значительно уступая другим производителям в Европе и США. На сегодняшний день LG смогла обойти Samsung в производстве бытовой техники, причем немалую долю средств от ее продажи компания направляет на расширение своего присутствия на рынках сотовых телефонов, цифровых телевизоров и плазменных дисплеев.

Российское гражданство корейского телевизора

В последнее время корейские компании заметно активизировались и на российском рынке бытовой техники. После 1998 года, в полной мере испытав на себе эффект девальвации рубля и столкнувшись с появлением серьезных конкурентов в лице белорусских "Горизонта", "Витязя" и других, корейцы стали переносить сборку бытовой техники в Россию. Это позволяет снизить конечную стоимость техники более чем на 10%. Согласно данным Госкомстата, в минувшем году в России сделали на 80% больше цветных телевизоров и в 2,8 раза больше видеомагнитофонов, чем в 2001 году. Значительная часть этого прироста пришлась на технику LG и Samsung российской сборки. Так, в прошлом году на заводе Rolsen в городе Фрязино было собрано 430 000 телевизоров LG (42% всех проданных в нашей стране телевизоров этой марки). Собственных телевизоров Rolsen собрал почти в два раза меньше. В этом же году LG планирует произвести на этом заводе до 95% своих телевизоров, предназначенных для продажи в России. Samsung же, по некоторым данным, рассматривает возможность полного переноса в Россию производства телевизоров для российского же рынка. Причем в отличие от LG, которая размещает заказ на чужой площадке, Samsung, по слухам, намерена открыть в России собственное производство.

Между тем не только Samsung и LG, но и другие корейские компании заявляют о наличии серьезных интересов в России. Недавно российское представительство компании Hyundai ImageQuest объявило о том, что уже летом начнет производить в России жидкокристаллические мониторы, а к концу года - и жидкокристаллические телевизоры под торговой маркой Hyundai. Помимо этого в России вскоре появятся ноутбуки и плазменные панели Hyundai. Таким образом, компания намерена повысить продажи и увеличить свою долю в России: по оценке компании, в 2002 году Hyundai занимала около 3% российского рынка мониторов, но уже в текущем году она планирует увеличить этот показатель до 5%. Всего компания намерена продать в этом году в России 70 тыс. мониторов под торговой маркой Hyundai, 20 тыс. из которых составят жидкокристаллические модели. Произведенные в России мониторы будут поставляться корпоративным заказчикам, а телевизоры - в розничные сети. Инвестиции в продвижение своей продукции в 2003 году в России составят около 2% от оборота компании, который запланирован в текущем году на уровне $25 млн.

Помимо этого Hyundai уже разрабатывает планы по поставке произведенной в России продукции на емкие рынки Западной и Восточной Европы, которые появятся после вступления России в ВТО. Стоимость сборки монитора в России и Корее примерно одинакова - около $5, но налоги на ввоз комплектующих в Россию ниже, чем на готовые изделия. Везти же мониторы в Европу из России дешевле, чем из Кореи.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Финансового директора могут привлечь к уголовной ответственности?

  • Да, такой риск есть 68.42%
  • Да, но риск минимальный 21.05%
  • Нет, это невозможно 10.53%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях