"Раймонда" возвращается в Большой

66
В Большом театре возобновили балет "Раймонда" в постановке Юрия Григоровича. "Финанс." побывал на месте убийства сарацинского рыцаря и подсмотрел, что снится молодым графиням...
Юная дева изящна, хрупка и утонченна. Прекрасный рыцарь пленен ее возвышенной чистотой и воздушной плавностью движений. Они обручены и почти счастливы, но слиться в гармоничном дуэте им мешает разлука: Жан де Бриен, как и положено средневековым рыцарям, отправляется в поход. Тем временем его мечтательной невесте снится странный сон...

Так начинается балет "Раймонда", который давно числится в реестре русской балетной классики. Монументальная, величественная музыка Александра Глазунова и новаторская для конца XIX века хореография Мариуса Петипа обеспечили шумный успех премьере 1898 года. С тех пор история о любви и соперничестве, борьбе между благородным рыцарем и страстным сарацинским шейхом за право обладать прекрасной графиней Раймондой перекраивалась не раз. Наибольшей правке подвергалось либретто: написанное не профессионалом, а либреттисткой-любительницей Лидией Пашковой, оно отличалось незамысловатой простотой и бедностью сюжетных линий.

Нынешняя постановка Юрия Григоровича - полный ремейк спектакля 1984 года, который покинул репертуар Большого буквально пару лет назад. Балетмейстер сохраняет фрагменты хореографии Петипа, перемешивая их со вставками из более позднего варианта Александра Горского, и добавляет собственные эпизоды, стараясь придать действию большую драматичность и восточную характерность. Григорович сокращает многочисленные пантомимы, усиливает кордебалет и укрупняет танцевальные партии солистов.

Первое действие протекает довольно вяло. Музыка, требующая то тончайшей, прозрачной лирики, то драматической напряженности, словно призывает Марию Аллаш (Раймонда) и Александра Волчкова (Жан де Бриен) к эмоциональности, к осмысленной наполненности образов. Но почему-то чувствуется, что танцоры еще не разогрелись, не погрузились в роль, а плавают на поверхности. Так, несколько "провисает" сцена сна, в которой главная героиня видит страстного восточного рыцаря, пугающего ее пылкими признаниями в любви. В этой кульминации первого действия отлажена лишь синхронность кордебалета: статистки чудо как хороши и напоминают стайку вспугнутых птичек, перелетающих с одного конца сцены в другой. Но Раймонда остается заторможенной и вялой, что, впрочем, вполне простительно для спящей девушки.

Все меняется во втором отделении, когда в замок прибывает сарацинский рыцарь Абдерахман в исполнении Дмитрия Рыхлова. Он добавляет действию столь не хватающей динамики, он танцует человека яркого, сильного, отчаянного. Его прыжки резки и угловаты, в нем чувствуется физическая мощь, которая почти завораживает. Абдерахман пытается добиться любви очаровательной Раймонды, предлагает несметные сокровища и даже пытается похитить несговорчивую графиню. Вернувшийся жених вступается за уставшую от домогательств горячего сарацина невесту и после непродолжительной дуэли повергает его к ногам любимой, возле которых тот, собственно, и умирает. Это наиболее сюжетно насыщенная часть балета, после которой не будет происходить уже ничего: третье действие - счастливое воссоединение влюбленных - несет в себе чисто эстетическую, но малосодержательную нагрузку.

Одна из интриг нынешней постановки - партии подруг Раймонды в исполнении двух прим Большого Марии Александровой и Екатерины Шипулиной. Они безупречны и легки и, кажется, выходят на сцену, говоря: заглавная роль не досталась нам по чистому недоразумению. Впрочем, Мария Аллаш к середине балета вполне растанцовывается: ей, бесспорно, удается знаменитая сцена с газовым шарфом, которую она проводит на одном дыхании. Раймонда кажется музой, нимфой, белой горлицей, поэтической строкой. Александр Волчков оживляет третье действие. На фоне длинных и чуточку скучноватых венгерского и большого классического танцев он буквально выстреливает двумя сольными партиями, на мгновение чуть ли не зависая в воздухе.

Сценография спектакля выглядит несколько унылой. Декорации Симона Вирсаладзе - мрачная темно-синяя драпировка и чуть ли не упирающиеся в потолок колонны - навевают чувство тревоги и как-то не сочетаются с пышностью дворцовых сцен. Зато костюмы - просто сказка. Они сияют воздушной белизной и переливаются золотом, они создают настроение - легкое, непринужденное, искрящееся. Правда, длина накидок и шлейфов порой оказывается чрезмерной: танцоры запутываются в них и рискуют потерять равновесие.

Так стоило ли восстанавливать спектакль, еще свежий в памяти завсегдатаев Большого? Сияющее лицо Юрия Григоровича, вышедшего к зрителям на финальный поклон, говорило, что старания были не совсем напрасны. Восторги многочисленной публики, изрядно подогретые криками клакеров, это подтверждали. И если отдельные места балета казались слишком длинными и невыразительными, то это сглаживалось безупречной игрой оркестра, которым дирижировал Павел Сорокин. Проникновенное фортепианное соло Веры Часовенной, волшебные переливы арфы Аллы Левиной, нежный щебет скрипок и соло на английском рожке увлекали порой сильнее, чем развитие отношений между благородным де Бриеном, неистовым Абдерахманом и хрупкой женственной Раймондой.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль