Банковская монополия на авиапром

77
В начале марта президент Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев предложил правительству спасти российский авиапром, создав на базе Воронежского, Ульяновского и Казанского авиазаводов и нескольких КБ единую самолетостроительную корпорацию. Как удалось выяснить журналу "Финанс.", в правительстве решили одобрить "сделку века".
Напомним, что в письме, которое кроме НРБ подписали руководители Внешэкономбанка, Внешторгбанка и Российского банка развития, предложено передать акции авиазаводов и КБ в доверительное управление лизинговой компании "Ильюшин-Финанс Ко" (ИФК). Затем предполагается провести приватизацию национальной авиапромышленной компании, главную скрипку в которой, по всей вероятности, и будет играть НРБ.

Прервав долго окружавший проект "заговор молчания", в МАП корреспонденту журнала "Финанс." сообщили, что идею НРБ поддерживают. Отвергнув предположения, что МАП тем самым нарушает закон, высокопоставленный чиновник министерства заметил: "Такая же проблема была, когда мы давали согласие на создание "Русского алюминия". Нас обвиняли в том, что мы поощряем монополизм. Давайте посмотрим на рынок. Нет российского алюминия, нет рынка алюминия Красноярского края или Ленинградской области, есть мировой рынок сырья первичного алюминия". Такой же "антимонопольной" логике в МАП предлагают следовать и при создании авиакорпорации, поскольку рынок, на котором ей придется действовать, также является мировым.

Акции ИФК, чьи активы оцениваются в 200 млн долларов, поделены между государством и НРБ. То есть совместный интерес налицо. Да и первые результаты партнерства правительства и частного капитала на первый взгляд выглядят обнадеживающе. В частности, в конце минувшего года ИФК, получив в доверительное управление акции Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), успела погасить долги предприятия и открыть финансирование производства 12 самолетов.

Тем не менее президент НРБ Александр Лебедев неоднократно давал понять, что его амбиции простираются куда дальше партнерства с государством. По собственному признанию банкира, авиапром - это "экономика больших чисел, нужно производить сто самолетов в год, чтобы быть рентабельным". Однако без убедительных доказательств НРБ о возможности реанимации авиапрома правительство едва ли допустит к управлению им даже проверенного партнера. Между тем, как отметил на заседании правительства Михаил Касьянов, "государство инвестировало значительные суммы в две крупнейшие лизинговые компании, но эффекта пока не получило". Сумма, о которой шла речь, уточнил заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Исаев, составила 3,2 млрд рублей.

И все же расторгать "брак по расчету" ни одна из сторон, судя по всему, пока не собирается. Сбыт крылатых изделий суперконцерна, согласно замыслам НРБ, должны обеспечить ведущие авиаперевозчики. Блокирующий пакет акций "Аэрофлота" (26%) уже перешел под контроль НРБ, и это, казалось бы, должно еще больше сблизить его с государством, также участвующим в управлении авиакомпанией. Но что выиграет от этой сделки авиастроительная отрасль, пока не ясно.

В течение трех лет "Аэрофлот" затягивал исполнение подписанного еще в 1991 году соглашения о закупке 6 самолетов Ил-96 производства ВАСО, замещая тем временем технику отечественного производства иностранной. На днях суд обязал авиакомпанию выполнить обещание, данное воронежским самолетостроителям. Но надолго ли хватит патриотического порыва у новых совладельцев "Аэрофлота"? По мнению министра транспорта Сергея Франка, наши самолеты сегодня дороже в эксплуатации, чем иностранные. А после событий 11 сентября цены на импортные машины еще больше упали. В результате сегодня один летный час Boeing обходится дешевле, чем летный час любого из аналогичных российских самолетов. Покупая отечественную технику, авиакомпании увеличивают издержки, что в конечном счете приводит к росту стоимости авиабилетов и снижению конкурентоспособности.

В этих условиях владелец блокирующего пакета акций авиакомпании рано или поздно окажется перед дилеммой: если вкладывать деньги в строительство самолетов на ВАСО, "Аэрофлот" очень скоро останется без современных машин. Если же закупать отвечающие мировым стандартам Boeing - пострадает авиастроительная часть бизнеса.

Как сказал автору статьи вице-президент НРБ Сергей Шакин, возможным выходом могло бы стать превращение суперкорпорации из национальной в транснациональную. Предполагается, что это позволит поднять конкурентоспособность российских машин. "Нам нужно кооперироваться в рамках международного разделения труда. Boeing, например, более 30 процентов деталей и запчастей получает из Южной Кореи", - заявил вице-президент. Но если у мировых гигантов авиаиндустрии и так все хорошо, то зачем им российские самолеты? По крайней мере, как сообщили журналу "Финанс." в московском офисе Boeing, о подобных планах там даже не слышали.

Пока в правительстве с подачи группы НРБ тешат себя иллюзиями о невиданном интернациональном самолете, авиаперевозчики требуют хорошо отлаженных и доступных по цене машин незамедлительно. В авиакомпаниях ссылаются на то, что в России на фоне стремительного старения воздушного парка третий год подряд продолжается рост воздушных перевозок. В Минэкономразвития собираются решить проблему обновления парка за счет новых правил импорта самолетов. А главным инструментом решения как раз и должны стать ведущие лизинговые компании, которым собираются предоставить право закупать импортные самолеты на льготных условиях.

Что будет при этом с авиапромом, понять нетрудно. Рыночная стоимость самолета Boeing 767-300 (аналог Ил-96-300) менее $40 млн, что позволяет передавать его в лизинг российским авиакомпаниям по ставке менее $500 тыс. в месяц. Эта сумма сопоставима с предложениями лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" для самолетов Ил-96-300. Защитить рынок можно было бы за счет пошлин на подержанные "иномарки", и об этом правительство слезно просят представители отечественного авиапрома. Аналитики полагали, что убеждать в этом госчиновников будут и представители Национального резервного банка, который теперь является владельцем блокирующего пакета акций "Аэрофлота". Однако, прикупив эту авиакомпанию, президент НРБ уже не столь охотно распространяется о закупках российских самолетов через лизинговую компанию. Ясно, что в подобных обстоятельствах затея с национальной авиастроительной корпорацией скоро умрет "естественной смертью".

Пока решение вопроса о снижении пошлин (или отмене их вообще) на иностранные самолеты в правительстве отложено на три месяца. Однако большинство аналитиков считает, что, предоставляя лизинговым компаниям льготы на ввоз иностранной авиатехники, целесообразно требовать от них гарантий на закупку российских самолетов. Иначе эти компании полностью переключатся на лизинг западной техники, а отечественный авиапром так и не сможет выйти из "инвестиционной" комы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль