Дрейфуя в сторону вечности

80
"Финанс." продолжает писать о наиболее заметных "немосковских" премьерах "Золотой маски". Сегодня в обзоре - спектакли гостей из Екатеринбурга, Казани и Омска.
"Каштанка" Екатеринбургского ТЮЗа - спектакль на редкость трогательный. Чеховская история о "молодой рыжей собаке - помеси таксы с дворняжкой" проста, искренна и знакома с детства. "Вот одно из моих детских впечатлений, быть может, самых ранних: зима, Улан-Удэ, деревянный дом, воздух такой, какой бывает только от натопленной печи. Я лежу больной. Чей-то голос читает мне "Каштанку". Мама? Радио? Этого я уже не помню, зато помню свои ощущения. Мне горько", - вспоминает режиссер Вячеслав Кокорин. Ему удалось переплавить мимолетные впечатления детства в мастерски срежиссированную постановку, где герои - гусь Федор Тимофеевич (Александр Викулов), кот Иван Иванович (Владимир Дворман) и, конечно же, сама Каштанка, как и положено животным, не произносят ни слова. Образы получаются живыми, рельефными, выстроенными за счет потрясающей мимики актеров. Каштанка в исполнении Натальи Кузнецовой шаловлива и женственна, задириста и боязлива, беззащитна и легко ранима. Ей как-то сразу веришь - с первых же жестов, с первых же движений. И хоть спектакль и уступил "Золотую маску" в категориях "Лучший спектакль малой формы" и "Лучший режиссер", он по праву удостоился симпатии жюри.

Спектакль Казанского ТЮЗа "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по одноименной пьесе Тома Стоппарда претендовал на награду сразу в двух номинациях: "Лучший спектакль большой формы" и "Лучший режиссер" (Георгий Цхвирава). Том Стоппард - драматург сложный, интеллектуальный, заставляющий зрителя думать и задавать себе "проклятые" вопросы: что есть жизнь, что есть смерть, существует ли трагическое предопределение или человек сам выбирает свою судьбу?

Посылка сюжета взята Стоппардом из шекспировского "Гамлета". Но современный английский драматург сильно смещает акценты: Розенкранц (Михаил Меркушин) и Гильденстерн (Роман Ерыгин) из второстепенных персонажей, друзей-предателей принца, превращаются в главных действующих лиц. Их маленькая смерть, почти незаметная у Шекспира на фоне финальной резни, становится у Стоппарда главным смыслом и единственной целью действа: ради их нелепой казни оказывается запущенным весь роковой механизм трагедии.

Словно вставные новеллы, вклиниваются в ткань постановки многочисленные сцены с бродячими артистами. "Спектакль в спектакле" подается режиссером как талантливый фарс, в котором все условно, карикатурно и гротескно. Режиссера отличает и любопытное решение сценического пространства. Он не только активно использует площадку сцены, но и перемещает часть действия под пол: Гамлет, будто чертенок из табакерки, то и дело появляется из подземелья, принося с собой яркий и навязчивый джазовый мотив.

Розенкранц и Гильденстерн - герои неопределенности. Они оказываются потерянными в неизвестности, они двигаются, будучи не в силах определить, куда и зачем. Они мучаются этой неопределенностью, пытаются ее хоть как-то разрешить и все время размышляют о смерти. Как определяет сам Стоппард, они "дрейфуют в сторону вечности, не рассчитывая ни на отсрочку, ни на объяснение".

"Брат Чичиков" Омского академического театра драмы - постановка масштабная. За основу режиссер Сергей Стеблюк берет не канонический гоголевский текст, а фантастические вариации на тему "Мертвых душ" по пьесе Нины Садур.

...Над сценой подвешена бричка. Она раскачивается и несется, увлекаемая бегом жутковатых коней-чертей. Несется в ней и Чичиков (Владимир Майзингер) - навстречу ли своему обогащению, своей ли погибели? А впрочем, брат Чичиков нынче не один: к традиционным героям-помещикам Садур добавляет и еще одного персонажа - таинственную незнакомку (Марина Кройтор). Она-то и нашептывает Петру Иванычу мысль о покупке мертвецов. Но с желающего торговать чужими душами она берет роспись кровью. Незнакомка соблазнительна и неуловима. Она одновременно существует и не существует. И во время спектакля зритель не раз задает себе вопрос: а не есть ли она собственная чичиковская душа?

Помещики у Стеблюка получились довольно хара'ктерными: двусмысленно-услужливый Манилов, злобно лающий Собакевич, еле держащийся на ногах Плюшкин, палящий из ружья Ноздрев и Коробочка - чудесная, обольстительная Коробочка, воспылавшая к Чичикову нешуточной вдовьей страстью.

В конце спектакля происходит метаморфоза. Герою приходится расплачиваться за сомнительную сделку с дьяволом. И вот уж перед нами не Петр Иванович Чичиков, а Гоголь собственной персоной - все еще живой Гоголь, лежащий в наглухо заколоченном гробу.

Спектакль интересен, игра актеров талантлива. И все же кажется, что постановке чего-то не хватает. Какого-то единого нерва, какого-то внутреннего напряжения, заставляющего зрителя вжаться в кресло и смотреть затаив дыхание. Образ главного героя как-то блекнет в сравнении с тем же Ноздревым (Валерий Алексеев), или Коробочкой (Валерия Прокоп), или Плюшкиным (Евгений Смирнов). И порой нескончаемой тоскою звучит пушкинский рефрен: "Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна..."

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36.29%
  • Подумываю об этом 26.61%
  • Нет, пока никаких перемен 27.42%
  • Это секрет! 9.68%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль