Евгений Наздратенко: "Я работаю, и точка!"

45
Около двух месяцев назад премьер-министр Михаил Касьянов отстранил от должности председателя Госкомрыболовства России Евгения Наздратенко. Формальным поводом послужили якобы задержка в оформлении квот на вылов рыбы и попытка изменить их размеры, утвержденные правительством. Ровно через месяц после отстранения глава комитета, в соответствии с действующим законодательством, собственным приказом восстановился в должности и приступил к работе. В новейшей истории российской власти это случай беспрецедентный. О причинах "аппаратной революции", которую премьер решил начать с Госкомрыболовства, Евгений Наздратенко рассказал в интервью корреспонденту журнала "Финанс." Александру Кривцову.
- Существует ли нормативный механизм отстранения от должности руководителей в ранге федеральных министров, их заместителей и т. д.? Какова была реакция Белого дома на ваше "самовосстановление"?

- Конечно, существует. Это Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации". В нем есть статья 14, которая называется "Ответственность государственного служащего". В пункте 2 этой статьи указано, что "государственный служащий может быть временно, но не более чем на месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности". По истечении 30 календарных дней после временного отстранения должностного лица должно последовать распоряжение главы правительства о дальнейшей судьбе чиновника: либо восстановить, либо освободить его от занимаемой должности. В моем случае этот срок истек 14 марта, а распоряжения Касьянова об окончательном увольнении так и не последовало. Поэтому в соответствии с упомянутым законом я вновь приступил к исполнению обязанностей председателя Госкомитета РФ по рыболовству.

Что же касается вопроса о реакции Белого дома на сей поступок, то здесь, я думаю, ничего нового от меня вы не услышите. Поскольку информацию об этом сам я получал из СМИ. Могу сказать лишь одно: независимые юристы сочли мое восстановление в должности правомерным.

- Татьяна Разбаш, пресс-секретарь премьера, недавно заявила, что 15 мая правительство рассмотрит "предложения Минэкономразвития" по упразднению комитета. Не означает ли это, что задача переложена на ведомство Германа Грефа?

- Она никак не может быть переложена на Минэкономразвития. Подобные решения вправе принимать только президент по предложению правительства. Минэкономразвития должно лишь подготовить проект об упразднении ведомства и передать его на рассмотрение правительства. Кстати, на проект Минэкономразвития пришло нелестное заключение из аппарата правительства, там потребовали более весомого обоснования упразднения Госкомрыболовства. Заседание же правительства, на котором будет обсуждаться вопрос о судьбе государственного комитета, действительно, запланировано на 15 мая. После него Белый дом должен представить свои предложения президенту. А президент, насколько мне известно, считает ликвидацию Госкомрыболовства "нецелесообразной". Об этом он прямо сказал в Санкт-Петербурге на встрече с губернаторами регионов Северо-Западного федерального округа. Рано о чем бы то ни было говорить. Могу утверждать только одно: пока я стою во главе комитета, я положу все силы на то, чтобы в рыбохозяйственном комплексе страны отстаивались прежде всего государственные интересы. Я работаю, и точка.

- Некоторые СМИ утверждают, что в феврале 2001 года вы были назначены главой Госкомрыболовства в обмен на отказ от участия в губернаторских выборах в Приморье. Так ли это?

- Глупости! Я дважды участвовал в губернаторских выборах и оба раза побеждал... И даже успел отработать в должности губернатора Приморья после вторых выборов 9 месяцев. Но усилиями некоторых "реформаторов" в Москве был умышленно поставлен в такое положение, что мог пострадать уже авторитет президента. Если помните, в Приморье зимой 2000-2001 годов они спровоцировали энергетический кризис, а телевидение запудрило россиянам мозги, что жители края из-за Наздратенко вымерзают, хотя это была откровенная ложь! Допустить удара по авторитету президента было нельзя, и я добровольно попросился в отставку. Край мне был дороже места губернатора. Как только я ушел - кризис прекратился, вот чудо-то, правда? Предложение занять должность председателя Госкомрыболовства поступило от президента уже в Москве, а мнение Путина я уважаю. Это предложение показалось мне интересным, и я принял его, стремясь оправдать оказанное доверие.

Вообще, идея упразднения Госкомрыболовства крайне глупа. Более того, губительна! В ней много от мелочной мстительности руководителю комитета, оказавшемуся неугодным для некоторых чиновников. Вместо того чтобы усилить руководство отраслью, передав ему такие же полномочия, которыми обладало Министерство рыбного хозяйства в советские времена, они собираются растащить его по четырем ведомствам. То есть фактически окончательно добить государственное управление рыбохозяйственным комплексом. А ведь еще не так давно, еще до развала Союза, особенно при министре Николае Ишкове, великолепном специалисте и организаторе, рыбаки производили в год 12 млн тонн продукции. Разумеется, с руководителей министерства спрашивали за состояние отрасли "по полной программе". И неважно, кто сидит в кресле министра - Наздратенко, или кто другой.

Между тем годами не принимается ни закон о рыболовстве, ни Положение о Госкомитете отрасли, ни другие наши предложения, направленные на наведение государственного порядка в рыбохозяйственном комплексе. Мы как бы есть, но как бы нас и нет. И видимо, этот "порядок" определенным людям, обладающим властью, на руку, они, судя по всему, из этого "порядка" умеют извлекать выгоду для себя.

- Какова, на ваш взгляд, истинная причина отстранения от должности Евгения Наздратенко?

- Это длинная история. В декабре прошлого года по решению Правительства РФ у Приморского края было изъято 30% промышленных квот в государственный резервный фонд для последующего распределения. Далее, в результате совещаний с представителями администраций субъектов Федерации и федеральных ведомств Приморью вернули из резервного фонда 42% квот на вылов минтая.

Госкомрыболовство провело анализ поступивших от администрации Приморского края предложений по распределению квот между предприятиями. Нами было выявлено, что власти Приморья формально, недемократично отнеслись к организации конкурса, не придерживались установленных критериев. Об этом свидетельствуют и отсутствие документального подтверждения протоколов конкурсов, внесение изменений в предложения конкурсного распределения без участия Приморского рыбохозяйственного совета, которые были утверждены ранее. В адрес Госкомрыболовства поступили десятки обращений от рыбодобывающих предприятий с жалобами на администрацию края. Не в полной мере власти Приморья учли наличие производственных мощностей и традиционность промысловой деятельности, а также социальную значимость некоторых предприятий. Профсоюз рыбаков Приморья организовал акции протеста против такого волюнтаристского распределения квот, отправил во все властные инстанции федерального центра, в том числе и в правительство, гневные телеграммы.

Администрация Приморского края не представила нам, в Госкомитет, сведений о количестве заявителей для участия в конкурсном распределении квот и о том, кому и по каким причинам было отказано. Изучив представленные документы по каждому предприятию и учитывая факты, часть из которых я вам сейчас привел, Госкомрыболовство посчитало целесообразным утвердить в полном объеме промышленные квоты на 2003 год по предприятиям Приморского края (в Дальневосточном промысловом бассейне), обоснованность наделения которыми не вызывала у нас никаких сомнений.

Администрации Приморского края было предложено представить до 15 февраля 2003 года в Госкомрыболовство аргументированные предложения по распределению остатка квот между пользователями, оформленные в установленном порядке.

Ответом нам были организованные под заранее заказанные объективы федеральных телеканалов "обиженными" компаниями протесты против "безобразного промедления" Госкомрыболовства (лично меня отметили особо) с выпуском приказа, закрепляющего решения администрации по распределению квот. А вот у меня вопрос: мог ли я оформлять приказом решение, где семи компаниям, за которыми прозрачно присутствуют интересы самого губернатора и краевого начальства, выделили львиную долю квот, а остальным оставили малую толику? Причем "остальные" - это добытчики, которые "держат берег", являются градообразующими предприятиями. Несмотря на все уговоры и убеждения, издать такой приказ я не мог. Результат вам известен. Меня отстранили от должности и уговорили моего заместителя подписать это решение.

- Заместитель Генерального прокурора РФ Владимир Колесников недавно объявил о своем желании допросить Михаила Касьянова в рамках "рыбного дела", связанного, по версии Генпрокуратуры, с прошлогодним убийством в Москве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Совершалась ли какая-либо "выемка документов" в Госкомрыболовстве?

- Нет. Никакой "выемки" документов в Госкомрыболовстве не было. Все истребованные документы мы предоставили сами. Генпрокуратура проводит комплексную проверку деятельности рыбной отрасли, в частности, на Дальнем Востоке, Балтике и Каспии. Осуществляет проверку документов, интересующих ее в той или иной степени. Так же и Счетная палата - проводит проверку своевременности и полноты поступлений в федеральный бюджет денежных средств от реализации квот на вылов водных биологических ресурсов...

- Как действует система государственного регулирования отрасли в развитых странах за рубежом? Применяются ли там аукционы по продаже "рыбы в воде", которые у нас проводит Минэкономразвития "с целью наполнения федерального бюджета"?

- Очень полезно иногда бывает обратиться к опыту зарубежных стран. Я могу, в качестве примера, предложить вам рассмотреть норвежскую систему квотирования, где уже с начала века квоты на вылов являются частной собственностью и могут передаваться по наследству. Если рыбак не может освоить квоту, он может продать ее. Право же наследования рождает традиции в отрасли, а те, в свою очередь, - добросовестное отношение к биоресурсам.

Формирование аналогичных традиций в России - привязанности к своему делу, ответственности перед страной, государством и партнерами - является сложной и долговременной задачей, которую тем не менее можно было бы решить с помощью механизма закрепления квот за предприятиями. Между прочим, в Норвегии и лесные угодья находятся в частных руках, и каждый лесник несет ответственность за свой участок леса. Наша задача сделать так, чтобы каждый рыбак ощущал ответственность за море, которое его кормит.

У нас, в перспективе, система распределения квот могла бы выглядеть следующим образом. Квота может быть продана в вечное пользование или сдана в долгосрочную аренду. А прибыль можно получать как с улова, так и в случае продажи квоты. С квоты, поскольку она является собственностью, уплачивался бы налог на имущество, что приносило бы постоянные доходы государству. Этот механизм немного напоминает рынок акций. Кому захочется терять из-за какого-либо нарушения квоту, владельцем которой он являлся на протяжении многих лет? В свою очередь, конфискованные у нарушителей квоты могут быть реализованы через систему аукционов. Подобная схема способствовала бы улучшению инвестиционного климата в отрасли, квоты могли бы выступать и в качестве залога по кредитам. Что же касается вопроса о нынешних аукционах, то могу вам сказать, что ни в одной из цивилизованных стран нет аукционов по продаже "рыбы в воде". В слаборазвитых африканских странах - да, есть. Но разве нам на них надо равняться? У них и флота-то рыболовного никогда не было своего. Если где и проводятся настоящие аукционы, то только на берегу, по результатам лова. Существует нормальный рынок, где покупатель видит товар, может выбрать продукцию. Нам надо стремиться к проведению таких аукционов с привлечением современных электронных технологий, Интернета. И мы, кстати, разработали форму такого аукциона. Законодательство страны от современных электронных технологий отстает, а мы - готовы.

- В чем, на ваш взгляд, причины роста криминализации и браконьерства в рыбной отрасли?

- Далеко не все знают, что действия, которые мы для простоты называем браконьерством, включают в себя несколько явлений - это и незаконный вылов, и контрабанда... Но львиную долю подобных преступлений составляют значительные превышения рыбаками выделенных и покупаемых на аукционах квот. Размеры этого явления переходят все мыслимые границы.

Причин множество, но основными, на мой взгляд, являются, во-первых, отсутствие надлежащего государственного контроля над объемами вылова и размерами доходов предприятий, а во-вторых - стремление рыбаков покрыть издержки от значительного превышения на аукционных торгах реальной стоимости рыбы. Аукционы на "рыбу в воде" - вот причина беспредельного браконьерства в морях, одна из предпосылок криминализации отрасли, войны рыбаков с пограничниками...

К сожалению, в условиях, в которых нашей отрасли сейчас приходится как-то существовать и развиваться, организация действенного контроля над добывающими судами практически невозможна. В рыночных условиях альтернативный механизм контроля предполагает комплекс адекватных мер: либерализацию условий хозяйствования, с одной стороны, и создание нормативной базы, исключающей уклонение от фискальной нагрузки, - с другой. Однако у нас все произошло с точностью до наоборот. Государство почти утратило рычаги контроля в отрасли, а условия для бизнеса оказались гораздо более либеральными за рубежом. В результате переловы превосходят полученные законные квоты порой в 5-6 раз, а выловленная рыба вывозится за рубеж. Там же вращаются и основные средства, что не улучшает инвестиционного климата в отрасли.

Есть и другие причины массового браконьерства. У нас не создано условий для развития рыбопереработки. С российской налоговой системой рыболовецким компаниям выгоднее вывозить сырье, продавать его даже на демпинговых условиях, нежели вкладывать деньги в развитие собственного производства. Глупо отрицать очевидный для всех факт: российские порты непривлекательны для отечественных и иностранных рыбаков. Главную роль здесь играет чрезмерное количество контролирующих инстанций и как следствие высокий уровень коррупции. Рыбаки же никак не защищены от произвола проверяющих чиновников.

Это значит, что необходимо приложить максимум усилий, чтобы сделать государственный контроль в области рыболовства более эффективным. Важно стимулировать развитие глубокой рыбопереработки на российских берегах: нельзя допускать, чтобы все наши уловы в виде сырья уходили к чужим берегам и возвращались к нам в виде готовой и дорогой продукции, нужно самим производить товары высокого качества. Мощностей и трудовых ресурсов судовых и береговых перерабатывающих комплексов для этого вполне достаточно.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль