Заболели - полечитесь

49
В Тамбове прошло заседание Государственного совета, посвященное реформе обязательного медицинского страхования (ОМС). Планируется, что в результате преобразований в ближайшие три-четыре года россиян станут лечить лучше, а врачи будут больше получать. Осталось решить небольшой вопрос - где взять деньги?
Система ОМС возникла как альтернатива бесплатной медицине. В 1993 году в соответствии с законом "О медицинском страховании граждан РФ" за работающее население платят работодатели в размере 3,6% единого социального налога. Большая часть этих средств (3,4%) поступает в территориальные фонды ОМС, оставшиеся 0,2% - в Федеральный фонд ОМС, созданный специально для выравнивания условий финансирования программ ОМС в регионах.

Выплаты за неработающих граждан (пенсионеров, льготников, школьников и т. д.) производятся из региональных бюджетов. Однако размеры этих отчислений не установлены. Как правило, собственных средств у местных властей не хватает, поэтому финансирование ОМС осуществляется по остаточному принципу.

По оценкам Минэкономразвития, в 2002 году Федеральный фонд ОМС аккумулировал около 5 млрд рублей. Тогда как дефицит бюджета всей системы ОМС превышает 40 млрд рублей. При этом задолженность работодателей и консолидированного бюджета субъектов РФ составляет свыше 130 млрд рублей. По итогам 2002 года территориальные программы ОМС в среднем по России были профинансированы на 86%. По данным Главного контрольного управления при Президенте РФ, в ряде регионов (Ингушетии, Бурятии, Хакасии) уровень недофинансирования превышает 50%.

Главное - импульс

О реформировании ОМС чиновники говорят с 1996 года. С тех пор разные министерства и ведомства предлагали свое видение системы ОМС, но соответствующие законопроекты, как правило, не доживали даже до первого чтения в Госдуме. В 2002 году очередную попытку предприняло Минэкономразвития. В его недрах появился прообраз закона, который на прошлой неделе был внесен в правительство. Планируется, что в мае он уже поступит в Думу.

Надо отметить, что проект документа был готов летом прошлого года, однако процесс согласования сильно затянулся. Казалось, уже и этот вариант реформы ОМС канет в Лету, но тут вмешался президент. В начале 2003 года он поторопил правительство утвердить концепцию реформы и поскорее отправить законопроект в парламент.

Правительство стремится создать такую систему ОМС, чтобы деньги по обязательному медстраху шли только на оплату медицинских услуг. Сегодня на эти цели тратится только треть всех средств ОМС. Основная проблема - обеспечить страховые взносы за неработающее население. Региональные бюджеты с такой нагрузкой не справляются. Кроме того, по словам Владимира Путина, ОМС буксует из-за того, что в системе реально не работают страховые принципы. "Сегодня невозможно обеспечить финансирование равного минимума медицинских услуг на региональном уровне", - заявил президент на заседании Госсовета. В 2002 году в 24 субъектах РФ страховой взнос на неработающее население составил 100 рублей, в 19 регионах - от 100 до 200 рублей на человека.

Курсом к победе

Законопроект "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ", который одобрило правительство, определяет основные направления реформы медстраха: изменение финансирования системы ОМС, внедрение единой системы стандартов и развитие нормативно-правовой базы медицинского страхования и здравоохранения в России.

В большинстве медучреждений РФ услуги оплачиваются не за оказанную помощь - отсутствует методика расчета, - а по количеству койко-мест и численности персонала. "Это в корне неправильно и вообще не соответствует принципам реального страхования", - считает зампред подкомитета ГД по здравоохранению, президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Татьяна Яковлева. Нужен другой принцип - адресная медицинская помощь. Она позволяет в любой момент проследить, когда, сколько и на какие цели были потрачены средства. Однако перед законодателями встал вопрос, где взять точный список потребителей медпомощи с указанием категории населения, уровня дохода и т. д.

Выяснилось, что существующая система ОМС за 10 лет не собрала таких данных. Наиболее полный регистр населения, отвечающий нуждам реформы ОМС, можно найти в Пенсионном фонде РФ (ПФР). "В нем есть информация обо всех работающих, пенсионерах, детях, относящихся к категории получающих пенсию, - поделился с корреспондентом журнала "Финанс." один из разработчиков закона. - В нем нет только данных о небольшой группе детей".

Следующим этапом стал расчет тарифов на медпомощь. В регионах, где система ОМС работает наиболее успешно, правительство решило провести в 2003 году эксперимент с привлечением ПФР. Он заплатит за каждого пенсионера по 525 рублей. По прогнозам разработчиков закона, к концу года можно будет собрать информацию для расчета новых тарифов и выработать единую систему стандартов. В результате исчезнет такая практика, когда, к примеру, стоимость медуслуг при лечении насморка разнится в зависимости от региона в несколько раз.

ПФР - наш рулевой, но ненадолго

Для того чтобы Пенсионный фонд начал платить за пенсионеров, главы местной администрации должны заключить специальное соглашение с территориальными фондами ОМС, ПФР и Минфином. В нем будет зафиксирован размер выплат за неработающих, которые заплатят из местных бюджетов (также 525 рублей на одного человека). Региональные власти вправе отказаться от помощи ПФР. По итогам 2001 года 32 территории из состава РФ были в состоянии заплатить страховые взносы за неработающих в полном объеме без субсидий из центра.

Планируется также изменить пропорцию отчисления доли ЕСН в Федеральный фонд ОМС. По мнению замглавы Минэкономразвития Михаила Дмитриева, размер этих вычетов может увеличиться с 0,2% до 1,5%. Министр финансов РФ Алексей Кудрин скромнее в прогнозах. Он считает, что их размер должен составить 1,2% ЕСН.

Большинство разработчиков закона об ОМС считают его достаточно "удачным" и нужным. "Исходя из расчетных данных, уже к 2004 году можно будет решить вопрос о финансировании системы ОМС без амортизации", - заявил журналу "Финанс." руководитель департамента сферы услуг Минэкономразвития Василий Дунин. В результате к 2007 году можно будет ликвидировать дефицит системы ОМС и перевести ее на "самоокупаемость".

Но у закона есть ряд существенных недостатков. По мнению главы подкомитета ГД по страхованию Александра Коваля, участие ПФР предусмотрено только на 2003 год. Где найдет деньги правительство, чтобы перевести к 2007 году на новые принципы ОМС все субъекты РФ, пока неизвестно.

Недовольство высказывают и многие губернаторы. Соглашение с ПФР и Минфином накладывает на региональный бюджет обязательства. Кроме того, сократятся поступления в территориальные фонды ОМС. Денег в регионах станет меньше. Но самое главное - принятие закона об ОМС потребует разработки дополнительных нормативно-правовых актов ("О защите прав пациента", "Об обязательном страховании профответственности врачей" и т. д.). Не исключено, что на их обсуждение уйдет не один год.

Но лучше верить в хорошее. Тем более что эксперимент с ОМС обеспечит некоторым пенсионерам как минимум сносное медобслуживание. Пусть даже только в этом году.

СТОИМОСТЬ некоторых медицинских услуг, которые оплатит страховая компания: анализ крови - 3 рубля, прием врача-терапевта - 27 рублей, вызов врача на дом - 35 рублей 87 копеек. На обслуживание одного пациента положено 12 минут. Очевидно, что такие расценки и требования вряд ли положительно влияют на качество медобслуживания.

К тому же оказывается, что врачам выгоднее лечить тяжелобольных пациентов - оплата выше, так как есть четкие расценки.

В МЕДИЦИНЕ ВСЕ ПЛОХО

За последние пять лет уровень первичной заболеваемости в России вырос на 10%, а общей - почти на 15%. Основные причины кроются в нехватке средств, которые идут на медицинское обслуживание граждан. По данным Главного контрольного управления при Президенте РФ, на развитие отрасли тратится около 3,5% ВВП в год, тогда как допустимый уровень составляет 5%.

Износ медицинского оборудования в России превышает сегодня 60%, зданий и лечебнопрофилактических учреждений - 50%. Зачастую выделяемые средства на модернизацию основных фондов используются неэффективно. Вместо того чтобы закончить начатое строительство новых зданий, приступают к строительству новых площадей. В 2000-2001 годах объем незавершенного строительства увеличился в 2,5 раза.

Многие граждане РФ не обеспечены полисами обязательного медстрахования. Например, в Ингушетии страховками обеспечено 49% населения республики, в Республике Марий Эл - 52%, в Северной Осетии - 53%.

В курсе

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ передал в правоохранительные органы материалы, касающиеся деятельности на территории России немецкой страховой компании Hanse-Merkur Reiseversicherung AG. Страховщик начал распространять по сети Интернет полисы медицинского страхования.

Однако немецкая страховая компания Hanse-Merkur Reiseversicherung AG не имеет лицензии федерального органа на право ведения страховой деятельности на территории Российской Федерации. Поэтому ее действия являются незаконными, поскольку нарушают требования статьи 938 Гражданского кодекса РФ, а также пункт 4 статьи 8 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ".

Поэтому в Минфине решили, что дея- тельность компании на территории РФ относится к компетенции правоохранительных органов.

Министерство финансов РФ внесло на рассмотрение правительства поправки в законопроект "Об изменениях и дополнениях в Федеральный закон "Об организации страхового дела в России"". Чиновники Минфина предложили снять все ограничения по допуску европейских страховщиков на отечественный рынок. Этот законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что он будет принят парламентом до летних каникул. Конкретные сроки начала работы страховщиков будут определены позднее.

Пензенский филиал страховой компании "Прогресс-Гарант" победил в тендере, организованном ОАО "Пензаспиртпром". "Прогресс-Гарант" застраховал гражданскую ответственность предприятий, входящих в промобъединение "Пензаспиртпром", перед третьими лицами. Лимит ответственности превышает 30 млн рублей.

ОСАО "Ингосстрах" и Военно-страховая компания стали уполномоченными страховщиками Сберегательного банка РФ. Они будут заниматься страхованием имущественных интересов кредитного учреждения.

По информации пресс-службы "Ингосстраха", предложенная совместная заявка включает в себя специально разработанные перестраховочные программы.

Кроме того, общая программа страхования для Сбербанка была разработана с учетом стандартов, принятых в международной практике банковского страхования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Финансовый директор это мужская профессия или женская?

  • Конечно, мужская 20.43%
  • Женская, разумеется 4.3%
  • Пол не имеет значения, был бы специалист хороший 75.27%
результаты

Рассылка





© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
  • Смотреть вебинары. Регистрация на ближайший уже открыта, приходите (раздел «Вебинары»)
  • Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Доставка новостей

Подпишитесь на рассылку и получайте решения, которые пригодятся Вам в работе. Бесплатно.