Будущих пенсионеров лишили голоса

52
Закон об инвестировании накопительной части пенсии предписывает до 21 апреля определить список частных управляющих компаний, которым российские граждане могли бы доверить накопительную часть своих пенсий для последующего инвестирования. Однако по состоянию на 1 апреля ни один из необходимых подзаконных актов не был принят, так что частные управляющие компании могут лишиться возможности управлять деньгами будущих пенсионеров.
Нельзя сказать, что подобное развитие событий стало полной неожиданностью для разработчиков пенсионной реформы или для ее участников - частных управляющих компаний (ЧУК) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Эксперты не раз подчеркивали, что государство скорее всего сделает все от него зависящее, чтобы не расставаться с деньгами "будущих пенсионеров". Понять власти легко, ведь речь идет о миллиардах долларов. По словам экспертов из ЧУК и НПФ, в случае, если накопительная часть пенсионных денег реально была бы передана под управление частных организаций, на финансовые рынки страны могло бы прийти от $4 до $5 млрд.

Однако отменить реформу пенсионной системы в целом означало бы поставить под вопрос либерализм нашего правительства. Поэтому, принимая во внимание то, как развивались события, избрали другой вариант. Реформу начали потихоньку тормозить или, вернее, забалтывать. К закону "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" необходимо было принять еще 11 подзаконных актов, в частности тот, который определял бы условия деятельности и критерии отбора ЧУКов. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева, проекты постановлений (а по их согласованию было проведено в общей сложности 25 совещаний) более 20 раз вносились ответственными ведомствами в правительство. Только Минэкономразвития шесть раз вносило постановление об управлении накопительными средствами. Так что заседаний и обсуждений было более чем достаточно. Тем не менее к 1 апреля был принят только один подзаконный акт, и тот по поразительному стечению обстоятельств призван регулировать не деятельность ЧУКов, и не критерии их отбора, а исключительно деятельность ГУК в лице ВЭБа. В результате теперь, по словам Михаила Дмитриева, "даже если правительство в спешном порядке утвердит все в апреле, граждане смогут отдать средства на управление в ЧУК не с 1 января 2004 года, а не раньше 1 мая 2004 года".

Михаил Дмитриев признал, что в январе, когда был принят "акт о ВЭБе", многим показалась подозрительной подобная "нерасторопность" российских властей. Однако тогда авторы пенсионной реформы посчитали, что бить тревогу преждевременно. "В январе, когда произошло назначение ВЭБа, никто не мог знать, что документы не будут приняты. А в этом случае спешить не имело смысла", - подчеркнул он. Теперь спешить уже некуда - из-за срыва сроков реализации реформ все российские граждане автоматически станут "молчунами", то есть людьми, не отдавшими предпочтение той или иной ЧУК. А их деньги перейдут к ВЭБу.

И не банк, и не УК

Кстати, назначение последнего государственной управляющей компанией, которой предстоит инвестировать накопительную часть пенсий россиян, уже вызвало волну критики со стороны либерально настроенных экономистов. Так, заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Николай Брусникин в интервью агентству Pensionline.ru заявил, что придание ВЭБу этой функции вызывает у него ряд опасений. "Во-первых, у ВЭБа отсутствуют банковская лицензия и лицензия управляющей компании. Строго говоря, в соответствии с законом "О банках и банковской деятельности" он не может вообще называться банком. Отсутствие лицензий ставит его в весьма привилегированное положение: как не банк он не поднадзорен Банку России, хотя на практике осуществляет функции коммерческих банков. То же будет справедливо и при осуществлении им функций управляющей компании для средств пенсионных накоплений", - считает Николай Брусникин. Тем не менее на сегодняшний день совершенно ясно, что именно ВЭБ будет единственной УК, под контроль которой будет передана накопительная часть пенсий россиян в 2003 году. И составить ему конкуренцию ЧУКи не смогут, так как их фактически отлучили от пенсионных денег.

"Проблема не там, где ее ищут"

Итак, пенсионная реформа оказалась фактически сорванной. Однако это вызвало недовольство только у Минэкономразвития, разработавшего проект реформы, и у ЧУКов, которым, по-видимому, придется проститься со своими надеждами на получение накопительной части пенсий для дальнейшего инвестирования. Чиновники же Минфина и представители финансовых властей, напротив, излучают уверенность в лучшем будущем реформы и призывают не драматизировать ситуацию и "не искать в темной комнате черную кошку, особенно если там ее нет". Примерно так охарактеризовала действия авторов и сторонников реформы заместитель министра финансов РФ Белла Златкис. По ее словам, "поезд реформы не ушел", документы еще можно успеть принять, а "проблема не там, где ее все ищут". Пенсионная реформа, по убеждению заместителя министра финансов, упирается в отсутствие "качественных активов" для инвестирования. Вкладывать в корпоративные ценные бумаги можно лишь малую часть пенсионных денег, к тому же ВЭБ почти наверняка откажется от этих финансовых инструментов, сославшись на высокие уровни риска подобных инвестиций. Да и многие ЧУКи в преддверии начала реформы поспешили заявить, что они не будут вкладывать деньги будущих пенсионеров в акции.

В результате чуть ли не единственной сферой для инвестирования накопительной части пенсий остается рынок ГКО. Однако он, как вполне справедливо подчеркнула Белла Златкис, просто не сможет вместить все "пенсионные деньги". К тому же государству, безусловно, невыгодно увеличивать объем внутреннего долга, так что инвестирование накопительной части пенсий вряд ли отвечает интересам финансовых властей. Да и интересам пенсионеров тоже, благо доходность по ГКО и ОФЗ сейчас рекордно низкая и вряд ли вложения в эти финансовые инструменты позволят уберечь деньги пенсионеров от губительного действия инфляции. Тем паче что последняя в 2003 году почти наверняка превысит заложенный в бюджете уровень, да и в следующие годы она вполне может оказаться выше прогнозируемой и выше доходности по государственным ценным бумагам.

Победил Минфин

Однако один "качественный актив" с точки зрения Минфина все же есть. В соответствии с законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" управляющие компании имеют право инвестировать до 35% в государственные облигации одного выпуска. В принципе ничто не препятствует ВЭБу в полном соответствии с законом вкладывать третью часть от накопительной части пенсий в облигации, номинированные в иностранной валюте, то есть в еврооблигации. Чем, собственно говоря, уже успешно занимается Пенсионный фонд России (ПФР).

Если верить его председателю Михаилу Зурабову, то только в марте 2003 года фонд приобрел 30-летние евробонды на общую сумму 3,2 млрд рублей. Учитывая, что в 2003 году России предстоит выплатить в общей сложности $17 млрд по внешним долгам и что только в апреле она должна осуществить выплаты на сумму $1 млрд внешним кредиторам, то можно понять, насколько инвестиции ПФР - а впоследствии ВЭБа - помогут финансовым властям страны. Целенаправленная деятельность по выкупу российских внешних долгов вполне вписывается в генеральную концепцию Минфина о том, что "центр тяжести" должен быть перенесен с внешнего долга на внутренний и что к концу следующего года объем внешней задолженности России должен сократиться до 28% от общего объема национального ВВП.

Решение задачи рефинансирования государственного внешнего долга становится особенно актуальным сейчас, когда до президентских выборов остается меньше года. Уже вполне очевидно, что правительству не удастся выполнить "президентский наказ" и увеличить темпы экономического роста в России до 6-8% в год. Так же маловероятно, что будет достигнута вторая цель и инфляция действительно удержится по итогам года в отведенных ей рамках от 10% до 12%. В результате "долговое направление" может стать чуть ли не единственным успехом кабинета министров Михаила Касьянова. Однако для того, чтобы правительству удалось рефинансировать значительную часть внешней задолженности, необходимо, чтобы деньги пенсионеров остались под контролем ВЭБа (читай - Минфина). Так что шансы на то, что пенсионная реформа будет заморожена по крайней мере до конца 2003 года, а в худшем случае до середины 2004 года, весьма велики.

Прямая речь

Вадим Сосков, вице-президент «Атон Ассет Менеджмент»

Я бы не стал пока предаваться излишнему пессимизму. Говорить о том, что пенсионная реформа в России сорвана "окончательно и бесповоротно", преждевременно. Подобный вывод мы сможем сделать через три недели, то есть в случае, если к 21 апреля необходимые подзаконные акты так и не будут приняты. И прежде всего два главных постановления - об уполномоченном федеральном органе и об условиях проведения конкурса управляющих компаний. Вот тогда наш "сдержанный оптимизм" сменится "чувством глубокого удовлетворения", так как станет окончательно ясно, что российское государство в очередной раз лишило своих граждан права выбора. Вместо того чтобы отдать деньги под управление одной из ЧУК, россияне будут вынуждены "в едином порыве" передать их под управление ВЭБа. Понятно, что говорить в таких условиях о проведении эффективной пенсионной реформы не приходится.

Пока все происходящее задевает почти исключительно интересы ЧУКов. Однако не факт, что пенсионная реформа не будет тормозиться и далее. Если постановления не будут приняты, ЧУКи не получат под управление накопительную часть пенсий. А в начале следующего года, весьма вероятно, та же проблема возникнет у НПФ.

Возможно, что реальной причиной, в силу которой правительство тормозит проведение реформы, является именно долговая проблема. Мы не исключаем, что средства, которые поступят под управление ГУК, будут в конечном счете направлены на выкуп российских внешних долгов. Частные компании не стали бы этого делать, потому что доходность этих активов не слишком привлекательна для инвесторов. Возможно, что часть "пенсионных" денег и пришла бы в еврооблигации, но весьма незначительная. Но кто станет вкладывать в ГКО, доходность которых сейчас ниже уровня годовой инфляции? Государственная же компания не преследует цели увеличения накопительной части пенсий путем инвестирования в высокодоходные активы: она призвана решать проблемы не пенсионеров, а правительства. И это неизбежно скажется на ее деятельности в целом.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Финансового директора могут привлечь к уголовной ответственности?

  • Да, такой риск есть 75%
  • Да, но риск минимальный 8.33%
  • Нет, это невозможно 16.67%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль