Мнения о СРП опять разделились

79
Госдума перенесла назначенное на 21 марта рассмотрение поправок к Налоговому кодексу по соглашениям о разделе продукции, а на прошлой неделе в отеле "Мариотт-Аврора Роял" состоялся неформальный саммит сторонников и противников СРП. Дискуссия плавно переросла в яростный спор, который едва не закончился потасовкой.
В зале собрались в основном все ключевые игроки необъявленного аукциона по СРП. Каждый из выступавших, безусловно, руководствовался государственными интересами, но отстаивал под их прикрытием узкокорпоративные. К тому побуждала баснословная цена вопроса - суммарные налоговые льготы, предусмотренные соглашениями в случае утверждения в Госдуме порядка их заключения, исчисляются сотнями миллионов долларов.

Спор вокруг СРП в конце прошлого года вроде бы слегка поутих. Тогда представители Минфина, Минэкономразвития и Госдумы на фоне непрекращающегося роста нефтяных цен решили слегка притормозить процесс реализации СРП и подписали "джентльменское соглашение". Оно предусматривало, что соответствующие ранее принятым решениям Госдумы поправки в Налоговый кодекс будут внесены позже. А пока депутаты пообещали не мешать инвесторам уже действующих проектов - "Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харьягинского. До конца первого квартала 2003 года правительство должно представить свой вариант поправок в НК. Помимо косметической правки с большим трудом выработанной концепции они касаются так называемой оговорки cost-stop, которая предусматривает возмещение прямых затрат инвестора в размере 75% прибыльной продукции. Договорщики определились, что все капзатраты инвесторам будут возмещаться сразу и в полном объеме, а не при помощи амортизационных схем, как предполагали в Минфине.

Однако на коллегии Минэнерго 18 февраля масла в огонь подлил Михаил Касьянов, выступивший фактически с сенсационным заявлением о том, что режим СРП должен применяться "только в качестве исключительной меры по степени необходимости". В переводе с протокольного языка подобных совещаний это означало, что отныне правительство не намерено потакать нефтяным и газовым олигархам в "оптимизации" налоговой нагрузки за счет СРП.

Бочка меда

Вел дискуссию в "Мариотт-Авроре" представитель формально не заинтересованной стороны - глава "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ) Каха Бендукидзе. ОМЗ, действительно, ничего, кроме дополнительных, но весьма выгодных контрактов на поставку нефтегазового оборудования, в проектах СРП "не светит". Первым предложено было выступить вице-президенту "Роснефти" Алексею Кузнецову. Вице-президент обвинил противников СРП в тяжких грехах по несправедливому разделу в 90-х годах всей нефтяной отрасли страны, в результате которого счастливчикам достались самые лакомые куски. Потому они и не заинтересованы в разработке сложных месторождений, что у них нефть "простая и дешевая". Из этого следовало, что у "Роснефти" она сложная и дорогая, и это очень плохо.

Менеджер государственной компании не стал, однако, распространяться о специальном распоряжении правительства от 30 августа 2001 года. В соответствии с этим документом "Роснефть" была назначена главным контролером соблюдения интересов государства при разработке месторождений в режиме СРП. Контроль, как известно, требует дополнительного бюджетного финансирования. Поэтому "Роснефть" представила в Минэкономразвития смету предполагаемых расходов. Из нее следовало, что только водители нового "департамента СРП" компании должны были получать зарплату в размере $2 тыс. в месяц. В качестве средства производства для них была запланирована покупка нескольких автомобилей представительского класса Mercedes Benz и BMW по цене $97,6 тыс. каждый. Аналогичные суммы проходили и по другим статьям расходов. Предложенные меры контроля не устроили Минэкономразвития, и смету завернули.

Понятно, что в госкомпании не смогли смириться с таким развитием событий и помимо явного желания восстановить утраченные "контрольные функции" захотели внести еще несколько своих месторождений в список разрабатываемых в режиме соглашений. Но доля "Роснефти" в базовом списке СРП и без того велика, госкомпании, как водится, в ходе передела отрасли достались самые "неудобные" месторождения. Кроме "Сахалина-1" совместно с BP "Роснефть" должна принять участие в проектах "Сахалин-4" и "Сахалин-5", разработке Приразломного и Штокмановского месторождений. В последнее "Роснефти" предстоит вложить около $20 млрд.

Догадки присутствующих о том, что у СРП появится в скором времени множество общественных контролеров, подтвердил сахалинский вице-губернатор Владимир Шаповал. Он заверил всех, что инвестиции в размере $3 млрд в рамках двух уже действующих проектов СРП "Сахалин-1" и "Сахалин-2" позволили мобилизовать на дополнительные заработки все трудоспособное население острова, включая вдов и девушек. Участвовавшие в дискуссии послушно согласились с тем, что в случае успешной разработки месторождений по СРП в стороне от финансовых потоков инвесторов региональная власть не останется. Появляется уникальная возможность пополнить вынужденными пожертвованиями местные бюджеты. Только по двум сахалинским проектам на 2003 год утверждены объемы работ и сметы на сумму $2,976 млрд, по весне на острове вдобавок к 7 тыс. местных строителей ожидают прибытия - 1,5 тыс. энтузиастов СРП с материка.

Сахалинского вице-губернатора, без сомнения, мысленно поддерживают представители местной власти во всех российских регионах, где замечена разработка нефти и газа в режиме соглашений. В том числе - и зам. главы администрации Иркутской области Алексей Соболь, который при удачном стечении обстоятельств сможет получить $12 млрд инвестиций для разработки в "ослабленном" налоговом режиме богатейшего Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Разработку сложных, но перспективных природных залежей Уватской группы усиленно пропагандирует и губернатор Тюмени Сергей Собянин. Режим СРП позволит загрузить свободные мощности области в строительстве, машиностроении, энергетике.

Отъявленных лоббистов СРП в России наберется сегодня, пожалуй, даже больше, чем противников. Как выразился ведущий неформального саммита в "Мариотт-Авроре", "СРП - льготный налоговый режим. Иначе бы вы за него так не бились". И добавил: "Но зачем льготный налоговый режим для динамично развивающейся нефтяной промышленности?"

Вопрос не в бровь, а в глаз

На риторику Бендукидзе задним числом ответил президент компании "ЮКОС-Москва" Василий Шахновский. Он привел несложные, но вполне убедительные расчеты: за пять лет программа СРП лишит доходную часть бюджета $12-15 млрд. К тому же, заметил нефтяник, никто не мешает компаниям инвестировать в геологоразведочные работы и при обычном режиме налогообложения. А избежать проявлений коррупции при заключении выгодных соглашений бизнесу и власти должны помочь чистые помыслы и забота об интересах государства. Шахновский невзначай сообщил также, что в последнее время в нефтяной и газовой отрасли появился новый вид бизнеса. Некоторые компании за 30-процентную долю в проекте, разрабатываемом в национальном налоговом режиме, берутся "пробить" для него на всех уровнях привилегии СРП. Кроме того, представитель "ЮКОСА" попенял чиновникам Министерства природных ресурсов (МПР) за необоснованные попытки отзыва лицензий и передачу их другим владельцам под предлогом введения режима СРП.

Замечательно, что именно "ЮКОС" был главным лоббистом СРП в 1998 году, когда цена барреля нефти упала до $13. Более того, поговаривают, что именно "ЮКОС" финансировал разработку законопроекта по соглашениям о разделе продукции. Если вспомнить недавнюю рекламную кампанию "ЮКОСа" по дискредитации СРП в ведущих российских СМИ, такое предположение не кажется фантастическим. Тот же Ходорковский в 2001 году, когда цены на нефть медленно, но уверенно поползли вверх, первым заговорил о необходимости отмены СРП. Он предложил американцам, упорно лоббировавшим идею соглашений в российском правительстве, вкладываться в отечественные предприятия ТЭКа напрямую. Момент для коммерческого ангажемента был выбран самый подходящий. Им и воспользовалась недавно BP, проигнорировав намеки Михаила Ходорковского на желание разделить собственный бизнес с кем-нибудь из стратегических инвесторов. Однако неугомонный Ходорковский продолжает борьбу с реальными и потенциальными конкурентами относительно легитимными способами. Задача проста - "ЮКОС" разрабатывает сравнительно дешевые по себестоимости добычи месторождения, а поэтому заинтересован в том, чтобы минимизировать налог на прибыль, а не на добычу. На это направлены и все усилия единомышленников самого богатого российского нефтяника.

Лоббисты, "не пальцем деланные"

Главный и самый авторитетный из сподвижников Ходорковского - глава ОМЗ Каха Бендукидзе открыто лоббировать интересы своего машиностроительного холдинга на саммите не решился. Зато решительно поддержал другую креатуру противников СРП - гендиректора "Стройтрансгаз-Ойла" Виктора Отта, которого хотели лишить слова. Расходившейся аудитории Бендукидзе заявил, что гендиректор - "не пальцем деланный" и обижать его никому не позволено.

А гендиректора, судя по всему, действительно обижают. И преимущественно западные инвесторы. В частности, участники сахалинских проектов Royal Dutch Shell и Exxon Mobil, которые всеми возможными средствами стараются оградить российские компании от подрядов на совместные проекты. Кроме того, зарубежные операторы сахалинских СРП требуют от правительства невмешательства в политику определения внутренних цен на прокачку газа и недискриминационного доступа независимых производителей к трубопроводам, строящимся в рамках соглашений. Однако, по данным главного потенциального подрядчика строительства нефтегазовых магистралей в режиме СРП - ОАО "Стройтрансгаз", доля российских производителей по проекту "Сахалин-2", например, при установленной квоте в 70% едва достигла 25%. Российское участие в "Харьяге" официально декларировалось в пределах 63,8%, фактически же даже не приблизилось к этой цифре. Как считает глава департамента "Стройтрансгаза" Владимир Курочкин, все дело в методике подсчета участия. Западные компании включают в российскую часть проектов даже авиабилеты, купленные в отечественных авиакомпаниях. А от российских труб, подрядов на их прокладку российскими компаниями, закупки другого нефтегазового оборудования отказываются - под предлогом низкого качества работ и оборудования.

Заметки постороннего

Позиция главного федерального лоббиста проектов СРП - Министерства природных ресурсов дает ключ к пониманию смысла всей административной возни вокруг СРП. Не так давно МПР выступило с инициативой, на первый взгляд не имеющей отношения к проектам соглашений. Ведомство Виталия Артюхова предложило отзывать лицензии на разработку месторождений у тех инвесторов, которые не выполняют предусмотренных требований. Это означает, что формально появится повод лишить лицензий большую часть разработчиков природных ресурсов в режиме соглашений. Но практически все 27 месторождений, уже включенных Госдумой в перечень участков недр, разрабатываемых на условиях СРП, уже распределены между компаниями. Чтобы их перераспределить, надо сначала их отнять, что и предлагает МПР. Выходит, Виталий Артюхов стал главным выразителем новых приоритетов правительства в проектах СРП.

На эту тонкость практически никто из участников дискуссии не обратил внимания. Между тем именно в МПР предложили "легитимный" механизм перераспределения налоговых преференций по проектам СРП. Поэтому можно не сомневаться, что ожидаемые в Госдуме новые поправки правительства к законам, затрагивающим соглашения, будут строго выдержаны в духе последних заявлений российского премьера.

По сути же у власти сегодня нет никакого осмысленного представления о том, как распоряжаться в обозримой перспективе богатейшими энергетическими ресурсами страны. Кроме досужих разговоров об Энергетической стратегии, фактически не делается ничего для ее разработки и обсуждения. В Белом доме нет и ясного представления о позиции РФ при вступлении в ВТО. Западные переговорщики требуют от нас уравнивания внешних и внутренних цен на энергоресурсы в качестве главного условия членства в международном торговом клубе. Понятно, однако, что России это невыгодно. Но чтобы отстоять национальные интересы, надо найти весомые аргументы. А их-то как раз и нет пока.

Премьер, ссылаясь на туманные оговорки в законодательстве, запретил строительство частных нефтепроводов. Однако, по данным главы "Транснефти" Семена Вайнштока, резервы экспортной трубы в ближайшие несколько лет будут исчерпаны, а строительство новых трубопроводов на бюджетные деньги не предусмотрено. Никто в правительстве сегодня толком не представляет, сколько нужно добывать и экспортировать стратегического сырья - главного источника пополнения бюджета. Понятно, что чем больше - тем лучше. Но что делать с конъюнктурным потоком нефтедолларов, хлынувших в Россию? Складывать в кубышку золотовалютных резервов, стабилизационного фонда, тем самым косвенно провоцируя рост инфляции и ограничивая темпы роста экономики? Или, может быть, начать строительство нефтехранилищ, как предлагал в свое время Игорь Юсуфов, и оградить таким образом отрасль, а значит, и бюджет от колебаний мировой конъюнктуры? И что в связи со всем этим делать с соглашениями о разделе продукции? Часть из проектов уже разрабатывается, и отменить их - значит в очередной раз дискредитировать национальный инвестиционный режим, в который едва-едва поверили на Западе... Опять же неясно, нужны ли богатеющей России услуги западных инвесторов. Если собрать все, что уходит в офшоры, хранится "в чулках" и мертвым грузом оседает в Банке России, возможно, России этого хватит на все национальные реформы и инновации.

Вопросов больше, чем ответов. Пока они не будут получены, "голубую фишку" СРП будут задвигать в самый дальний угол российского игрового поля.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль